3.1. Индуктивные умозаключения
Индуктивнымназывается умозаключение, в котором совершается переход от знания об отдельных предметах класса или о некоторых его частях к знанию обо всем классе в целом. Этот переход осуществляется путем экстраполяции содержащегося в посылках знания на более широкую область, и поэтому в заключении появляется информация, которой не было в посылках, и оно имеет не достоверный, авероятныйхарактер.
Различают два вида индуктивных умозаключений – полнуюинеполнуюиндукции.
Умозаключениемпо полной индукцииназывается такоеиндуктивное умозаключение, в посылках которого перечислены все предметы класса, о которых делается обобщающее заключение. Например: «Вокруг остроугольного треугольника можно описать окружность, вокруг прямоугольного треугольника можно описать окружность и вокруг тупоугольного треугольника можно описать окружность. Никаких других треугольников не бывает. Значит вокруг любого треугольника можно описать окружность».
Смысл умозаключения по полной индукции состоит в том, что свойство, которое может быть обнаружено лишь у отдельных предметов или у отдельных разновидностей предметов данного класса, приписывается в заключении всему классу, выступая как его видовое свойство. Тем самым формируется более полное, более точное знание об этих объектах. Полная индукция, как и дедукция, дает новое осмыслениесодержащегося в посылках знания без добавления информации. Поэтому ее выводы достоверны. К этому виду индукции относится и математическая индукция, используемая в математике.
Умозаключение по неполной индукциипредставляет собойиндуктивное умозаключение, в посылках которого дается знание о некоторых предметах класса, а в заключении это знание обобщается на весь класс.Например: «Грипп, корь, брюшной тиф, туберкулез имеют инкубационный период. Все эти заболевания – инфекционные. Значит все инфекционные заболевания имеют инкубационный период». Умозаключения по неполной индукции отличаются от умозаключений по полной тем, что в посылках перечислено знание не обо всех элементах рассматриваемого множества объектов (n), а лишь о некоторых (m), что и фиксируется отдельной посылкой (причемn>m). Заключение этого вида умозаключения не следует логически из посылок, а только подтверждается ими в большей или меньшей степени. Большая или меньшая степень вероятности заключения отражает эту степень подтверждения. Поэтому в индуктивной логике разрабатываются специальные методы оценки вероятности заключений индукции.
Схемы умозаключений:
по полной индукции по неполной индукции
S1имеет признакРS1имеет признакР
S2имеет признакРS2имеет признакР
. .
. .
. .
Snимеет признакРSmимеет признакР
S1 ... Snсоставляет весь классSn S1 ... Smпринадлежат классуSn
Все Snимеют признакРВероятно, ВсеSnимеют признакР
Характер логического следования в умозаключениях по неполной индукции существенно зависит от способа получения исходного знания, который формирует посылки индуктивного умозаключения. По способу отбора, получения этого исходного (посылочного) знания различают: (1) индукцию через простое перечисление, называемую такжепопулярной индукциейи (2)индукцию путем отбораилинаучную индукцию.
Популярная индукция – это неполная индукция, в которой отсутствует определенныйметод отбора примеров, служащих посылками данного индуктивного умозаключения. В процессе многовековой деятельности люди наблюдают устойчивую повторяемость многих явлений. На этой основе возникают обобщения, которые используются для объяснения наступивших и предсказания будущих событий и явлений. Такого рода обобщения бывают связаны с наблюдениями над погодой, влиянием климатических условий на урожай, причинами распространения болезней, поведением людей в определенных ситуациях, отношениями между людьми и т.д. Логический механизм большинства таких обобщений – популярная индукция.Основаниемобобщениятого или иного признака служит регулярность его повторения во всех наблюдаемых примерах и отсутствие контрпримера. Но популярная индукция не учитываетразнообразиярассматриваемого множества (формируется на основе случайно выбранных примеров), и не гарантирует отсутствия контрпримера. Это обуславливает ее ненадежность и приводит к логической ошибке: «поспешное обобщение».
В научной индукции объекты для исследования отбираются по особым принципам, предполагающим знание того, какие факторы могут влиять на рассматриваемый признак. Специальный отбор примеров для посылок научной индукции имеет цель: (1) исключения случайных обстоятельств, (2) отражения всех разновидностей объектов исследуемого множества, (3)отбор для посылок индуктивного умозаключения типичных представителей с отсутствием индивидуальных особенностей, способных влиять на исследуемый признак. Научная индукция играет особо важную роль при анализе причинных связей, которые служат основанием объяснения всех явлений в мире.
Методы установления причинныхсвязей, которые относят к индуктивным умозаключениям,дают возможность предположительно заключить, какое из предшествующих некоторому явлению событий вызывает или обуславливает его. Их относят к индуктивным умозаключениям потому, что из наблюдения некоторых частных случаев, делается заключение о закономерностях, т.е. об общем. Таких методов четыре: (1)единственного сходства, (2)единственного различия, (3)сопутствующих изменений, (4)остатков.
Каждый из этих методов можно выразить одной из следующих схем, где буквой «а» обозначено явление, причина которого устанавливается, заглавными буквамиА,В,С,D,Е... – различные обстоятельства (причины), при которых явление «а» происходит или не происходит.
- В в е д е н и е
- Г л а в аI. Предмет логики как науки
- 1. Мышление как объект логики
- 2. Содержание и форма мышления
- 3. Истинность и правильность мышления. Логический закон
- 4. Основные законы логики
- Г л а в аIi.Понятие
- 1. Понятие как логическая форма мышления
- 2. Содержание и объем понятия
- 3. Виды понятий
- 4. Отношения между понятиями
- 5. Логические операции с понятиями
- О п р е д е л е н и е п о н я т и й
- П р а в и л а о п р е д е л е н и я
- Д е л е н и е п о н я т и й
- П р а в и л а д е л е н и я
- Г л а в аIii.Суждение
- 1. Суждение как форма мышления
- 2. Простые суждения. Логическая структура и виды
- Виды простых суждений
- 3. Сложные суждения: логическая структура и виды
- Виды сложных суждений
- 4. Отношения между суждениями
- Г л а в аIv. Умозаключение
- 1. Умозаключение как форма мышления
- 2. Дедуктивные умозаключения
- 2.1. Непосредственные умозаключения
- 2.2. Простой категорический силлогизм (пкс)
- Правила терминов
- Правила посылок
- 2.3. Энтимема
- 2.4. Дедуктивные умозаключения из сложных суждений
- 3. Недедуктивные умозаключения
- 3.1. Индуктивные умозаключения
- Метод сходства
- Метод различия
- Метод сопутствующих изменений
- Метод остатков
- 3.2. Умозаключения по аналогии
- Сводная таблица
- Г л а в аV.Логические основы аргументации
- 1. Аргументативный процесс и его структура
- 2. Виды аргументативного процесса
- 3. Правила аргументации. Ошибки в аргументации
- Правила и ошибки по отношению к тезису.
- Правила и ошибки по отношению к аргументам.
- Правила и ошибки демонстрации
- Литература Основная
- Дополнительная