18.3. Познание
Познание — движение, переход от незнания к знанию, от меньшего знания к большему знанию.
Противоположности, в которых движется познание:
истина ↔ ложь |
знание ↔ заблуждение |
известное ↔ неизвестное |
В познавательной деятельности центральным является понятие истины. Истина – соответствие наших мыслей объективной реальности. Знание – мысль, соответствующая объективной реальности, адекватно отображающая ее.
Кроме указанных элементов познания существуют еще теневые категории: незнание, заблуждение, ложь.
Ниже дана диаграмма “Соотношение знания, незнания, заблуждения и истины, не-истины, лжи”.
ЗНАНИЕ Н Е З Н А Н И Е
ЗАБЛУЖ- ДЕНИЕ
ИСТИНА НЕ — ИСТИНА
ЛОЖЬ
Рис. 31. Диаграмма “Соот-ношение знания, незнания, заблуждения и истины, не-истины, лжи” |
Соотношение истины и знания таково: истина — цель познания; знание — результат познания. Истина — то, что ищут. Знание — то, что получают.
Предположение, гипотеза — то, что лежит на полпути между незнанием и знанием.
Истина — это знание в возможности, знание как цель.
Знание — это действительность истины, истина как результат.
Как только мы устанавливаем истину, она тут же становится знанием. Истина, перешедшая в знание, уже не истина. В знании она умирает, как в действительности умирает перешедшая в нее, реализовавшаяся возможность.
Знание и заблуждение
Знание — мысль, соответствующая действительности, истинная мысль. Противоположностью знания является заблуждение.
Заблуждение — представление, не соответствующее действительности, ложное представление. Это — незнание, выдаваемое, принимаемое за знание; ложное представление, выдаваемое, принимаемое за истинное.
Предрассудок — заблуждение, принимаемое без рассуждения, до всякого рассуждения, на веру.
Итак, в нашем сознании помимо знания содержится много такого, что можно оценить как незнание, выдаваемое за знание. Как природа не терпит пустоты, так и ум человеческий не терпит отсутствия знания. Он стремится к полноте знания. Поскольку знать всё невозможно, а хочется, то вольно или невольно человек начинает в ситуации, когда он не знает, выдумывать, воображать некое псевдознание. Так возникает заблуждение.
Никто не застрахован от заблуждений. Поэтому познание — это не только движение от незнания к знанию или от менее полного к более полному знанию, но и процесс освобождения от заблуждений, движение от заблуждения к знанию.
Единственная сфера, в которой с заблуждениями борются осознанно — это наука. Очень редко, когда ученые упорствуют в заблуждениях, поскольку сама наука чистит себя, активно очищается от заблуждений. Ученый в той мере ученый, в какой он самокритичен, свободен от заблуждений. Из всех видов человеческой деятельности наука наиболее объективна и беспристрастна. Некоторые, выдающие себя за ученых (астрологи, парапсихологи, уфологи и т. п.), на самом деле псевдоученые, поскольку они часто незнание выдают за знание, т. е. в большой степени подвержены заблуждению.
Истина и ложь
Иногда истину сопоставляют с заблуждением. Это неверно. Противоположностью истины является ложь, истинного — ложное.
Истина — соответствие наших мыслей объективной реальности. Ложь — несоответствие наших мыслей объективной реальности. Еще Платон писал: "...тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе — лжет".
Движение к истине состоит, по крайней мере, из двух этапов: поиска и установления истины.
Поиск истины начинается обычно с вопроса "что есть истина?" Этот вопрос возникает тогда, когда человек сопоставляет разные мнения-представления об одном и том же или начинает сомневаться в истинности того или иного мнения-представления.
Установление истины — акт перехода от незнания к знанию, в частном случае, от заблуждения к знанию. В последнем случае говорят о прозрении.
Сведение, информация
Сведение — отображение/описание/объяснение/ знание, подготавливаемое для передачи другому, передаваемое другому или получаемое от других. Информация (от лат. informatio — ознакомление, разъяснение) — первоначально то же, что и сведение. В связи с развитием кибернетики, информатики, информационной техники в последние десятилетия понятие информации наполнилось новым смыслом. Теперь информация понимается как сведение, которое можно перевести на язык машины. Информация неотделима от процессов управления. Это значит, что она не является свойством всех материальных образований. Смысл информации имеет лишь то, что служит целям управления. Вне процессов управления нет информации. А управление мы видим лишь в живой природе и человеческом обществе.
Следует отметить, что в связи с бурным развитием информационной техники и технологии у некоторой части специалистов, ученых и философов возникло преувеличенное представление о значении информации в жизни людей. Стали создаваться наукообразные и околонаучные теории, в которых пытаются с помощью понятия информации объяснить всё и вся. Духовное, идеальное, оказывается, имеет информационную природу. Мышление — всего лишь некоторый процесс переработки информации. А нынешнее общество оценивается без тени сомнения как информационное.
Я рассматриваю такое состояние умов как информационный идеализм-редукционизм. Он ничем не лучше вульгарного материализма Бюхнера, Фогта, Молешотта, гносеологического идеализма кантианцев, энергетизма В. Освальда.
Описание
Описание — фиксация, констатация, протокольная запись данных опыта (наблюдения и/или эксперимента).
Истолкование, интерпретация, объяснение
Истолкование, интерпретация — совокупность значений (смыслов), придаваемых каким-либо данным (явлениям, сведениям, текстам, картинам).
Объяснение — истолкование, призванное установить истину. Объяснить — значит пролить свет на то, что является непонятным, загадочным, запутанным. Не всегда объяснение достигает цели, т. е. бывают ложные объяснения или объяснения, вводящие в заблуждение.
Понимание
Понимание — род знания, знание того, что скрыто от непосредственного взгляда, восприятия, что требует для своего обнаружения “шевеления мозгами”. Для понимания всегда нужен труд мысли.
Иногда понимание противопоставляется знанию. В романе Вениамина Каверина "Два капитана" один мальчик говорит другому (Сане Григорьеву): " — Знаешь, что это такое, невеста? — Знаю (Саня) — Знаешь, да не понимаешь". В самом деле, знание бывает формальным, поверхностным, знанием явления (а не сущности). Понимание — это всегда проникновение в суть явления.
Первичное и вторичное знание
1. Первичное знание — знание, получаемое впервые, в процессе познания.
Оно существует в двух видах:
1) вненаучное знание;
2) научное знание.
2. Вторичное знание, получаемое одним человеком от другого, других в учебном-образовательном процессе.
Вторичное знание существует в трех видах:
1) вторичное знание как эхо первичного знания;
2) вторичное знание как эхо прикладного (технического, медицинского, педагогического, юридического и т. п.) знания;
3) вторичное знание как знание продуктов умственной, духовной деятельности (философское знание, богословское знание, знание художественной литературы и т. п.).
Именно недостаток вторичного знания порождает феномен, именуемый невежеством. Невежественный — это человек, который не знает то, что знают другие-многие.
Этапы познания
1) Постановка цели-задачи. Человек, во-первых, обнаруживает, что он что-то не знает и это незнание беспокоит его или мешает ему в его деятельности. Во-вторых, эту познавательную проблему он не просто осознает, а формулирует в виде задачи: ставит перед собой задачу устранить эту проблему, т. е. узнать то, что он не знает.
На этой стадии ставится задача найти истину.
Конкретно поиск истины человек начинает с того момента, когда он убеждается, что прежнее объяснение сомнительно, ложно или противоречиво, т. е. существуют разные, исключающие друг друга предположения-версии, объясняющие одно и то же. Иными словами, человек начинает искать истину в ситуации, когда он знает или подозревает ложь, ложное мнение.
Истину человек находит тогда, когда в массе сведений и мнений он отыскивает единственно верное.
2) Решение познавательной задачи. На этой стадии формулируется идея, на ее базе строится гипотеза, а из гипотезы выводятся следствия, которые должны быть подтверждены фактами в результате наблюдений и экспериментов.
- Москва 2005
- Isbn Балашов л. Е., 2005 г.
- Глава 8. Материя 141
- Глава 9. Движение 179
- Глава 10. Противоречие 205
- Глава 11. Становление 236
- Глава 12. Учение о человеке (философская антропология) 280
- Глава 13. Жизнь, смерть, бессмертие 291
- Глава 14. Гуманизм, либерализм и свобода 347
- Глава 15. Учение об обществе (социальная философия) 371
- Глава 16. Деятельность, субъект, объект 460
- Глава 17. Мышление 491
- Глава 18. Творчество 554
- Для чего нужно изучать философию?
- Раздел Первый. Введение глава 1. Что такое философия?
- 1.1. Любовь к мудрости
- 1.2. Предмет и «части» философии
- 1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений
- 1.4. Практическая философия
- Раздел второй. Краткий очерк истории философии глава 2. Философия древнего мира и средневековья
- 2.1. Зачем нужно знать историю философии?
- 2.2. Протофилософия
- 2.3. Ранние греческие философы
- 2.4. Сократ
- 2.5. Платон
- 2.6. Аристотель
- 2.7. Киники
- 2.8. Древняя философия после Аристотеля
- 2.9. Философия средневековья
- Глава 3. Философия XV-XVIII веков
- 3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века)
- 3.2. Ф. Бэкон
- 3.3. Р. Декарт
- 3.4. Б. Спиноза
- 3.5. Т. Гоббс
- 3.6. Д. Локк
- 3.7. Г. Лейбниц
- 3.8. Дж. Беркли и д. Юм
- 3.9. Вольтер и Руссо
- 3.10. Французские философы-материалисты XVIII в.
- 3.11. И. Кант
- Глава 4. Философия в XIX веке
- 4.1. Гегель
- 4.2. Послегегелевская философия
- 4.3. О. Конт
- 4.4. Л. Фейербах
- 4.5. Марксистская философия
- 4.6. А. Шопенгауэр
- 4.7. С. Кьеркегор
- 4.8. Ф. Ницше
- Глава 5. Русская философия XIX – XX веков
- 5.1. Общая характеристика русской философии
- 5.2. Западники и славянофилы
- 5.3. П. Я. Чаадаев
- 5.4. В. Г. Белинский и а. И. Герцен
- 5.5. В. С. Соловьев
- 5.6. Н. А. Бердяев
- 5.7. Русский космизм
- 5.8. В. И. Ленин
- Глава 6. Философия хх века
- 6.1. З. Фрейд
- 6.2. Феноменология
- 6.3. Экзистенциализм
- 6.4. Прагматизм
- 6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия
- 6.6. К. Поппер
- 6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды.
- 6.8. Постмодернизм
- 6.9. Современная философская мысль
- Раздел третий. Философская картина мира глава 7. Философское понимание мира
- 7.1. Картины мира
- 7.2. Бытие, существование
- 7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное)
- 7.4. Источники построения категориальной картины мира
- 7.5. Категориальная структура мира
- 7.6. О категориальном детерминизме
- 7.7. Категориальная картина мира
- 7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями
- 7.9. Материя и движение
- Глава 8. Материя
- 8.1. Структура материи
- 8.2. Качество
- 8.3. Количество
- 8.4. Мера
- 8.5. Виды материи
- Тело, мезоматерия, группа
- 8.6. Тело
- 8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент
- 8.8. Виды тела
- 8.9. Группа (групповая материя)
- 8.10. Мезоматерия
- 8.11. Органические виды материи: организм, сообщество
- Виды организма и сообщества
- Глава 9. Движение
- 9.1. Общая характеристика движения
- 9.2. Пространство
- 9.3. Время
- 9.4. Виды движения Движение в пространстве
- Движение во времени
- 9.5. Развитие
- Глава 10. Противоречие
- 10.1. Общая характеристика противоречия
- 10.2. Структура противоречия
- Простые (внутренние и внешние) противоречия
- 10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение)
- 10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей)
- 10.5. Сложные (органические) противоречия
- 10.6. Гармонические и антагонистические противоречия
- 10.7. Золотая середина
- 10.8. Противоречия в мышлении
- Глава 11. Становление
- 11.1. Общая характеристика становления
- 11.2. Становление и развитие
- 11.3. Возможность
- 11.4. Действительность
- 11.5. Закон и явление
- 11.6. Причина — действие — следствие
- 11.7. Вещь — свойство — отношение
- 11.8. Сущность
- 11.9. Форма и содержание
- 11.10. Старое и новое
- 11.11. Эволюция и революция
- Раздел четвертый. Философия человека глава 12. Учение о человеке (философская антропология)
- 12.1. Что такое человек?
- 12.2. Человек-общество-природа
- 12.3. Сущность человека
- 12.4. Происхождение человека
- 12.5. Организация человека
- 12.6. Типология человека
- Глава 13. Жизнь, смерть, бессмертие
- 13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни
- Смысл жизни
- Цель жизни
- 13.2. Смерть и бессмертие
- 13.3. Живая связь смертности и бессмертия
- 13.4. Как мы “делаем” бессмертие? Продолжение человеческого рода, любовь
- Творческое бессмертие
- 13.5. Потенциальное бессмертие
- 13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем)
- 13.7. Активное долголетие
- Почему люди стремятся жить как можно дольше и почему надо жить как можно дольше?
- Как поправить-укрепить свое здоровье?
- Что надо делать для того, чтобы жить долго и счастливо?
- 13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни
- 13.9. Человеческое счастье Взаимосвязь смысла жизни и счастья
- Что такое счастье?
- Счастье: и результат везения, и результат борьбы-труда
- Счастье — единство удовлетворенности и неудовлетворенности
- Основа счастья — в единстве личного и общего
- Можно ли сделать людей счастливыми, а тем более заставить их быть счастливыми?
- 13.10. Любовь
- 13.11. Человеческий смысл творчества
- Какую профессию выбрать?
- Глава 14. Гуманизм, либерализм и свобода
- 14.1. Гуманизм — философия человечности
- 14.2. Либерализм
- 14.3. Cвобода
- Противоположные взгляды на свободу
- О так называемом парадоксе свободы
- Свобода как возможность выбора
- Способность выбора
- Формула свободы
- Зависимость и независимость
- Глава 15. Учение об обществе (социальная философия)
- 15.1. Общество — взаимодействие людей
- 15.2. Структура общества
- 15.3. Государство
- Смена форм государственной власти
- Многопартийность и демократия
- 15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация)
- 15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм
- 15.6. Отношения между людьми. Справедливость
- Cправедливость
- 15.7. Коллективизм и/или индивидуализм
- 15.8. Критика идей социализма и коммунизма
- Механистический тоталитаризм
- 15.9. Мораль, право, политика
- 15.10. Золотое правило поведения
- Золотое правило — главный принцип человеческого общежития
- 15.11. Добро и зло Отличие моральных понятий добра и зла от общих понятий блага и зла
- Что такое добро?
- Добро и зло в плане соотношения действительности и возможности
- Человек по своей природе добр. Добро и зло относятся друг к другу как норма и патология
- Как бороться со злом и надо ли с ним бороться?
- 15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении
- 15.13. О культуре поведения
- 15.14. Культура
- Феномен антикультуры
- 15.15. Наука
- 15.16. Искусство
- 15.17. Религия
- Об атеизме и свободомыслии
- Мистика
- 15.18. Цивилизация
- 15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. Наше время и ложный объективизм
- Глобальные проблемы. Глобализм и антиглобализм
- Экогуманизм
- Человечество на рубеже веков
- Человечество на рубеже тысячелетий
- В чем состоит исторический прогресс?
- Периодизация человеческой истории
- Эволюция и революция в человеческом обществе
- Раздел пятый. Философия деятельности. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология
- Глава 16. Деятельность, субъект, объект
- 16.1. Деятельность
- 16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность
- 16.3. Цель, средство, результат
- 16.4. Субъект и объект
- Идеальное и реальное (психическое и физическое)
- 16.5. Виды человеческой деятельности
- Мышление
- Физический
- (Материальное)
- 16.6. Труд, отдых, игра, творчество
- 16.7. Психика
- Вера и убеждение
- 16.8. Сознание
- Несчастное и преступное сознание
- Самосознание
- 16. 9. Воля
- 16.10. Язык
- 16.11. Опыт
- Глава 17. Мышление
- 17.1. Как мы думаем?
- 17.2. Способности мышления
- 17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость) Хитрость
- Мудрость
- 17.4. Рассудок (дедуктивная логика) Рассудок и логика
- Дедукция, рассуждение
- 17.5. Вероятностное мышление
- Предположение
- 17.6. Ум (интуиция) Чутье, наитие, умонастроение, догадка
- Что нужно для развития чутья, интуиции?
- Ограниченность и абсолютизация интуиции
- 17.7. Разум (диалектическое мышление) Идея — мысль Разума
- Диалектика идеи
- Место идеи в творческом процессе
- 17.8. Категориальный строй мышления
- Категориальная логика мышления
- Как категории работают-проявляют себя?
- “Кухня” категориальной логики
- Категории — краски и кисти философа
- Методологическая функция категориальной логики
- 17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление)
- Глава 18. Творчество
- 18.1. Жизнедеятельность
- 18.2. Сущность творчества
- Талант и гений
- Задаток → способность → талант → гений
- 18.3. Познание
- 18.4. Индивидуальное и коллективное познание
- 18.5. Формы индивидуального познания
- 18.6. Наука (коллективное познание)
- Гипотеза
- 18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции
- 18.8. Практика
- Благо (ценность)
- Виды практики
- 18.9. Игровая деятельность
- 18.10. Искусство (художественная деятельность)
- 18.11. Спорт
- Задачи и упражнения по философии к разделу «Введение. Что такое философия?»
- К разделу «История философии»
- К разделу «Философская картина мира»
- К разделу «Философия человека»
- К разделу «Философия деятельности»
- Пояснения и методические рекомендации
- Литература
- Книги автора
- Указатель имен
- Предметный указатель
- Вопрос 253, 254
- Лев Евдокимович Балашов Философия: Учебник