1. Понятие как логическая форма мышления
Мышление современного человека носит преимущественно понятийный характер. Наши понятия простираются на весь окружающий нас мир: от ближайших повседневных предметов труда и быта до наиболее удаленных космических тел; от самого поверхностного явления до глубочайших тайн мироздания. Искусство же оперирования понятиями не дается человеку от рождения, а формируется и развивается в практике мышления. Значение логики здесь состоит в том, что она помогает превратить этот процесс из стихийного в сознательный, а следовательно, сделать его более плодотворным.
Составить понятие об объекте означает прежде всего умение отличить его от других сходных с ним объектов. Поэтому образование понятий – это сложный мыслительный процесс, включающий в себя множество логических приемов. Важнейшими из них выступают: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Все эти логические приемы тесно связаны между собой и образуют единый процесс. Его конечным итогом оказывается мысль, имеющая безгранично разнообразное содержание, но неизменно принимающая одну и ту же форму: понятия.
Понятие – это форма мысли, посредством которой объекты выделяются и обобщаются в класс по их существенным признакам.
П р и з н а к - это характеристика объекта, указывающая на наличие или отсутствие у него того или иного свойства, состояния или отношения. Иначе говоря, признаком называют все то, в чем объекты могут быть сходны или отличны друг от друга.
Понятие всегда выражается в разных словах и словосочетаниях. Слова и словосочетания, выражающие понятия, в логике называют именами, а логику, изучающую их закономерные связи – логикой имен.
Слово – материальный носитель понятия, языковое средство закрепления мысли, ее хранения, а также передачи другим людям. Вне слова нет понятия. При этом единство понятия и слова не означает их полного совпадения, взаимнооднозначного соответствия. В разных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами, в любом языке существуют омонимы и синонимы. Многозначность слов нередко приводит к смешению понятий, а следовательно, к ошибкам в мыслительной деятельности. С целью достижения определенности, ясности мыслительного процесса логика исследует формы мышления с точки зрения их структуры. Важнейшими логическими характеристиками понятия, выражающими его сложную структуру, выступают содержание и объем.
- В в е д е н и е
- Г л а в аI. Предмет логики как науки
- 1. Мышление как объект логики
- 2. Содержание и форма мышления
- 3. Истинность и правильность мышления. Логический закон
- 4. Основные законы логики
- Г л а в аIi.Понятие
- 1. Понятие как логическая форма мышления
- 2. Содержание и объем понятия
- 3. Виды понятий
- 4. Отношения между понятиями
- 5. Логические операции с понятиями
- О п р е д е л е н и е п о н я т и й
- П р а в и л а о п р е д е л е н и я
- Д е л е н и е п о н я т и й
- П р а в и л а д е л е н и я
- Г л а в аIii.Суждение
- 1. Суждение как форма мышления
- 2. Простые суждения. Логическая структура и виды
- Виды простых суждений
- 3. Сложные суждения: логическая структура и виды
- Виды сложных суждений
- 4. Отношения между суждениями
- Г л а в аIv. Умозаключение
- 1. Умозаключение как форма мышления
- 2. Дедуктивные умозаключения
- 2.1. Непосредственные умозаключения
- 2.2. Простой категорический силлогизм (пкс)
- Правила терминов
- Правила посылок
- 2.3. Энтимема
- 2.4. Дедуктивные умозаключения из сложных суждений
- 3. Недедуктивные умозаключения
- 3.1. Индуктивные умозаключения
- Метод сходства
- Метод различия
- Метод сопутствующих изменений
- Метод остатков
- 3.2. Умозаключения по аналогии
- Сводная таблица
- Г л а в аV.Логические основы аргументации
- 1. Аргументативный процесс и его структура
- 2. Виды аргументативного процесса
- 3. Правила аргументации. Ошибки в аргументации
- Правила и ошибки по отношению к тезису.
- Правила и ошибки по отношению к аргументам.
- Правила и ошибки демонстрации
- Литература Основная
- Дополнительная