9.5. Развитие
Развитие есть сложное органическое движение во времени, органическое единство (взаимоопосредствование) изменения и сохранения.
Развитие — сложноорганизованное изменение циклического характера. В нем, как уже было сказано, осуществляется органический синтез изменения и сохранения. Момент сохранения в развитии выражается в понятии повторяемости или возвращения якобы к старому. Момент изменения — в понятиях необратимость, поступательность.
Геометрическим образом развития, как и сложного противоречия, является спираль. Развитие органически соединяет стрелу времени и круг времени (периодичность, ритм), т. е. необратимость и обратимость.
ПОВТОРЯЕ- ПОСТУПАТЕ- МОСТЬ ЛЬНОСТЬ (ЦИКЛИЧ- [НЕОБРАТИ- НОСТЬ) МОСТЬ] [ОДНОНАПРАВ- ЛЕННОСТЬ]
Рис. 12. Диаграмма (структурная схема) категории «РАЗВИТИЕ» |
Развитие — это реорганизующее, а не разрушающее или созидающее, изменение. Это изменение во имя сохранения (наверное, можно сказать и наоборот: сохранение во имя изменения; ни одна из указанных сторон в развитии не преобладает, если говорить о развитии вообще, в целом, как категориальном определении).
Если рассматривать развитие с точки зрения соотношения прямых и обратных изменений, то вырисовывается такая картина. Когда речь идет просто об изменении, то это либо прямое изменение (возникновение, созидание), либо обратное изменение (уничтожение, разрушение). Здесь действует «закон» или.
Когда речь идет о сохранении (сохраняющемся процессе), то в нем прямое и обратное изменение уравновешивают друг друга и в целом мы наблюдаем сохранение. В этом случае действует «закон» и (прямое и обратное изменение).
Теперь, если мы возьмем развитие, то увидим, что в нем действуют сразу оба «закона»: или и и. Рассмотрим это на примере индивидуального развития человека. Сначала рождение, затем рост, взросление, возмужание. Здесь преобладают процессы, которые имеют характер прямого изменения (возникновение, созидание). На стадии старения преобладают процессы, имеющие характер обратного изменения (разрушения, уничтожения). В зрелом возрасте процессы созидании и разрушения уравновешиваются. Таким образом, в одном случае мы видим «или»: либо рост и взросление, либо старение и умирание; а в другом случае — «и»: созидание и разрушение в зрелом возрасте, т. е. человек в этот период одновременно растет и стареет, причем в одинаковой мере.
Далее, в зависимости от глубины взаимоопосредствования изменения и сохранения развитие бывает разной степени сложности (говорят еще о низших и высших формах развития).
Развитие первой степени сложности (низшая форма развития) это, очевидно, развитие простейшего живого организма, каковым является одноклеточный организм. Такое развитие имеет две стадии (ступени, фазы): рост (метаболизм) и деление (митоз). На стадии роста (метаболизма) мы видим опосредствование изменения сохранением. Формула опосредствования: (И — Сх — И) , где И -изменение, Сх — сохранение. Если взять простейший метаболический процесс — ферментативную реакцию, — то увидим, что в этом процессе направленное изменение опосредуется ферментом — белком с сохраняющейся структурой. На уровне всеобщего метаболизма клетки таким опосредователем выступает молекула ДНК.
На стадии деления (митоза) мы видим противоположное опосредствование — сохранения изменением: (Сх — И — Сх). Сохранение в «лице» молекулы ДНК опосредуется митотическим процессом деления — молекула ДНК изменяется, но так, что в конечном счете она остается той же самой. Сохранение опосредуется изменением.
Таким образом, развитие 1-ой степени сложности можно выразить в виде формулы взаимоопосредствования:
Р1 = (Сх — [И — Сх) — И]
Развитие высших животных — это уже развитие n-ой степени сложности. В нем мы видим не две стадии (рост и деление), а несколько: зародыш, детеныш, взрослая особь, старая особь. Взрослая особь дает потомство. Так что и в развитии n-ой степени сложности просматриваются два фундаментальных процесса: рост и размножение, обмен веществ (метаболизм, ассимиляция + диссимиляция) и воспроизведение себе подобного.
Спиралевидность развития наиболее ярко выступает в факте воспроизведения себе подобного. Рождение и воспитание новой особи — это возвращение якобы к старому: рождению и воспитанию особи-родителя.
Как я уже говорил, повышение степени сложности развития обусловлено или выражается в углублении взаимоопосредствования изменения и сохранения. Это углубление происходит как бы скачками. Развитию 1-ой, 2-ой, 3-ей и т. д. степени сложности соответствуют различные дискретные уровни взаимоопосредствования. Чем сложнее развитие, тем более глубокие слои (пласты) изменения и сохранения оно «захватывает» в результате взаимоопосредствования этих противоположных форм движения во времени.
Сопоставим для примера: развитие одноклеточного организма и развитие высшего животного. Последнее на несколько порядков сложнее-выше первого. И что же мы видим? Рамки сохранения и изменения у высших животных раздвинуты неизмеримо больше, чем у одноклеточных организмов. Глубина и спектр изменений намного сильнее выражены у высших животных (взять хотя бы такой аспект изменений, как энергетический: энергия преобразований в организме высокоразвитого животного не идет ни в какое сравнение с энергией преобразований в одноклеточном организме. То же можно сказать о сохранении или сохраняемости (устойчивости). Например, продолжительность жизни одноклеточного организма в среднем намного меньше продолжительности жизни высшего животного (мы не берем, конечно, случаи анабиоза, когда одноклеточные организмы могут в споровидном состоянии существовать очень долго). Выше я приводил примеры индивидуального развития, т. е. развития отдельных организмов, живых существ, особей, людей. Однако развиваться могут и их сообщества. Сообщество, если это действительно сообщество, имеет определенные черты организма и поэтому оно не просто изменяется, а развивается подобно организму. В самом деле, мы говорим, например, о народах, нациях, странах, цивилизациях, которые в прошлом «проходили» определенный цикл развития, «переживали» разные фазы своего развития подобно живому организму, а именно, возникновение, подъем, расцвет, упадок, гибель (сравн. фазы индивидуального развития человека: рождение, юность, зрелость, старость, смерть). — См. ниже диаграмму (структурную схему) высших форм развития — 1+n-ой степени сложности (рис. 13).
ВЗРОС- ЛОСТЬ
[ПОДЪЕМ] [РАСЦВЕТ] [УПАДОК] ЮНОСТЬ ЗРЕЛОСТЬ СТАРОСТЬ
(рост, (размножение) (инволюция преобла- увядание, дание одряхление, созидания преобладание над разру- разрушения шением) над сози- данием)
|
Следует подчеркнуть: развитие сообщества подобно, но не тождественно развитию организма. Здесь скорее нужно говорить о двух разных типах развития: историческом и индивидуальном. Поскольку под историческим развитием порой имеют в виду то, что я называю становлением (см. ниже «Становление»), буду употреблять лишь выражение «развитие сообщества». Итак, в развитии сообщества более сильно выражены статистические, вероятностные моменты. Это, во-первых. Во-вторых, развитие сообщества, как бы сказать, менее правильно, менее спиралевидно. Оно может представлять собой только один сильно вытянутый виток спирали или несколько вытянутых витков. (Развитие организмов представляет собой, как правило, непрерывный ряд витков — длинную и достаточно сжатую спираль, или непрерывную цепь поколений). Одним словом, развитие сообщества по сравнению с развитием организма более «размыто», менее четко выражено и, в самом деле, напоминает становление. Развитие организма по форме ближе к кругу, а развитие сообщества — ближе к стреле. Исходный и конечный пункты в цикле индивидуального развития ближе друг к другу, точнее, более подобны друг другу, чем исходный и конечный пункты в цикле развития сообщества. Субкатегориями развития являются следующие:
цикл развития (это как бы «целое» развития);
фаза, стадия, ступень развития (а это как бы «часть» развития);
рост и размножение (это как бы «непрерывное и дискретное количество» развития; рост — непрерывно-количественное изменение (увеличение), а размножение — дискретно-количественное изменение); эмбриогенез, рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть — качественно отграниченные стадии индивидуального развития. Им соответствуют понятия взросление, созревание, возмужание, старение, развитость, неразвитость, недоразвитость, взрослость и т. д.);
возникновение, подъем, расцвет, упадок, гибель — качественно отграниченные стадии развития сообщества (преимущественно, человеческих сообществ).
Таков примерный список субкатегорий.
Дадим некоторые пояснения диаграмме развития. Из диаграммы видно, что мы проводим различие между «взрослостью» и «зрелостью». «Взрослость» — это просто промежуточное состояние между «юностью» и «старостью», а «зрелость» — органический синтез всего положительного, что имеется в «юности» и «старости». Мы говорим, например, о зрелости индивидуума и отличаем ее от простой «взрослости». Показателем взрослости является возраст. Показателем зрелости является не только возраст, но и деяния, как говорят, не мальчика, но мужа. Для высшего животного показателем зрелости является не просто способность к воспроизведению себе подобного, а рождение и воспитание детеныша. Именно этим животное оправдывает свою жизнь. Зрелость — это такое состояние организма, когда возникает действительная связь поколений, когда передается эстафетная палочка родовой жизни другим поколениям.
- Москва 2005
- Isbn Балашов л. Е., 2005 г.
- Глава 8. Материя 141
- Глава 9. Движение 179
- Глава 10. Противоречие 205
- Глава 11. Становление 236
- Глава 12. Учение о человеке (философская антропология) 280
- Глава 13. Жизнь, смерть, бессмертие 291
- Глава 14. Гуманизм, либерализм и свобода 347
- Глава 15. Учение об обществе (социальная философия) 371
- Глава 16. Деятельность, субъект, объект 460
- Глава 17. Мышление 491
- Глава 18. Творчество 554
- Для чего нужно изучать философию?
- Раздел Первый. Введение глава 1. Что такое философия?
- 1.1. Любовь к мудрости
- 1.2. Предмет и «части» философии
- 1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений
- 1.4. Практическая философия
- Раздел второй. Краткий очерк истории философии глава 2. Философия древнего мира и средневековья
- 2.1. Зачем нужно знать историю философии?
- 2.2. Протофилософия
- 2.3. Ранние греческие философы
- 2.4. Сократ
- 2.5. Платон
- 2.6. Аристотель
- 2.7. Киники
- 2.8. Древняя философия после Аристотеля
- 2.9. Философия средневековья
- Глава 3. Философия XV-XVIII веков
- 3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века)
- 3.2. Ф. Бэкон
- 3.3. Р. Декарт
- 3.4. Б. Спиноза
- 3.5. Т. Гоббс
- 3.6. Д. Локк
- 3.7. Г. Лейбниц
- 3.8. Дж. Беркли и д. Юм
- 3.9. Вольтер и Руссо
- 3.10. Французские философы-материалисты XVIII в.
- 3.11. И. Кант
- Глава 4. Философия в XIX веке
- 4.1. Гегель
- 4.2. Послегегелевская философия
- 4.3. О. Конт
- 4.4. Л. Фейербах
- 4.5. Марксистская философия
- 4.6. А. Шопенгауэр
- 4.7. С. Кьеркегор
- 4.8. Ф. Ницше
- Глава 5. Русская философия XIX – XX веков
- 5.1. Общая характеристика русской философии
- 5.2. Западники и славянофилы
- 5.3. П. Я. Чаадаев
- 5.4. В. Г. Белинский и а. И. Герцен
- 5.5. В. С. Соловьев
- 5.6. Н. А. Бердяев
- 5.7. Русский космизм
- 5.8. В. И. Ленин
- Глава 6. Философия хх века
- 6.1. З. Фрейд
- 6.2. Феноменология
- 6.3. Экзистенциализм
- 6.4. Прагматизм
- 6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия
- 6.6. К. Поппер
- 6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды.
- 6.8. Постмодернизм
- 6.9. Современная философская мысль
- Раздел третий. Философская картина мира глава 7. Философское понимание мира
- 7.1. Картины мира
- 7.2. Бытие, существование
- 7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное)
- 7.4. Источники построения категориальной картины мира
- 7.5. Категориальная структура мира
- 7.6. О категориальном детерминизме
- 7.7. Категориальная картина мира
- 7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями
- 7.9. Материя и движение
- Глава 8. Материя
- 8.1. Структура материи
- 8.2. Качество
- 8.3. Количество
- 8.4. Мера
- 8.5. Виды материи
- Тело, мезоматерия, группа
- 8.6. Тело
- 8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент
- 8.8. Виды тела
- 8.9. Группа (групповая материя)
- 8.10. Мезоматерия
- 8.11. Органические виды материи: организм, сообщество
- Виды организма и сообщества
- Глава 9. Движение
- 9.1. Общая характеристика движения
- 9.2. Пространство
- 9.3. Время
- 9.4. Виды движения Движение в пространстве
- Движение во времени
- 9.5. Развитие
- Глава 10. Противоречие
- 10.1. Общая характеристика противоречия
- 10.2. Структура противоречия
- Простые (внутренние и внешние) противоречия
- 10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение)
- 10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей)
- 10.5. Сложные (органические) противоречия
- 10.6. Гармонические и антагонистические противоречия
- 10.7. Золотая середина
- 10.8. Противоречия в мышлении
- Глава 11. Становление
- 11.1. Общая характеристика становления
- 11.2. Становление и развитие
- 11.3. Возможность
- 11.4. Действительность
- 11.5. Закон и явление
- 11.6. Причина — действие — следствие
- 11.7. Вещь — свойство — отношение
- 11.8. Сущность
- 11.9. Форма и содержание
- 11.10. Старое и новое
- 11.11. Эволюция и революция
- Раздел четвертый. Философия человека глава 12. Учение о человеке (философская антропология)
- 12.1. Что такое человек?
- 12.2. Человек-общество-природа
- 12.3. Сущность человека
- 12.4. Происхождение человека
- 12.5. Организация человека
- 12.6. Типология человека
- Глава 13. Жизнь, смерть, бессмертие
- 13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни
- Смысл жизни
- Цель жизни
- 13.2. Смерть и бессмертие
- 13.3. Живая связь смертности и бессмертия
- 13.4. Как мы “делаем” бессмертие? Продолжение человеческого рода, любовь
- Творческое бессмертие
- 13.5. Потенциальное бессмертие
- 13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем)
- 13.7. Активное долголетие
- Почему люди стремятся жить как можно дольше и почему надо жить как можно дольше?
- Как поправить-укрепить свое здоровье?
- Что надо делать для того, чтобы жить долго и счастливо?
- 13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни
- 13.9. Человеческое счастье Взаимосвязь смысла жизни и счастья
- Что такое счастье?
- Счастье: и результат везения, и результат борьбы-труда
- Счастье — единство удовлетворенности и неудовлетворенности
- Основа счастья — в единстве личного и общего
- Можно ли сделать людей счастливыми, а тем более заставить их быть счастливыми?
- 13.10. Любовь
- 13.11. Человеческий смысл творчества
- Какую профессию выбрать?
- Глава 14. Гуманизм, либерализм и свобода
- 14.1. Гуманизм — философия человечности
- 14.2. Либерализм
- 14.3. Cвобода
- Противоположные взгляды на свободу
- О так называемом парадоксе свободы
- Свобода как возможность выбора
- Способность выбора
- Формула свободы
- Зависимость и независимость
- Глава 15. Учение об обществе (социальная философия)
- 15.1. Общество — взаимодействие людей
- 15.2. Структура общества
- 15.3. Государство
- Смена форм государственной власти
- Многопартийность и демократия
- 15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация)
- 15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм
- 15.6. Отношения между людьми. Справедливость
- Cправедливость
- 15.7. Коллективизм и/или индивидуализм
- 15.8. Критика идей социализма и коммунизма
- Механистический тоталитаризм
- 15.9. Мораль, право, политика
- 15.10. Золотое правило поведения
- Золотое правило — главный принцип человеческого общежития
- 15.11. Добро и зло Отличие моральных понятий добра и зла от общих понятий блага и зла
- Что такое добро?
- Добро и зло в плане соотношения действительности и возможности
- Человек по своей природе добр. Добро и зло относятся друг к другу как норма и патология
- Как бороться со злом и надо ли с ним бороться?
- 15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении
- 15.13. О культуре поведения
- 15.14. Культура
- Феномен антикультуры
- 15.15. Наука
- 15.16. Искусство
- 15.17. Религия
- Об атеизме и свободомыслии
- Мистика
- 15.18. Цивилизация
- 15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. Наше время и ложный объективизм
- Глобальные проблемы. Глобализм и антиглобализм
- Экогуманизм
- Человечество на рубеже веков
- Человечество на рубеже тысячелетий
- В чем состоит исторический прогресс?
- Периодизация человеческой истории
- Эволюция и революция в человеческом обществе
- Раздел пятый. Философия деятельности. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология
- Глава 16. Деятельность, субъект, объект
- 16.1. Деятельность
- 16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность
- 16.3. Цель, средство, результат
- 16.4. Субъект и объект
- Идеальное и реальное (психическое и физическое)
- 16.5. Виды человеческой деятельности
- Мышление
- Физический
- (Материальное)
- 16.6. Труд, отдых, игра, творчество
- 16.7. Психика
- Вера и убеждение
- 16.8. Сознание
- Несчастное и преступное сознание
- Самосознание
- 16. 9. Воля
- 16.10. Язык
- 16.11. Опыт
- Глава 17. Мышление
- 17.1. Как мы думаем?
- 17.2. Способности мышления
- 17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость) Хитрость
- Мудрость
- 17.4. Рассудок (дедуктивная логика) Рассудок и логика
- Дедукция, рассуждение
- 17.5. Вероятностное мышление
- Предположение
- 17.6. Ум (интуиция) Чутье, наитие, умонастроение, догадка
- Что нужно для развития чутья, интуиции?
- Ограниченность и абсолютизация интуиции
- 17.7. Разум (диалектическое мышление) Идея — мысль Разума
- Диалектика идеи
- Место идеи в творческом процессе
- 17.8. Категориальный строй мышления
- Категориальная логика мышления
- Как категории работают-проявляют себя?
- “Кухня” категориальной логики
- Категории — краски и кисти философа
- Методологическая функция категориальной логики
- 17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление)
- Глава 18. Творчество
- 18.1. Жизнедеятельность
- 18.2. Сущность творчества
- Талант и гений
- Задаток → способность → талант → гений
- 18.3. Познание
- 18.4. Индивидуальное и коллективное познание
- 18.5. Формы индивидуального познания
- 18.6. Наука (коллективное познание)
- Гипотеза
- 18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции
- 18.8. Практика
- Благо (ценность)
- Виды практики
- 18.9. Игровая деятельность
- 18.10. Искусство (художественная деятельность)
- 18.11. Спорт
- Задачи и упражнения по философии к разделу «Введение. Что такое философия?»
- К разделу «История философии»
- К разделу «Философская картина мира»
- К разделу «Философия человека»
- К разделу «Философия деятельности»
- Пояснения и методические рекомендации
- Литература
- Книги автора
- Указатель имен
- Предметный указатель
- Вопрос 253, 254
- Лев Евдокимович Балашов Философия: Учебник