logo search
экзамен по философии

92. Связь сущности человека и его существования.

Различные подходы к определению человеческой сущности, связи сущности и существования сходны в одном: человеческая сущность и существование не совпадают, а зачастую разорваны. Философы Нового времени назвали это отчуждением (Гоббс, Руссо, Гегель). Антропологический смысл отчуждения состоит в том, что человек, лишенный части своих сущностных характеристик, утрачивает свою природу, "обесчеловечивается". Для феномена отчуждения характерны следующие доминанты:

- чувство бессилия, ощущение того, что судьба индивида вышла из-под его контроля;

- представление о бессмысленности и иррациональности существования;

- утрата взаимных обязательств людей и господствующей системы ценностей, разрушение институализированной культуры;

- ощущение одиночества, исключенности человека из социальных связей;

- чувство утраты индивидом своего "подлинного Я", разрушение аутентичности личности, в форме отчуждения.

Последовательный социально-экономический анализ отчуждения представлен в работах К.Маркса. Исторически отчуждение он связывал с общественным разделением труда и возникновением частной собственности со всеми вытекающими отсюда последствиями: отчуждением условий труда от самого труда и рабочего, отчуждением последнего от результатов труда, отчуждением от трудящихся социальных институтов, глобальное отчуждение идеологии от действительной жизни граждан, отчуждением от природы. Снятие отчуждения К.Маркс видел в процессе утверждения принципов социальной справедливости и осуществления гуманистических идеалов. В эпоху кризиса техногенной цивилизации отчуждение выступает формой существования человека в обезличенном мире повседневности ("Man" Хайдеггера), проявляясь в выполнении индивидом социальных ролей, в подчинении его общественным нормам поведения, мышления, языка. В чем состоит отчуждение человека от техники? Почему доминирование в обществе инструментальной рациональности оборачивается отчуждением человека от человека, общества, природы? В заключение покажите открытый характер проблемы отчуждения, принципиальную незавершенность ее теоретического и практического решения.