Эволюция и революция в человеческом обществе
Выше, в разделе «Философская картина мира» были рассмотрены такие предельно широкие понятия, как становление, развитие, эволюция, революция. Зона действия обозначаемых этими понятиями процессов, безусловно, выходит за рамки человеческой истории. Тем не менее, стоит поразмышлять над их категориальным статусом применительно к ней. Ведь они как меридианы и параллели позволяют определить направление исторического процесса, возможные пути-дороги на длительную перспективу.
Человеческая история — продолжение истории живой природы и в качестве такового она не хуже и не лучше последней. Как и в истории живой природы, в ней есть место для эволюций и революций. Она — арена эволюционных и революционных процессов.
В последние два-три века в связи с известными историческими событиями, процессами понятия эволюции и революции стали предметом ожесточенных споров и дискуссий. К ним, как ни к каким другим понятиям, применим тезис Т. Гоббса: если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, то они, наверное опровергались бы. Консервативно настроенные люди вообще против любых изменений: и революционных, и эволюционных. Умеренные эволюционисты за постепенные изменения-преобразования, за реформы, но против революций. Революционеры, конечно, за революционный путь преобразования общества, хотя они не отвергают и путь реформ (но только не вместо революции, а после нее). И, наконец, ультрареволюционеры-ультрарадикалы за перманентную, непрерывную революцию и против эволюционных изменений-преобразований. Крайние взгляды, нужно, безусловно, отсечь как абиотические, противоестественные, антигуманные. Умеренные взгляды с той и другой стороны заслуживают того, чтобы относиться к ним серьезно. Сторонники социальной эволюции утверждают, что для общества как большой массы, статистического ансамбля людей наиболее естественны, соразмерны медленные, постепенные изменения. Сторонники социальной революции утверждают, что общество подобно живому организму имеет устойчивую форму, организацию, которую можно изменить лишь скачком, т. е. что переход от одного способа организации общества к другому невозможен эволюционным путем. Те и другие правы по-своему. Каждый из них видит общество с одной стороны. Эволюционисты слишком большое значение придают содержанию, считают, что его изменением можно добиться всего, а форму предлагают не трогать, не изменять. Революционеры, напротив, преувеличивают значение формы (вернее, не формы, а ее изменения), считают, что от изменения формы зависит все, а содержание — этакое приложение к форме, которое автоматически меняется вслед за ее изменением. Эволюционисты «молятся» на старое, потому что оно старое. Революционеры «молятся» на новое, потому что оно новое.
Революция без эволюции — социальное потрясение, катастрофа. Эволюция без революции — социальный застой, болото, медленная смерть.
Сторонники эволюции и революции должны осознать, что для общества в равной степени важны революция и эволюция, и договориться друг с другом. Ожесточение споров, войн белых и красных должно уйти в прошлое. Приверженцы старого пусть знают, что новое рано или поздно придет на смену старому или потеснит его; с ним лучше разбираться спокойно, по-человечески, без крови и насилия, лучше договариваться, а не драться. Сторонники нового пусть знают, что насилие над старым, торопливость, забегание вперед может обернуться поражением нового. Опыт Октябрьского переворота в России показывает также, что новое не всегда является действительно новым, т. е. поднимающим жизнь общества на более высокую ступень становления. Это «новое» может быть движением в сторону или даже движением назад (как в случае, например, с исламской «революцией» в Иране). Октябрьский переворот не был по-настоящему революцией1. Ведь даже согласно Марксу революции — локомотивы истории2. А результаты и последствия Октябрьского переворота не таковы. Коммунистическая Россия все время плелась в хвосте мирового прогресса, была фактически, за малым исключением, паразитом мирового прогресса. Знаменитый лозунг 30-ых годов «Догоним и перегоним!» так и не был реализован. Да, Октябрьский переворот привел к серьезным изменениям в жизни России. Но были ли эти изменения восхождением от низшего к высшему? Нет, конечно.
Оказывается, не все, что люди называют революцией, на самом деле является революцией. Общественные потрясения и государственные перевороты сами по себе не являются революциями. Революция — такое изменение формы общества (общественного строя), которое ведет к переходу от низшего к высшему. Всякое другое употребление слова «революция» является осознанным или неосознанным искажением его смысла, политической спекуляцией или наивной демагогией.
Оценить тот или иной общественный процесс как революцию можно скорее всего лишь ретроспективно, задним числом, по прошествии определенного, достаточно длительного времени. (Выше я говорил, что революция имеет смысл революции лишь в логической связке с эволюцией. Она должна быть подготовлена эволюцией и проверена, испытана на прочность эволюцией же.)
- Москва 2005
- Isbn Балашов л. Е., 2005 г.
- Глава 8. Материя 141
- Глава 9. Движение 179
- Глава 10. Противоречие 205
- Глава 11. Становление 236
- Глава 12. Учение о человеке (философская антропология) 280
- Глава 13. Жизнь, смерть, бессмертие 291
- Глава 14. Гуманизм, либерализм и свобода 347
- Глава 15. Учение об обществе (социальная философия) 371
- Глава 16. Деятельность, субъект, объект 460
- Глава 17. Мышление 491
- Глава 18. Творчество 554
- Для чего нужно изучать философию?
- Раздел Первый. Введение глава 1. Что такое философия?
- 1.1. Любовь к мудрости
- 1.2. Предмет и «части» философии
- 1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений
- 1.4. Практическая философия
- Раздел второй. Краткий очерк истории философии глава 2. Философия древнего мира и средневековья
- 2.1. Зачем нужно знать историю философии?
- 2.2. Протофилософия
- 2.3. Ранние греческие философы
- 2.4. Сократ
- 2.5. Платон
- 2.6. Аристотель
- 2.7. Киники
- 2.8. Древняя философия после Аристотеля
- 2.9. Философия средневековья
- Глава 3. Философия XV-XVIII веков
- 3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века)
- 3.2. Ф. Бэкон
- 3.3. Р. Декарт
- 3.4. Б. Спиноза
- 3.5. Т. Гоббс
- 3.6. Д. Локк
- 3.7. Г. Лейбниц
- 3.8. Дж. Беркли и д. Юм
- 3.9. Вольтер и Руссо
- 3.10. Французские философы-материалисты XVIII в.
- 3.11. И. Кант
- Глава 4. Философия в XIX веке
- 4.1. Гегель
- 4.2. Послегегелевская философия
- 4.3. О. Конт
- 4.4. Л. Фейербах
- 4.5. Марксистская философия
- 4.6. А. Шопенгауэр
- 4.7. С. Кьеркегор
- 4.8. Ф. Ницше
- Глава 5. Русская философия XIX – XX веков
- 5.1. Общая характеристика русской философии
- 5.2. Западники и славянофилы
- 5.3. П. Я. Чаадаев
- 5.4. В. Г. Белинский и а. И. Герцен
- 5.5. В. С. Соловьев
- 5.6. Н. А. Бердяев
- 5.7. Русский космизм
- 5.8. В. И. Ленин
- Глава 6. Философия хх века
- 6.1. З. Фрейд
- 6.2. Феноменология
- 6.3. Экзистенциализм
- 6.4. Прагматизм
- 6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия
- 6.6. К. Поппер
- 6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды.
- 6.8. Постмодернизм
- 6.9. Современная философская мысль
- Раздел третий. Философская картина мира глава 7. Философское понимание мира
- 7.1. Картины мира
- 7.2. Бытие, существование
- 7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное)
- 7.4. Источники построения категориальной картины мира
- 7.5. Категориальная структура мира
- 7.6. О категориальном детерминизме
- 7.7. Категориальная картина мира
- 7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями
- 7.9. Материя и движение
- Глава 8. Материя
- 8.1. Структура материи
- 8.2. Качество
- 8.3. Количество
- 8.4. Мера
- 8.5. Виды материи
- Тело, мезоматерия, группа
- 8.6. Тело
- 8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент
- 8.8. Виды тела
- 8.9. Группа (групповая материя)
- 8.10. Мезоматерия
- 8.11. Органические виды материи: организм, сообщество
- Виды организма и сообщества
- Глава 9. Движение
- 9.1. Общая характеристика движения
- 9.2. Пространство
- 9.3. Время
- 9.4. Виды движения Движение в пространстве
- Движение во времени
- 9.5. Развитие
- Глава 10. Противоречие
- 10.1. Общая характеристика противоречия
- 10.2. Структура противоречия
- Простые (внутренние и внешние) противоречия
- 10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение)
- 10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей)
- 10.5. Сложные (органические) противоречия
- 10.6. Гармонические и антагонистические противоречия
- 10.7. Золотая середина
- 10.8. Противоречия в мышлении
- Глава 11. Становление
- 11.1. Общая характеристика становления
- 11.2. Становление и развитие
- 11.3. Возможность
- 11.4. Действительность
- 11.5. Закон и явление
- 11.6. Причина — действие — следствие
- 11.7. Вещь — свойство — отношение
- 11.8. Сущность
- 11.9. Форма и содержание
- 11.10. Старое и новое
- 11.11. Эволюция и революция
- Раздел четвертый. Философия человека глава 12. Учение о человеке (философская антропология)
- 12.1. Что такое человек?
- 12.2. Человек-общество-природа
- 12.3. Сущность человека
- 12.4. Происхождение человека
- 12.5. Организация человека
- 12.6. Типология человека
- Глава 13. Жизнь, смерть, бессмертие
- 13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни
- Смысл жизни
- Цель жизни
- 13.2. Смерть и бессмертие
- 13.3. Живая связь смертности и бессмертия
- 13.4. Как мы “делаем” бессмертие? Продолжение человеческого рода, любовь
- Творческое бессмертие
- 13.5. Потенциальное бессмертие
- 13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем)
- 13.7. Активное долголетие
- Почему люди стремятся жить как можно дольше и почему надо жить как можно дольше?
- Как поправить-укрепить свое здоровье?
- Что надо делать для того, чтобы жить долго и счастливо?
- 13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни
- 13.9. Человеческое счастье Взаимосвязь смысла жизни и счастья
- Что такое счастье?
- Счастье: и результат везения, и результат борьбы-труда
- Счастье — единство удовлетворенности и неудовлетворенности
- Основа счастья — в единстве личного и общего
- Можно ли сделать людей счастливыми, а тем более заставить их быть счастливыми?
- 13.10. Любовь
- 13.11. Человеческий смысл творчества
- Какую профессию выбрать?
- Глава 14. Гуманизм, либерализм и свобода
- 14.1. Гуманизм — философия человечности
- 14.2. Либерализм
- 14.3. Cвобода
- Противоположные взгляды на свободу
- О так называемом парадоксе свободы
- Свобода как возможность выбора
- Способность выбора
- Формула свободы
- Зависимость и независимость
- Глава 15. Учение об обществе (социальная философия)
- 15.1. Общество — взаимодействие людей
- 15.2. Структура общества
- 15.3. Государство
- Смена форм государственной власти
- Многопартийность и демократия
- 15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация)
- 15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм
- 15.6. Отношения между людьми. Справедливость
- Cправедливость
- 15.7. Коллективизм и/или индивидуализм
- 15.8. Критика идей социализма и коммунизма
- Механистический тоталитаризм
- 15.9. Мораль, право, политика
- 15.10. Золотое правило поведения
- Золотое правило — главный принцип человеческого общежития
- 15.11. Добро и зло Отличие моральных понятий добра и зла от общих понятий блага и зла
- Что такое добро?
- Добро и зло в плане соотношения действительности и возможности
- Человек по своей природе добр. Добро и зло относятся друг к другу как норма и патология
- Как бороться со злом и надо ли с ним бороться?
- 15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении
- 15.13. О культуре поведения
- 15.14. Культура
- Феномен антикультуры
- 15.15. Наука
- 15.16. Искусство
- 15.17. Религия
- Об атеизме и свободомыслии
- Мистика
- 15.18. Цивилизация
- 15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. Наше время и ложный объективизм
- Глобальные проблемы. Глобализм и антиглобализм
- Экогуманизм
- Человечество на рубеже веков
- Человечество на рубеже тысячелетий
- В чем состоит исторический прогресс?
- Периодизация человеческой истории
- Эволюция и революция в человеческом обществе
- Раздел пятый. Философия деятельности. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология
- Глава 16. Деятельность, субъект, объект
- 16.1. Деятельность
- 16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность
- 16.3. Цель, средство, результат
- 16.4. Субъект и объект
- Идеальное и реальное (психическое и физическое)
- 16.5. Виды человеческой деятельности
- Мышление
- Физический
- (Материальное)
- 16.6. Труд, отдых, игра, творчество
- 16.7. Психика
- Вера и убеждение
- 16.8. Сознание
- Несчастное и преступное сознание
- Самосознание
- 16. 9. Воля
- 16.10. Язык
- 16.11. Опыт
- Глава 17. Мышление
- 17.1. Как мы думаем?
- 17.2. Способности мышления
- 17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость) Хитрость
- Мудрость
- 17.4. Рассудок (дедуктивная логика) Рассудок и логика
- Дедукция, рассуждение
- 17.5. Вероятностное мышление
- Предположение
- 17.6. Ум (интуиция) Чутье, наитие, умонастроение, догадка
- Что нужно для развития чутья, интуиции?
- Ограниченность и абсолютизация интуиции
- 17.7. Разум (диалектическое мышление) Идея — мысль Разума
- Диалектика идеи
- Место идеи в творческом процессе
- 17.8. Категориальный строй мышления
- Категориальная логика мышления
- Как категории работают-проявляют себя?
- “Кухня” категориальной логики
- Категории — краски и кисти философа
- Методологическая функция категориальной логики
- 17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление)
- Глава 18. Творчество
- 18.1. Жизнедеятельность
- 18.2. Сущность творчества
- Талант и гений
- Задаток → способность → талант → гений
- 18.3. Познание
- 18.4. Индивидуальное и коллективное познание
- 18.5. Формы индивидуального познания
- 18.6. Наука (коллективное познание)
- Гипотеза
- 18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции
- 18.8. Практика
- Благо (ценность)
- Виды практики
- 18.9. Игровая деятельность
- 18.10. Искусство (художественная деятельность)
- 18.11. Спорт
- Задачи и упражнения по философии к разделу «Введение. Что такое философия?»
- К разделу «История философии»
- К разделу «Философская картина мира»
- К разделу «Философия человека»
- К разделу «Философия деятельности»
- Пояснения и методические рекомендации
- Литература
- Книги автора
- Указатель имен
- Предметный указатель
- Вопрос 253, 254
- Лев Евдокимович Балашов Философия: Учебник