40. Особенности, отличающие русскую философскую традицию от западной.
Когда речь идет о русской философии, встает вопрос, неизбежный при любом историко-философском исследовании: является ли русская философия безусловно оригинальной и в чем это проявляется, или же она является лишь талантливой популяризацией, просветительством, "выпавшим" из академической западной традиции и познакомившим мировую общественность с содержанием периферийного мышления по вопросам русской самобытности, облеченного в нестрогие формы полемики и культурно-философской эссеистики.
Существует мнение: поскольку византийская культура пришла на Русь в христианских переводах, постольку греческая философская мысль, традиции интеллектуализма не дошли до нее; распространение христианства означало приобщение к вере, но не к философии. Русь вошла в церковную структуру Византии, но в культурном, философском отношении была ограничена языковым барьером. Поэтому творческое развитие, философская рефлексия могли опираться только на собственные мыслительные ресурсы. Хотя отдельные таланты появились рано, но в целом до XIX века русская философия есть либо бледное подражание византийским образцам, либо - некритичное копирование западных книг [1].
1 Зеньковский В.Н. История русской философии. Т.1. Л., 1991. С. 11-13; Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 1-19.
Суть противоположной точки зрения заключается в том, что византийское христианство ко времени крещения Руси "забыло о человеке", стало утверждать рабскую этику, несовместимую с христианским гуманизмом.
Русь же после крещения с жаром неофита (новообращенного) восприняла самую суть христианства - идею подобия человека Богу, в образе Иисуса Христа снизошедшему в мир и испившему полную чашу человеческих страданий. Это и обусловило будущие особенности русской духовности с ее культом жертвенности, "больной совести", непротивления злу, а также специфику философии, главным предметом которой стала христианская онтология человека, этика в формах "пламенной публицистики " [1].
Концентрация внимания на уникальности русской философии, проявляющейся в основном в освоении ею религиозно-практического опыта средствами и формами философствования, ведет к утверждению "особого пути" и противопоставлению русской философии западной, утверждению мнимой несовместимости отечественной философской традиции (определяемой как "живое христианство", "философия страдания и прозрения") с традицией рациональной рефлексии Западной Европы. Попытки интерпретировать русскую мысль как извечное выражение национально-религиозных идей, отличающих Россию от Запада, субъективно хотя и призваны как-то компенсировать постоянные катаклизмы в сфере национальной жизни, но объективно отливаются в формы антирациональной болезненной исключительности.
Существует мнение, что хотя "русская духовность" была лишена "школьного опыта" развития мысли, но "душа" ее интуитивно постигала проблемы истины и красоты. Отмечая уникальность и многообразнейшие связи русской культуры с культурами народов Запада и Востока, Д.С.Лихачев писал: " Но вот в чем Русь до XIX века явно отставала от западных стран, это наука и философия в западном смысле слова" [2]. Однако если дело обстояло действительно так, то чем тогда объяснить, что уже в рамках русской философии XIX века одновременно сосуществуют традиции православной религиозности и светского радикализма, материализма Чернышевского и "русского социализма" Герцена, мистики В.Соловьева и панморализма Л.Толстого? Такое далеко не полное многообразие невольно рождает мысль об эклектизме и несамостоятельности русского мышления, о том, что философия здесь представляла собой лишь вариации на темы, заданные православием и западной традицией.
41. Этапы становления и развития русской философии. Периодизация русской философии. В современной отечественной философии обычно выделяют следующие периоды русской философии
I период – Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.)
II период – Русская ренессанская философия (XVIII – начало XIXв.в.)
III период – Русская философия XIX – начало XX в.
IV период – Философия в советский период истории (1917 – 1991г.г.).
1) Зарождение философской мысли на Руси
Этот период соответствует средневековой философии и делится на два этапа:
3. Древнерусская философия Киевской Руси (Х1 – Х111 в.в.)
4. Средневековая русская философия Московского государства (XV – XVII
в.в.)
1 Древнерусская философия Киевской Руси.
Особенности исторического периода
5. Русь сформировалась как союзное государство во главе с Киевом;
6. Наличие культурных и торговых отношений с Востоком и Западом;
7. Создание письменности, распространение грамотности, книжности,
школьного образования
8. Принятие Византийского православного христианства в 988 г.,
послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии.
Особенностью этого процесса явилось то, что славяне православию не
подчинились, они его оязычили, так как:
9. Славянам была чужда русская психология, (они не ждали Мессии-
спасителя) поэтому постепенно произошла переориентация с культа
Христа на культ Богородицы
10. С привычной общинной моралью не согласовывался принцип личной
ответственности за грехи мира.
Поэтому христианство, трансформировавшись и переплетясь с язычеством, стало
мощнейшей силой, внедрясь в основы национальной культуры и психологии.
Все это наложило отпечаток на особенности древнерусской философии
Философские идеи Киевской Руси
Русь восприняла две византийские философские традиции.
1. Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко
канонизированных христианских морально-назидательных кодексах;
2. Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью
Направления философии Московского государства
1) Историософское направление.
Становление русской государственности отразилось в учении псковского
монаха Филофея “Москва-третий Рим”.
Историософия – концепция философии истории, созданная как целостное
постижение вариантности форм с точки зрения раскрытия в них
универсального закона или метаисторического смысла.
Согласно этому учению в основе исторического процесса лежит
божественное провидение. “Старый Рим” как центр христианского учения
пал в 476 г.
“Новый Рим” (Константинополь-Византия) как продолжатель
христианских идей пал под напором турок в 1453г.
“Третьему Риму – Москве” - как истинному продолжателю
христианского учения – стоять вечно.
Падение “старого” и “нового” Рима Фелофей объяснил тем, что тот и
другой изменили истинной вере – православию – и за это подверглись
божьей каре.
Учение “Москва- Третий Рим”, по существу, имело целью обосновать
необходимость объединения русских удельных княжеств в единое сильное
государство во главе с Москвой.
2) Религиозные направления
А). Ереси (от греч. – особое вероучение) – отклонение в вопросах
религиозной доктрины от ортодоксии
Ереси возникли в ходе борьбы за независимость страны как движение против засилия религиозной византийской догматики. Наиболее известные – стригольничество и движение “жидовствующих”. Родоначальники ереси “жидовствующих” был ученый еврей Схария, и распространилась она главным образом в Новгороде:
-отдавали преимущество Библии перед Новым Заветом
-отрицали Троицу, святость икон, таинств;
-выступали против церкви как института;
-Христос – обычный человек, умерши
- 1. Культура как специфически человеческий способ бытия в мире. Культура как система.
- 2. Диалектика форм бытия. Соотношение вечного и преходящего, единого и многообразного, материального и духовного, индивидуального и социального в культуре.
- 3. Взаимосвязь культуры и мировоззрения.
- 4. Назовите особенности мифологической и религиозной картины мира.
- 5. Специфика философского способа мышления. Сходства и отличия философии от мифологии и религии.
- 6. Место и роль философии в системе культуры.
- 7. Социокультурные предпосылки возникновения и развития античной философии.
- 8. Космоцентризм как основная черта античной философии.
- 9. Основные проблемы античной натурфилософии.
- 10. Учение элеатов о бытии. Раскройте смысл апорий Зенона.
- 11. Суть античного атомизма, его проявление в науке Нового времени.
- 12. Новизна и значение проблем, поставленных софистами и Сократом.
- 13. Проблема отношения идей и вещей в философии Платона.
- 14. Критика Аристотелем учения Платона.
- 15. Учение Аристотеля о материи и форме.
- 16. Принципы средневековой философии.
- 17. Причины подчинения философии теологической проблематике в эпоху средних веков.
- 18. Отличие средневекового истолкования Бога, человека и мира от античной трактовки.
- 19. Этапы развития средневековой философии.
- 20. Специфика схоластики как формы мыследеятельности.
- 21. Толкование природы универсалий в номинализме и реализме.
- 22. Содержание гуманизма как духовной ориентации мыслителей эпохи Возрождения.
- 23. Основные идеи, характерные философии эпохи Нового времени. Социокультурные предпосылки формирования данной эпохи.
- 24. Ключевая проблематика философии ф.Бэкона.
- 25. Сущность принципа cogito и учения о врожденных идеях р.Декарта. Врожденные Идеи
- Декартовское Cogito Ergo Sum
- 26. Характеристика немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
- 27. Трансцендентализма Канта.
- 28. Учение Гегеля: связь метода и предмета философии.
- 29. Особенности антропологического материализма л.Фейербаха.
- 30. Особенности диалектического материализма к. Маркса и ф. Энгельса.
- 34. Сущность материалистического понимания истории.
- 35. Смысл марксовых понятий "общественное бытие", "общественное сознание", "базис", "надстройка", "формация", «революция".
- 36. Условия и причины формирования философии современности.
- Разновидности
- 37. Основные проблемы, рассматриваемые в современной философии. Философские школы, возникающие на основе исследования данных проблем.
- 38. Критерии выделения типов рациональности.
- 39. Отличия классического и неклассического типов философствования.
- 40. Особенности, отличающие русскую философскую традицию от западной.
- 42. Особенности философии как метафизики.
- 43. Проблема бытия как ключевая проблема онтологии.
- 45. Содержание и основные признаки диалектики и метафизики как типов мышления и методологий деятельности.
- 46. Исторические формы диалектики.
- 47. Сущность основных законов материалистической диалектики; механизм их действия.
- 48. Единство принципов, законов и категорий диалектики.
- 50. Технократизм как форма проявления метафизического мышления.
- 51. Основные формы и способы бытия человека в мире.
- 52. Соотношение понятий "активность", "деятельность", "практика".
- 53. Структура практической деятельности.
- 54. Основные этапы развития восточной философии.
- 55. Ведущие школы и направления в истории древнекитайской философии.
- 56. Ключевые проблемы древнеиндийской философии.
- 57. Особенности восточного типа философствования в отличие от западноевропейской традиции.
- 58. Аксиология как предметная область философии: основные подходы.
- 59. Характеристика этических, эстетических и когнитивных ценностей.
- 60. Место и роль моральных и эстетических категорий в структуре философского знания. Причины их возникновения и условия реализации.
- 61. Специфика социального познания; предмет и методы социально- философского анализа.
- 62. Принципы построения моделей общества и человеческой истории.
- 63. Материалистическое объяснение сути общественной жизни.
- 64. Общность и отличие социальной философии и философии истории.
- 65. Своеобразие проблемы истины, объяснения и понимания в историческом познании. Интерпретация как метод трактовки исторического события.
- 66. Различные концепции, описывающие смысл истории.
- 67. Единство и многообразие мировой истории.
- 68. Взаимосвязь и различие форм бытия.
- 69. Этапы взаимодействия общества и природы. Природная детерминация общественного бытия.
- 70. Проблема сознания: гносеологическая и онтологическая трактовки.
- 71. Различия между психикой и сознанием, сознанием и мышлением, мышлением и интуицией.
- 72. Принципиальное отличие трактовки сознания как отражения и как феномена.
- 73. Понимание идеального в диалектическом материализме, метафизическом материализме, объективном идеализме, субъективном идеализме.
- 74. Взаимосвязь языка и сознания в различных философских концепциях.
- 75. Диалектика индивидуального и общественного сознания.
- 76. Структура общественного сознания.
- 77. Проблематика, составляющая «исследовательское поле» гносеологии.
- 78. Основные позиции в решении вопроса о познаваемости мира.
- 79. Структура познавательного отношения. Источники и формы познавательной деятельности.
- 80. Достоинства и ограниченность рационализма и сенсуализма.
- 81. Диалектика чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании.
- 82. Понятие знания. Уровни, виды и формы знания.
- Классификация знаний
- 83. Отличия научного познания от обыденного опыта. Структура научного знания.
- 84. Детерминанты и характерные черты образа науки в условиях антропогенной цивилизации.
- 85. Содержание «этоса науки». Предпосылки возникновения и осознания необходимости соблюдения моральных норм в системе научного познания.
- 86. Содержание истины как гносеологической проблемы.
- 87. Различие классического и неклассического понимания истины.
- 88. Место и роль эксперимента в науке.
- 89. Практика как критерий истины и основы познания.
- 90. Специфика философско-антропологического подхода к человеку.
- 91. Различные образы и способы описания человека в истории философии.
- 92. Связь сущности человека и его существования.
- 93. Экзистенциальность человеческого существования в современной культуре.
- 94. Гуманистический смысл постановки и осмысления проблемы отчуждения.
- 95. Опасности фатализма и волюнтаризма в осмыслении собственной жизни
- 96. Концепции сущности и происхождения человека.
- 97. Различие целесообразности и смысла человеческого существования.
- 99. "Человек в мире" и «мир человека»: методологические аспекты рассмотрения.
- 100. Человек как творение культуры и как её творец.
- 101. В чём суть кризиса техногенной цивилизации?
- 102. Истоки и тенденции становления антропогенной цивилизации.
- 103. Технический и интеллектуальный гений: проблемы генерирования и воплощения идей.