65. Своеобразие проблемы истины, объяснения и понимания в историческом познании. Интерпретация как метод трактовки исторического события.
Осознание проблем истины и метода, осуществленное равным образом в области как гуманитарного, так и естественнонаучного познания, показывает на необходимость герменевтики как специальной философской дисциплины, занятой осмыслением предварительных условий, приводящих к становлению современной дискуссии о методе. Осмысление исторического характера методологического мышления и ограниченности научной методологии приводит к необходимости разработки специфического герменевтического мышления, которым в равной мере должны обладать как ученые-гуманитарии, так и ученые-естественники. Современная герменевтика выступает против безграничной экспансии современного естествознания и поэтому находит отклик у тех ученых, которые понимают ограниченный характер естественнонаучной методологии и стремятся прояснить основания собственной деятельности. Можно сказать, что в определенном смысле герменевтика не только способна отстоять идеалы гуманизма и, в том числе, необходимость гуманитарного образования, но и предлагает определенный набор стратегий, который помогает естествоиспытателям понять те вещи, которыми они занимаются. Проблема истины в историческом познании приобретает особую актуальность в свете современного состояния исторического знания. Оно во многом напоминает кризис, о чем свидетельствует наличие следующих явлений. В настоящее время существует немало исторических исследований, которые по своему содержанию недостаточно объективны.Проблема истины не теряет своей актуальности. Она исследовалась в трудах многих философов, впервые получив глубокое исследование в работах таких классиков философской мысли как Платон и Аристотель. Большое внимание проблеме истины уделяли идеалисты - Августин Аврелий, Фома Аквинский, Р.Декарт, Г.В.Лейбниц, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, а также материалисты — Ф.Бэкон, Д.Локк, П.Гольбах, К.А.Гельвеций, Ж.О.Ламетри, Л.Фейербах, К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин.
Понимание — это форма знания, но чтобы перевести это знание в ранг научного, необходимы некоторые дополнительные искусственные, спланированные исследователем приемы. Одной из них является интерпретация. Интерпретация в социально-гуманитарной сфере (лат. Interpretatio — посредничество, разъяснение) — это когнитивная процедура, имеющая функцию методологического приема, с помощью которого устанавлива¬ются значения и смыслы понятийных вербальных выражений и структур.
Процедура интерпретации как форма познания сложилась задолго до обсуждения в XX веке познавательных проблем социально-гуманитарного знания. Можно выделить следующие исторические этапы эволюции интерпретации как методологического приема анализа текста:
(1) в античности интерпретация практикуется неоплатониками для выявления смыслов и значений аллегорий, имевших место в литературе классического на¬следия;
(2) в Средние века интерпретация превращается в базовый методологический прием для экзегетики (толкования текстов Священного Писания);
(3) в Новое время происходит философское осмысление процедур интерпретации и понимания, которое принимает различные формы:
(а) философско-герменевтическая трактовка интерпретации (Шлейермахер, Дильтей) когда интерпретация рассматривается как постижение смысла, объективно заложенного в текст автором. Автор рассматривается как главный источник смысла, поэтому для его интерпретации важно было знать биографию автора, которая помогала постижению смысла его произведений;
(б) структурно-семиотическая трактовка интерпретации. Текст рассматривается как самодостаточная реальность, а его смысл задается не автором, а факторами объективно-структурного характера, например такими, как «порядок» и «ритмика» организации структуры текста. Структура текста является его объективной характеристикой. Интерпретация в этом случае не нуждается в рассмотрении индивидуально-психологического опыта автора, так как сводится к дешифровке текстового кода, т.е. основных характеристик структуры текста;
(в) постмодернистская трактовка интерпретации, согласно которой интерпретация - не способ постижения смысла, содержащегося в тексте, а способ наполнения его смыслом.
- 1. Культура как специфически человеческий способ бытия в мире. Культура как система.
- 2. Диалектика форм бытия. Соотношение вечного и преходящего, единого и многообразного, материального и духовного, индивидуального и социального в культуре.
- 3. Взаимосвязь культуры и мировоззрения.
- 4. Назовите особенности мифологической и религиозной картины мира.
- 5. Специфика философского способа мышления. Сходства и отличия философии от мифологии и религии.
- 6. Место и роль философии в системе культуры.
- 7. Социокультурные предпосылки возникновения и развития античной философии.
- 8. Космоцентризм как основная черта античной философии.
- 9. Основные проблемы античной натурфилософии.
- 10. Учение элеатов о бытии. Раскройте смысл апорий Зенона.
- 11. Суть античного атомизма, его проявление в науке Нового времени.
- 12. Новизна и значение проблем, поставленных софистами и Сократом.
- 13. Проблема отношения идей и вещей в философии Платона.
- 14. Критика Аристотелем учения Платона.
- 15. Учение Аристотеля о материи и форме.
- 16. Принципы средневековой философии.
- 17. Причины подчинения философии теологической проблематике в эпоху средних веков.
- 18. Отличие средневекового истолкования Бога, человека и мира от античной трактовки.
- 19. Этапы развития средневековой философии.
- 20. Специфика схоластики как формы мыследеятельности.
- 21. Толкование природы универсалий в номинализме и реализме.
- 22. Содержание гуманизма как духовной ориентации мыслителей эпохи Возрождения.
- 23. Основные идеи, характерные философии эпохи Нового времени. Социокультурные предпосылки формирования данной эпохи.
- 24. Ключевая проблематика философии ф.Бэкона.
- 25. Сущность принципа cogito и учения о врожденных идеях р.Декарта. Врожденные Идеи
- Декартовское Cogito Ergo Sum
- 26. Характеристика немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
- 27. Трансцендентализма Канта.
- 28. Учение Гегеля: связь метода и предмета философии.
- 29. Особенности антропологического материализма л.Фейербаха.
- 30. Особенности диалектического материализма к. Маркса и ф. Энгельса.
- 34. Сущность материалистического понимания истории.
- 35. Смысл марксовых понятий "общественное бытие", "общественное сознание", "базис", "надстройка", "формация", «революция".
- 36. Условия и причины формирования философии современности.
- Разновидности
- 37. Основные проблемы, рассматриваемые в современной философии. Философские школы, возникающие на основе исследования данных проблем.
- 38. Критерии выделения типов рациональности.
- 39. Отличия классического и неклассического типов философствования.
- 40. Особенности, отличающие русскую философскую традицию от западной.
- 42. Особенности философии как метафизики.
- 43. Проблема бытия как ключевая проблема онтологии.
- 45. Содержание и основные признаки диалектики и метафизики как типов мышления и методологий деятельности.
- 46. Исторические формы диалектики.
- 47. Сущность основных законов материалистической диалектики; механизм их действия.
- 48. Единство принципов, законов и категорий диалектики.
- 50. Технократизм как форма проявления метафизического мышления.
- 51. Основные формы и способы бытия человека в мире.
- 52. Соотношение понятий "активность", "деятельность", "практика".
- 53. Структура практической деятельности.
- 54. Основные этапы развития восточной философии.
- 55. Ведущие школы и направления в истории древнекитайской философии.
- 56. Ключевые проблемы древнеиндийской философии.
- 57. Особенности восточного типа философствования в отличие от западноевропейской традиции.
- 58. Аксиология как предметная область философии: основные подходы.
- 59. Характеристика этических, эстетических и когнитивных ценностей.
- 60. Место и роль моральных и эстетических категорий в структуре философского знания. Причины их возникновения и условия реализации.
- 61. Специфика социального познания; предмет и методы социально- философского анализа.
- 62. Принципы построения моделей общества и человеческой истории.
- 63. Материалистическое объяснение сути общественной жизни.
- 64. Общность и отличие социальной философии и философии истории.
- 65. Своеобразие проблемы истины, объяснения и понимания в историческом познании. Интерпретация как метод трактовки исторического события.
- 66. Различные концепции, описывающие смысл истории.
- 67. Единство и многообразие мировой истории.
- 68. Взаимосвязь и различие форм бытия.
- 69. Этапы взаимодействия общества и природы. Природная детерминация общественного бытия.
- 70. Проблема сознания: гносеологическая и онтологическая трактовки.
- 71. Различия между психикой и сознанием, сознанием и мышлением, мышлением и интуицией.
- 72. Принципиальное отличие трактовки сознания как отражения и как феномена.
- 73. Понимание идеального в диалектическом материализме, метафизическом материализме, объективном идеализме, субъективном идеализме.
- 74. Взаимосвязь языка и сознания в различных философских концепциях.
- 75. Диалектика индивидуального и общественного сознания.
- 76. Структура общественного сознания.
- 77. Проблематика, составляющая «исследовательское поле» гносеологии.
- 78. Основные позиции в решении вопроса о познаваемости мира.
- 79. Структура познавательного отношения. Источники и формы познавательной деятельности.
- 80. Достоинства и ограниченность рационализма и сенсуализма.
- 81. Диалектика чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании.
- 82. Понятие знания. Уровни, виды и формы знания.
- Классификация знаний
- 83. Отличия научного познания от обыденного опыта. Структура научного знания.
- 84. Детерминанты и характерные черты образа науки в условиях антропогенной цивилизации.
- 85. Содержание «этоса науки». Предпосылки возникновения и осознания необходимости соблюдения моральных норм в системе научного познания.
- 86. Содержание истины как гносеологической проблемы.
- 87. Различие классического и неклассического понимания истины.
- 88. Место и роль эксперимента в науке.
- 89. Практика как критерий истины и основы познания.
- 90. Специфика философско-антропологического подхода к человеку.
- 91. Различные образы и способы описания человека в истории философии.
- 92. Связь сущности человека и его существования.
- 93. Экзистенциальность человеческого существования в современной культуре.
- 94. Гуманистический смысл постановки и осмысления проблемы отчуждения.
- 95. Опасности фатализма и волюнтаризма в осмыслении собственной жизни
- 96. Концепции сущности и происхождения человека.
- 97. Различие целесообразности и смысла человеческого существования.
- 99. "Человек в мире" и «мир человека»: методологические аспекты рассмотрения.
- 100. Человек как творение культуры и как её творец.
- 101. В чём суть кризиса техногенной цивилизации?
- 102. Истоки и тенденции становления антропогенной цивилизации.
- 103. Технический и интеллектуальный гений: проблемы генерирования и воплощения идей.