57. Особенности восточного типа философствования в отличие от западноевропейской традиции.
Отличиям восточной и западной философии. Восточная философия эволюционирует медленно, если вообще эволюционирует. Конфуцианство и даосизм в Китае и варианты философии, основанные на "Ведах", в Индии - до сих пор ядро философствования этих стран. Вся духовно-культурная атмосфера почитания старших и учителя обусловливают то, что истина на Востоке не доказывается, а принимается на веру от учителя или из авторитетного текста. Таким образом, все проникновение в философию на Востоке есть не многим более чем вера в то, что:
1) есть учитель (личность или текст);
2) есть Истина - это то, что учитель или "совершенномудрый" сказал или внушил,
3) есть тайна, недоступная непосвященным.
Если анализировать результаты освоения восточной мудрости западным человеком, то он либо находит то же самое, что и в западной философии, либо ничего не находит, что и называется "непостижимой тайной". В большей части восточная философия - философия растворения человека в природе до бесчувственного состояния: достижения "нирваны", ухода из чувственного мира земных циклов "сансары", приобщение к "дао". Восточная философия стремится понять, схватить, озариться, воспринять мир в его целостности без анализа его составляющих.
Западная философия эволюционирует быстро. Одна система сменяет другую, мировоззрения меняются кардинально, способы и методы познания мира множатся. Вся духовно-культурная атмосфера Запада - авторитет учения, а не учителя. Причем чем больше личность учителя отстранена от создаваемого им учения, тем лучше, поскольку больше оснований для принятия этого учения как объективного знания. "Объективное знание" - идеал и религия западной культуры. На Западе истинность учения обязательно должна аргументироваться, обосновываться. Убеждение, что объективное знание возможно получить эмпирико-рационалистским путем - религия западной культуры. Т.е. без "совершенно мудрого" учителя, без посвящения, без "озарения".
Таким образом, на Западе доминирует убеждение:
1) есть знание (получаемое не от учителя, а из "книги природы", которая еще к тому же может быть написана на языке математики);
2) есть методы обоснования истинности знания без ссылки на "совершенномудрого" учителя,
3) тайны разгадываются эмпирико-рационалистскими методами.
- 1. Культура как специфически человеческий способ бытия в мире. Культура как система.
- 2. Диалектика форм бытия. Соотношение вечного и преходящего, единого и многообразного, материального и духовного, индивидуального и социального в культуре.
- 3. Взаимосвязь культуры и мировоззрения.
- 4. Назовите особенности мифологической и религиозной картины мира.
- 5. Специфика философского способа мышления. Сходства и отличия философии от мифологии и религии.
- 6. Место и роль философии в системе культуры.
- 7. Социокультурные предпосылки возникновения и развития античной философии.
- 8. Космоцентризм как основная черта античной философии.
- 9. Основные проблемы античной натурфилософии.
- 10. Учение элеатов о бытии. Раскройте смысл апорий Зенона.
- 11. Суть античного атомизма, его проявление в науке Нового времени.
- 12. Новизна и значение проблем, поставленных софистами и Сократом.
- 13. Проблема отношения идей и вещей в философии Платона.
- 14. Критика Аристотелем учения Платона.
- 15. Учение Аристотеля о материи и форме.
- 16. Принципы средневековой философии.
- 17. Причины подчинения философии теологической проблематике в эпоху средних веков.
- 18. Отличие средневекового истолкования Бога, человека и мира от античной трактовки.
- 19. Этапы развития средневековой философии.
- 20. Специфика схоластики как формы мыследеятельности.
- 21. Толкование природы универсалий в номинализме и реализме.
- 22. Содержание гуманизма как духовной ориентации мыслителей эпохи Возрождения.
- 23. Основные идеи, характерные философии эпохи Нового времени. Социокультурные предпосылки формирования данной эпохи.
- 24. Ключевая проблематика философии ф.Бэкона.
- 25. Сущность принципа cogito и учения о врожденных идеях р.Декарта. Врожденные Идеи
- Декартовское Cogito Ergo Sum
- 26. Характеристика немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
- 27. Трансцендентализма Канта.
- 28. Учение Гегеля: связь метода и предмета философии.
- 29. Особенности антропологического материализма л.Фейербаха.
- 30. Особенности диалектического материализма к. Маркса и ф. Энгельса.
- 34. Сущность материалистического понимания истории.
- 35. Смысл марксовых понятий "общественное бытие", "общественное сознание", "базис", "надстройка", "формация", «революция".
- 36. Условия и причины формирования философии современности.
- Разновидности
- 37. Основные проблемы, рассматриваемые в современной философии. Философские школы, возникающие на основе исследования данных проблем.
- 38. Критерии выделения типов рациональности.
- 39. Отличия классического и неклассического типов философствования.
- 40. Особенности, отличающие русскую философскую традицию от западной.
- 42. Особенности философии как метафизики.
- 43. Проблема бытия как ключевая проблема онтологии.
- 45. Содержание и основные признаки диалектики и метафизики как типов мышления и методологий деятельности.
- 46. Исторические формы диалектики.
- 47. Сущность основных законов материалистической диалектики; механизм их действия.
- 48. Единство принципов, законов и категорий диалектики.
- 50. Технократизм как форма проявления метафизического мышления.
- 51. Основные формы и способы бытия человека в мире.
- 52. Соотношение понятий "активность", "деятельность", "практика".
- 53. Структура практической деятельности.
- 54. Основные этапы развития восточной философии.
- 55. Ведущие школы и направления в истории древнекитайской философии.
- 56. Ключевые проблемы древнеиндийской философии.
- 57. Особенности восточного типа философствования в отличие от западноевропейской традиции.
- 58. Аксиология как предметная область философии: основные подходы.
- 59. Характеристика этических, эстетических и когнитивных ценностей.
- 60. Место и роль моральных и эстетических категорий в структуре философского знания. Причины их возникновения и условия реализации.
- 61. Специфика социального познания; предмет и методы социально- философского анализа.
- 62. Принципы построения моделей общества и человеческой истории.
- 63. Материалистическое объяснение сути общественной жизни.
- 64. Общность и отличие социальной философии и философии истории.
- 65. Своеобразие проблемы истины, объяснения и понимания в историческом познании. Интерпретация как метод трактовки исторического события.
- 66. Различные концепции, описывающие смысл истории.
- 67. Единство и многообразие мировой истории.
- 68. Взаимосвязь и различие форм бытия.
- 69. Этапы взаимодействия общества и природы. Природная детерминация общественного бытия.
- 70. Проблема сознания: гносеологическая и онтологическая трактовки.
- 71. Различия между психикой и сознанием, сознанием и мышлением, мышлением и интуицией.
- 72. Принципиальное отличие трактовки сознания как отражения и как феномена.
- 73. Понимание идеального в диалектическом материализме, метафизическом материализме, объективном идеализме, субъективном идеализме.
- 74. Взаимосвязь языка и сознания в различных философских концепциях.
- 75. Диалектика индивидуального и общественного сознания.
- 76. Структура общественного сознания.
- 77. Проблематика, составляющая «исследовательское поле» гносеологии.
- 78. Основные позиции в решении вопроса о познаваемости мира.
- 79. Структура познавательного отношения. Источники и формы познавательной деятельности.
- 80. Достоинства и ограниченность рационализма и сенсуализма.
- 81. Диалектика чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании.
- 82. Понятие знания. Уровни, виды и формы знания.
- Классификация знаний
- 83. Отличия научного познания от обыденного опыта. Структура научного знания.
- 84. Детерминанты и характерные черты образа науки в условиях антропогенной цивилизации.
- 85. Содержание «этоса науки». Предпосылки возникновения и осознания необходимости соблюдения моральных норм в системе научного познания.
- 86. Содержание истины как гносеологической проблемы.
- 87. Различие классического и неклассического понимания истины.
- 88. Место и роль эксперимента в науке.
- 89. Практика как критерий истины и основы познания.
- 90. Специфика философско-антропологического подхода к человеку.
- 91. Различные образы и способы описания человека в истории философии.
- 92. Связь сущности человека и его существования.
- 93. Экзистенциальность человеческого существования в современной культуре.
- 94. Гуманистический смысл постановки и осмысления проблемы отчуждения.
- 95. Опасности фатализма и волюнтаризма в осмыслении собственной жизни
- 96. Концепции сущности и происхождения человека.
- 97. Различие целесообразности и смысла человеческого существования.
- 99. "Человек в мире" и «мир человека»: методологические аспекты рассмотрения.
- 100. Человек как творение культуры и как её творец.
- 101. В чём суть кризиса техногенной цивилизации?
- 102. Истоки и тенденции становления антропогенной цивилизации.
- 103. Технический и интеллектуальный гений: проблемы генерирования и воплощения идей.