logo
экзамен по философии

57. Особенности восточного типа философствования в отличие от западно­европейской традиции.

Отличиям восточной и западной философии. Восточная философия эволюционирует медленно, если вообще эволюционирует. Конфуцианство и даосизм в Китае и варианты философии, основанные на "Ведах", в Индии - до сих пор ядро философствования этих стран. Вся духовно-культурная атмосфера почитания старших и учителя обусловливают то, что истина на Востоке не доказывается, а принимается на веру от учителя или из авторитетного текста. Таким образом, все проникновение в философию на Востоке есть не многим более чем вера в то, что:

1) есть учитель (личность или текст);

2) есть Истина - это то, что учитель или "совершенномудрый" сказал или внушил,

3) есть тайна, недоступная непосвященным.

Если анализировать результаты освоения восточной мудрости западным человеком, то он либо находит то же самое, что и в западной философии, либо ничего не находит, что и называется "непостижимой тайной". В большей части восточная философия - философия растворения человека в природе до бесчувственного состояния: достижения "нирваны", ухода из чувственного мира земных циклов "сансары", приобщение к "дао". Восточная философия стремится понять, схватить, озариться, воспринять мир в его целостности без анализа его составляющих.

Западная философия эволюционирует быстро. Одна система сменяет другую, мировоззрения меняются кардинально, способы и методы познания мира множатся. Вся духовно-культурная атмосфера Запада - авторитет учения, а не учителя. Причем чем больше личность учителя отстранена от создаваемого им учения, тем лучше, поскольку больше оснований для принятия этого учения как объективного знания. "Объективное знание" - идеал и религия западной культуры. На Западе истинность учения обязательно должна аргументироваться, обосновываться. Убеждение, что объективное знание возможно получить эмпирико-рационалистским путем - религия западной культуры. Т.е. без "совершенно мудрого" учителя, без посвящения, без "озарения".

Таким образом, на Западе доминирует убеждение:

1) есть знание (получаемое не от учителя, а из "книги природы", которая еще к тому же может быть написана на языке математики);

2) есть методы обоснования истинности знания без ссылки на "совершенномудрого" учителя,

3) тайны разгадываются эмпирико-рационалистскими методами.