logo
Балашов Л

18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции

Согласно Т. Куну для «нормальной науки» характерно решение текущих задач, опирающихся на соответствующую научную парадигму. Парадигма — совокупность принципов, норм, законов, теорий, методов, определяющих развитие науки в конкретный период ее истории. Нормальные (эволюционные) периоды в становлении науки сменяются революциями. Они связаны с открытиями явлений, которые не вписываются в рамки старой парадигмы. Возникновение и утверждение новой парадигмы знаменует революцию в науке.

Сейчас философы говорят о разных типах рациональности. В этих разговорах продолжается поиск ответа на вопрос, что такое разум, какую роль он играет в жизни человека. В них также можно видеть желание многих философов и ученых уйти от жесткой альтернативы "рационализм–иррационализм" или "рационализм–эмпиризм". Рациональность звучит как-то помягче рационализма. От безудержного восхваления разума в откровенном рационализме и почти патологической ненависти к нему в столь же откровенном иррационализме перешли к своеобразному плюралистическому представлению рациональности, к обсуждению вопроса о разных типах рациональности.