21. Толкование природы универсалий в номинализме и реализме.
Какие бы проблемы ни обсуждались в средневековой схоластике, они так или иначе были связаны с вопросом о месте и роли универсалий в структуре бытия и в процессе познания. "История средневековой философии не может быть сведена к истории спора о природе универсалий. Однако же многое говорит в пользу такого понимания", — отмечает выдающийся исследователь средневековой философии Э.Жильсон [14, р. 153]. Спор о природе универсалий (общих понятий) велся на протяжении всего средневековья. Отправным пунктом для дискуссии послужили вопросы, поставленные Порфирием в его «Введении» к «Категориям» Аристотеля: (1) Существуют ли роды и виды самостоятельно или же только в мышлении (2) Если они существуют самостоятельно, то тела ли это или бестелесные вещи (3) Обладают ли они в последнем случае отдельным бытием или же существуют в телесных вещах Согласно формулировке Фомы Аквинского, универсалии могут иметь троякое существование: ante rem (до вещи, т.е. в Божественном интеллекте), in re (в вещи) и post rem (после вещи, в человеческом уме). В ходе обсуждения природы универсалий сформировались три основных подхода к решению проблемы: реализм, концептуализм и номинализм. Реализм признает самостоятельное существование универсалий; концептуализм утверждает, что общие понятия имеют место в человеческом уме, но им соответствует нечто в самих вещах; номинализм считает, что общие понятия возникают в процессе познания и вне человеческого ума, т.е. реально не существуют. Концепцию реализма разделяли Ансельм Кентерберийский, Гильберт Порретанский, Фома Аквинский, Бонавентура и др., точка зрения концептуализма сформулирована в трудах Абеляра и Дунса Скота; обоснование номиналистической позиции представлено в доктрине Оккама.
Номинализм отвергает сам тезис. Он отрицает, что мир состоит из "атомов смысла" (аналогов общих понятий), выдвигая альтернативное утверждение: в реальности нет ничего, кроме индивидов. Многие философы, в том числе Дунс Скот, признавали, что реально существуют только индивиды; но они признавали также, что в конкретных вещах есть аспекты, оправдывающие применение общих понятий: то, что называется видом вещи, ее формой или природой, неотделимо от вещи, является предпосылкой существования индивидуальных вещей. Номинализм считает невозможным "построить" индивидуальную субстанцию из "смысловых атомов".
Оккам, самый выдающийся представитель номинализма XIV в., отрицает существование универсалий или природ в Боге; их нет и в вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи, производимые Богом. Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды — единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого. Исходным пунктом познания мира является знание об индивидах. В итоге реальное, но чисто нумерическое единство индивидов оказывается противопоставленным миру сущностей, имеющих смысл, но не имеющих существования нигде, кроме человеческого разума. Начав с постулата о том, что истинным бытием обладают "смысловые атомы", схоластическая философия порождает в XIV в. доктрину, центральное место в которой занимает индивид — иррациональная, ускользающая от любых определений разума единица бытия.
В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии — убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия. Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое "это", смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии.
- 1. Культура как специфически человеческий способ бытия в мире. Культура как система.
- 2. Диалектика форм бытия. Соотношение вечного и преходящего, единого и многообразного, материального и духовного, индивидуального и социального в культуре.
- 3. Взаимосвязь культуры и мировоззрения.
- 4. Назовите особенности мифологической и религиозной картины мира.
- 5. Специфика философского способа мышления. Сходства и отличия философии от мифологии и религии.
- 6. Место и роль философии в системе культуры.
- 7. Социокультурные предпосылки возникновения и развития античной философии.
- 8. Космоцентризм как основная черта античной философии.
- 9. Основные проблемы античной натурфилософии.
- 10. Учение элеатов о бытии. Раскройте смысл апорий Зенона.
- 11. Суть античного атомизма, его проявление в науке Нового времени.
- 12. Новизна и значение проблем, поставленных софистами и Сократом.
- 13. Проблема отношения идей и вещей в философии Платона.
- 14. Критика Аристотелем учения Платона.
- 15. Учение Аристотеля о материи и форме.
- 16. Принципы средневековой философии.
- 17. Причины подчинения философии теологической проблематике в эпоху средних веков.
- 18. Отличие средневекового истолкования Бога, человека и мира от античной трактовки.
- 19. Этапы развития средневековой философии.
- 20. Специфика схоластики как формы мыследеятельности.
- 21. Толкование природы универсалий в номинализме и реализме.
- 22. Содержание гуманизма как духовной ориентации мыслителей эпохи Возрождения.
- 23. Основные идеи, характерные философии эпохи Нового времени. Социокультурные предпосылки формирования данной эпохи.
- 24. Ключевая проблематика философии ф.Бэкона.
- 25. Сущность принципа cogito и учения о врожденных идеях р.Декарта. Врожденные Идеи
- Декартовское Cogito Ergo Sum
- 26. Характеристика немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
- 27. Трансцендентализма Канта.
- 28. Учение Гегеля: связь метода и предмета философии.
- 29. Особенности антропологического материализма л.Фейербаха.
- 30. Особенности диалектического материализма к. Маркса и ф. Энгельса.
- 34. Сущность материалистического понимания истории.
- 35. Смысл марксовых понятий "общественное бытие", "общественное сознание", "базис", "надстройка", "формация", «революция".
- 36. Условия и причины формирования философии современности.
- Разновидности
- 37. Основные проблемы, рассматриваемые в современной философии. Философские школы, возникающие на основе исследования данных проблем.
- 38. Критерии выделения типов рациональности.
- 39. Отличия классического и неклассического типов философствования.
- 40. Особенности, отличающие русскую философскую традицию от западной.
- 42. Особенности философии как метафизики.
- 43. Проблема бытия как ключевая проблема онтологии.
- 45. Содержание и основные признаки диалектики и метафизики как типов мышления и методологий деятельности.
- 46. Исторические формы диалектики.
- 47. Сущность основных законов материалистической диалектики; механизм их действия.
- 48. Единство принципов, законов и категорий диалектики.
- 50. Технократизм как форма проявления метафизического мышления.
- 51. Основные формы и способы бытия человека в мире.
- 52. Соотношение понятий "активность", "деятельность", "практика".
- 53. Структура практической деятельности.
- 54. Основные этапы развития восточной философии.
- 55. Ведущие школы и направления в истории древнекитайской философии.
- 56. Ключевые проблемы древнеиндийской философии.
- 57. Особенности восточного типа философствования в отличие от западноевропейской традиции.
- 58. Аксиология как предметная область философии: основные подходы.
- 59. Характеристика этических, эстетических и когнитивных ценностей.
- 60. Место и роль моральных и эстетических категорий в структуре философского знания. Причины их возникновения и условия реализации.
- 61. Специфика социального познания; предмет и методы социально- философского анализа.
- 62. Принципы построения моделей общества и человеческой истории.
- 63. Материалистическое объяснение сути общественной жизни.
- 64. Общность и отличие социальной философии и философии истории.
- 65. Своеобразие проблемы истины, объяснения и понимания в историческом познании. Интерпретация как метод трактовки исторического события.
- 66. Различные концепции, описывающие смысл истории.
- 67. Единство и многообразие мировой истории.
- 68. Взаимосвязь и различие форм бытия.
- 69. Этапы взаимодействия общества и природы. Природная детерминация общественного бытия.
- 70. Проблема сознания: гносеологическая и онтологическая трактовки.
- 71. Различия между психикой и сознанием, сознанием и мышлением, мышлением и интуицией.
- 72. Принципиальное отличие трактовки сознания как отражения и как феномена.
- 73. Понимание идеального в диалектическом материализме, метафизическом материализме, объективном идеализме, субъективном идеализме.
- 74. Взаимосвязь языка и сознания в различных философских концепциях.
- 75. Диалектика индивидуального и общественного сознания.
- 76. Структура общественного сознания.
- 77. Проблематика, составляющая «исследовательское поле» гносеологии.
- 78. Основные позиции в решении вопроса о познаваемости мира.
- 79. Структура познавательного отношения. Источники и формы познавательной деятельности.
- 80. Достоинства и ограниченность рационализма и сенсуализма.
- 81. Диалектика чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании.
- 82. Понятие знания. Уровни, виды и формы знания.
- Классификация знаний
- 83. Отличия научного познания от обыденного опыта. Структура научного знания.
- 84. Детерминанты и характерные черты образа науки в условиях антропогенной цивилизации.
- 85. Содержание «этоса науки». Предпосылки возникновения и осознания необходимости соблюдения моральных норм в системе научного познания.
- 86. Содержание истины как гносеологической проблемы.
- 87. Различие классического и неклассического понимания истины.
- 88. Место и роль эксперимента в науке.
- 89. Практика как критерий истины и основы познания.
- 90. Специфика философско-антропологического подхода к человеку.
- 91. Различные образы и способы описания человека в истории философии.
- 92. Связь сущности человека и его существования.
- 93. Экзистенциальность человеческого существования в современной культуре.
- 94. Гуманистический смысл постановки и осмысления проблемы отчуждения.
- 95. Опасности фатализма и волюнтаризма в осмыслении собственной жизни
- 96. Концепции сущности и происхождения человека.
- 97. Различие целесообразности и смысла человеческого существования.
- 99. "Человек в мире" и «мир человека»: методологические аспекты рассмотрения.
- 100. Человек как творение культуры и как её творец.
- 101. В чём суть кризиса техногенной цивилизации?
- 102. Истоки и тенденции становления антропогенной цивилизации.
- 103. Технический и интеллектуальный гений: проблемы генерирования и воплощения идей.