Тема 11. Проблемы материалистического понимания истории
11. 1. _Основные принципы и специфические особенности материалистического понимания истории.
Общество - часть материального мира, социальная форма движения материи. Знание о законах материализма и диалектики в применении к общественным процессам полагает выявить сущность материалистического понимания истории, специфические законы общественного развития.
Применение материализма в объяснении исторического процесса дело чрезвычайно сложное и трудное, общефилософские принципы материализма автоматически не ведут к материалистическому объяснению истории. Можно, например признавать, что сознание есть продукт высокоорганизованной материи, что оно вторично, оставаясь при этом идеалистом в понимании истории, считая общественное сознание первичным по отношению к материальному бытию.
В обществе действуют конкретные люди, преследующие определенные цели. Будучи сознательными существами, обладающими волей, они стремятся к осуществлению своих интересов. Роль сознания в их деятельности трудно переоценить. Однако наряду с верным отражением действительности, общественное сознание содержит в себе и идеалистические представления. Основной гносеологической причиной существования исторического идеализма является абсолютизация роли сознания (идей) в исторических событиях. Поверхностный, обыденные взгляды на вещи не позволяют проникнуть в сущность происходящего, увязать его с развитием общества в целом и сделать необходимые для себя практические выводы. Тезис "идеи правят миром" не просто жив, но проявляет себя сегодня в безответственных субъективистских, популистских заявлениях и действиях, в стремлении некоторой части общества волюнтаристски разрешать социально-экономические проблемы, не считаясь с объективными закономерностями.
Конечно, общество есть продукт исторической жизнедеятельности людей, связанной с человеческим сознанием. Однако все более и более убеждаемся в правильности основного материалистического положения о том, что в конечном счете "не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". Общественное же бытие, это прежде всего производство материальных условий жизни человека и те отношения, которые складываются между людьми.
Человеческая история - это не только история возникновения и смены философских теорий и политических учений, моральных норм и эстетических представлений, это не только возникновение, расцвет и падение государств, жизнь и деятельность выдающихся личностей. За всем этим лежит некая основа, придающая связь и непрерывность человеческой истории. Такой основой служит материальное производство - необходимое условие общественной жизни.
Непреходящая материалистическая ценность марксизма заключается в том, что он не остановился на констатации эмпирической очевидности, а пошел дальше, увидев за повторением событий и процессов подлинные законы развития человеческой истории. В Марксизме содержатся подлинно научные утверждения, прошедшие проверку общественной практики, которые как научные, должны использоваться в объяснении общественных явлений и общественной практике.
Ф. Энгельс писал: "… Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д. ; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, - а не наоборот, как это делалось до сих пор". (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. , т. 19, стр. 350-351).
Материалистические положения, объясняющие практику не из идей, а идейные образования из практики, являются основой научного подхода к пониманию исторических процессов, познанию объективных законов развития общества. Вот почему анализу материального производства, его источникам и движущим силам, одним словом - проблемам труда в материалистическом понимании истории уделяется исключительное внимание.
Познание диалектики производительных сил и производственных отношений позволяет проникнуть в сущность материального производства, понять законы его самодвижения и саморазвития, увидеть, что развитие общества есть естественно-исторический процесс, для которого происходящий по своим особым объективным законам. В не должно быть места ни субъективизму, ни волюнтаризму, ни фатализму.
Исследование этих проблем показывает так же, что способ производства является определяющим фактором развития других сфер общественной жизни, определяет социальную структуру общества, его политической организации, влияет на развитие различных форм общественного сознания. Это имеет огромное значение не только для понимания прошлого, но является так же необходимым условием для современной успешной общественно-производственной деятельности людей. Социально-философский материалистический анализ развития материального производства должен помочь обоснованию необходимых путей и средств социально-экономических преобразований в стране,
- Введение в философию
- Оглавление
- Раздел 1. Историко-философское введение
- Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе 5
- Тема 2. Исторические типы философии 16
- Тема 3. Философская мысль в Башкортостане 53
- Раздел II Философское понимание мира. Диалектика и теория познания. 72
- Тема 4. Бытие и его основные формы. Материя, движение.
- Тема 5. Природа.
- Тема 6. Сознание, его сущность и генезис
- Раздел 1. Историко-философское введение
- Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.
- 1. 1. Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы
- 1. 3. Роль и значение философии, ее основные функции.
- 1. 4. Философия и наука.
- Тема 2. Исторические типы философии
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.
- 2. 4. Классическая немецкая философия.
- 2. 5. Отечественная философская мысль в XI-XIX вв. :
- 2. 7. Зарубежная философия хх века.
- Тема 3. Философская мысль в Башкортостане
- 3. 1. Философские идеи в башкирском фольклоре.
- Тема 4. Бытие и его основные формы. Материя, движение,
- 4. 1. Категория бытия и его место в философии.
- 4. 3. Философия о многообразии и единстве мира.
- Тема 5. П р и р о д а
- 5. 1. Понятие природы. Природа и общество.
- 5. 3. Сущность и глобальный характер экологической проблемы.
- 5. 4. Пути решения экологической проблемы. Понятие ноосферы.
- Тема 6. Сознание, его сущность и генезис
- 6. 1. Проблема сознания и ее место в философии.
- 6. 3. Сознание и мозг. Материальное и идеальное.
- 6. 5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки.
- Тема 7. Диалектика и ее альтернатива. Концепция развития.
- 7. 1. Диалектика как наука.
- IV. 3. Понятие о законах и категориях диалектики.
- Тема 8. Познание как отражение действительности.
- 8. 2. Роль и место практики в познавательном процессе.
- 8. 4. Проблема истины в философии и науке. Критерий истины.
- 8. 5. Познание и творчество.
- Тема 9. Научное познание, его формы и методы
- 9. 3. Основные этапы познавательного цикла и формы
- Раздел III. Социальная философия
- Тема 10. Общество: основы философского анализа
- 10. 2. _Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу
- 10. 3. _Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Проблемы социального детерминизма
- Тема 11. Проблемы материалистического понимания истории
- 11. 2. _Материальное производство
- 11. 4. _ Общественно-экономическая формация
- 11. 5. _ Базис и надстройка
- 11. 6. _Социальная эволюция и революция
- Тема 12. Движущие силы и субъекты исторического процесса
- 12. 2. _Социальная структура общества.
- Тема 13. Политическая система общества
- 13. 1. _Политическая система общества и ее элементы
- 13. 2. _Государство: его происхождение и сущность
- 13. 3. _Правовое государство и гражданское общество
- Тема 14. Культура и цивилизация
- 14. 3. _Человек и культура. Культура и формирование личности.
- 14. 4. _ Культура и цивилизация.
- Тема 15. Духовная жизнь общества. Общественное сознание,
- 15. 1. _Духовное производство и духовная жизнь общества.
- 15. 2. _ Понятие общественного сознания и его структура
- 15. 3. _Общественное и индивидуальное сознание и их
- 15. 5. _Формы общественного сознания.
- Тема 16. Общественный прогресс и глобальные проблемы
- 16. 2. _Социальный прогресс и его критерий.
- 16. 3. _Глобальные проблемы современности и основные пути
- Тема 17. Человек, личность и свобода. Ценности
- 17. 1. _Проблема человека и его свобода в философии.