logo search
Балашов Л

10.7. Золотая середина

Золотая середина — середина между крайностями, единство противоположностей, исключающее крайности. Находиться между Сциллой и Харибдой, между молотом и наковальней.

Крайность — это противоположность, исключающая, вытесняющая, не допускающая другую противоположность.

Крайность нежелательна или даже опасна. Опасная крайность — это либо Сцилла, либо Харибда.

«Бросаться в крайность» — нарушать меру.

ЛК

лп

пп

ПК

Рис. 16

ПК — правая крайность

ЛК — левая крайность

пп — правая противоположность

лп — левая противоположность

— область золотой середины (нормы-меры)

Ниже приводится таблица противоположностей и крайностей (табл. 4), поясняющая схему взаимоотношения золотой середины, противоположностей и крайностей.

ПК

пп

лп

ЛК

трусость

осторожность

смелость, отвага,

храбрость

безрассудство,

отчаянность

застенчивость,

самоуничижение,

забитость

скромность

гордость

гордыня,

высокомерие,

надменность

кичливость

альтруизм,

самоотвержение

любовь к другим

любовь к себе

эгоизм,

себялюбие

расточительность

щедрость

бережливость

скупость

жадность

доверчивость

доверие

бдительность

подозрительность

легковерие

вера

сомнение,

скепсис

скептицизм,

неверие, безверие

прекраснодушие,

мечтательность

оптимизм

реализм,

трезвость

пессимизм

растворение в

общении

общение

уединение

одиночество

национализм,

шовинизм

патриотизм

интернационализм

космополитизм

сибаритство,

распутство

?

умеренность

аскетизм

бесстыдство,

цинизм

раскованность

стыдливость

робость,

стеснительность

В педагогике:

диктат, деспотизм,

тирания

требовательность

чуткость

попустительство

В Древней Греции идея меры или золотой середины была одной из самых важных в системе жизненных принципов. Девиз «ничего слишком» («всё в меру») был начертан на стене главного греческого храма — храма Аполлона в Дельфах. Величайший философ Древней Греции, Аристотель, разработал целую теорию золотой середины. И впоследствии философы не раз возвращались к этой теории. А. Шопенгауэр, например, в подтверждение теории золотой середины приводил следующие соображения: «Всякое человеческое совершенство родственно какому-нибудь недостатку, в который оно может перейти; но точно так же и, наоборот, каждому недостатку соответствует известное совершенство. Поэтому заблуждение, в которое мы впадаем иногда относительно какого-либо человека, часто основывается на том, что мы в начале знакомства смешиваем его недостатки с родственными им совершенствами или же наоборот. Оттого нам тогда осторожный кажется трусом, бережливый — скупым или же расточитель — щедрым, грубость — прямотою и откровенностью, наглость — благородною самоуверенностью и т. д.» («Parerga und Paralipomena» — А. Шопенгауэр. Афоризмы и истины. М., Харьков, 2000. С. 657).