Понятия сознания и бессознательного у к.Маркса и з.Фрейда.
Скрытые детерминанты сознания. Социальное (коллективное) бессознательное. Открыв факт детерминированности сознания внешними, объективными по отношению к нему факторами, Маркс сделал еще одно открытие: он показал, что процесс детерминации скрыт от сознания, не представлен в его опыте. Реальная жизнь формирует содержание сознания индивидов вне сознательного контроля с их стороны. Люди часто не осознают, что их сознание обусловлено способом их жизни. Проблема бессознательного - это проблема наличия скрытых детерминант сознания, т. е. не представленных в сознании. Ему кажется, что оно свободно в своем содержании, тогда как на самом деле его свобода иллюзорна. Человек и его сознание оказываются заложниками тайных, невидимых причин. Когда мы говорим, что Маркс открыл бессознательную мотивацию сознания, то имеем в виду лишь тот факт, что он впервые стал искать ее в сфере предметно-практической, материально-экономической жизни людей. Проблемой бессознательного до Маркса занимались Спиноза, Гегель. Главная мысль Маркса заключалась в том, что сознание не есть «нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе»: оно рождается в материальной деятельности и материальном общении людей, оно «вплетено» «в язык реальной жизни», порождается материальными отношениями людей. Но сама «реальная жизнь», материальные отношения складываются объективным способом, не зависящим от воли и сознания отдельных людей. Каждый индивид что-то планирует для себя, реализует какие-то свои частные цели, и из столкновения этих бесчисленных стремлений и отдельных действий формируются бессознательным для каждого отдельного индивида способом общественные коллективные отношения. В сложных общественных формациях, к примеру таких, как капиталистическая, люди, вступая в общение между собой по поводу производства товаров, «не осознают того, какие общественные отношения при этом складываются, по каким законам они развиваются и т.д. Например, крестьянин, продавая хлеб, вступает в «общение» с мировыми производителями хлеба на всемирном рынке, но он не сознает этого, не сознает и того, какие общественные отношения складываются из обмена» (В. И. Ленин). Бессознательное, по Марксу, имеет социальный характер, а потому его преодоление может произойти только в ходе общественных изменений. Человек не может стать свободным от рабства бессознательного в одиночку»: необходимо освобождение всего общества. Маркс искал препятствия в обществе, мешающие человеку свободно реализовать свои способности, и создавал теорию того общества, где данные способности могут развиться беспрепятственно. Обществом, соответствующим человеческому в человеке, он считал коммунизм. Коммунизм, с его точки зрения, это прежде всего контроль людей над своим способом жизнедеятельности и общения. Он надеялся, что при коммунизме люди смогут общественно - планомерно распределить рабочее время, установить прозрачные отношения между различными трудовыми функциями и различными потребностями, сделать «рабочее время» мерой «индивидуального участия производителей в совокупном труде», а тем самым определить точную долю индивидуально «потребляемой, части всего продукта». А когда общественные отношения людей к их труду и продуктам их труда станут прозрачно ясными как в производстве, так и в распределении, люди избавятся от рабства социального бессознательного, социальной стихийности. «Прозрачность » этих отношений не оставит места, полагал Маркс, стяжательству, его скрытой форме— зависти и иным человеческим порокам. Маркс действовал как «социальный психоаналитик» (Э. Фромм). Он стремился освободить сознание людей от диктата бессознательного (стихийного) путем устранения тех социальных и экономических сил, которые формируют невидимым и тайным для людей способом их мысли и переживания. А для этого, считал он, необходимо изменить общество, устранить противоречие между потребностью человека в свободном и полном развитии своих способностей и препятствующей этому данной социальной структурой. Бессознательное и проблема социальных фильтров. На сегодняшний день можно констатировать, что ни одна общественно-экономическая структура не сумела сделать «прозрачными» и строго контролируемыми сферы производства, потребления, распределения. Они по-прежнему формируют бессознательную мотивацию человеческих мыслей, поступков и переживаний. Впрочем, это не единственная основа рабства человеческого сознания, а следовательно, и самого человека. Итак, в каждом обществе существуют своеобразные социальные и культурные фильтры, через которые «просеивается» содержание духовного опыта перед его допуском в сферу сознания. Содержание последнего формируется в рамках тех ограничений, которые существуют в конкретной цивилизации и в конкретном обществе. Об этом же свидетельствует факт непредставленности в сознании людей вплоть до XX в. проблем секса и безумия. Такая «непредставленность» явилась следствием наличия социальных табу, объявляющих идеи и чувства, связанные с этими сторонами жизни, непристойными, запретными. Тема социального бессознательного, открытая Марксом, была в последующем существенно расширена и углублена. |
- Дофилософские мировоззрения и картина мира
- Понятие философии, философия как мировоззрение и наука.
- Взаимосвязь философии с другими науками.
- Основные функции философии.
- Специфика философского знания.
- Зачатки философского знания на Древнем Востоке.
- Древнегреческая натурфилософия: основные школы и представители.
- Милетская школа
- Школа пифагорейцев
- Философия Сократа.
- Объективный идеализм Платона.
- Философское учение Аристотеля.
- Неклассическая греческая философия : софистика, кинизм и др.
- 2. Для софистов характерно:
- Эллинистическая и римская философия : эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.
- Средневековая религиозная философия : апологетика, патристика, схоластика, томизм, номинализм.
- Коперниканский переворот в представлениях об устройстве мира.(идеи н. Коперника, Дж. Бруно и г.Галилея.)
- Философия 17 века: рационализм и эмпиризм.
- Философия эпохи Просвещения ( Вольтер, Руссо, Дидро)
- И.Кант. Как родоначальник классической немецкой философии.
- Г.Гегель и его концепция саморазвития и самопознания Абсолютного Духа.
- Антропологический материализм л.Фейербаха.
- Диалектический и исторический материализм к.Маркса и ф.Энгельса.
- Иррационализм и «философия жизни» а. Шопенгауэра и ф. Ницше и др.
- Философия анархизма м. Штирнера и м. Бакурина.
- Позитивизм и постпозитивизм (о. Конт, г. Спенсер, л. Витгенштейн, к . Поппер, б. Рассел).
- Эмпириокритицизм э. Маха. И р. Авенариуса.
- Русская религиозная философия 19-го нач.20-го вв. (в.Соловьев, п. Флоренский, н.Бердяев и др.)
- Экзистенциализм как одно из основных направлений философской мысли середины 20-го века.
- Основные идеи русского космизма (н. Федоров, к. Циолковский, в. Вернадский, л.Гумилев и др.)
- Религиозная философия 20-го века (неотомизм, неопротестантизм).
- Философия постмодернизма: характеристика и основные представители (ж. Делез, ж. Деррида, м. Фуко, ж. Лиотар и др.)
- Структура философского знания.
- Проблема бытия в античной философии.
- Проблема бытия в современной философии.
- Философская проблема сознания.
- Понятия сознания и бессознательного у к.Маркса и з.Фрейда.
- Философская антропология. Проблема человека в современной философии.
- Проблема соотношения биологического и социального в человеке.
- Обыденная, философская и научная картина мира.
- Религиозные версии мироустройства (буддизм, христианство, ислам).
- Понятие личности в различных философских школах.
- Взаимоотношение человека и космоса: история и современность.
- Понятие общества, роль общества по отношению к индивиду у различных философов.
- Философия современного информационного общества.
- Культура как предмет философии.
- Место России в многообразии типов культуры.
- Повседневность и экзистенциональные проблемы философии.
- Гносеология ( теория познания) как философская дисциплина.
- Проблема познаваемости мира.
- Роль науки в развитии общества.
- Мировая ситуация в нач.21 века : глобальные проблемы. Проблемы обозримого будущего (футурология).
- Гражданское общество и правовое государство: теория и практика.
- Философия истории: личность и массы, свобода и необходимость, движущие силы истории.
- Формационный (линейный) и цивилизационный подходы к истории человечества.
- Понятие морали. Теории абсолютности и относительности морали ( и. Кант и ф. Ницше).
- Совершенный человек у различных философов ( богочеловек в. Соловьева и сверхчеловек ф. Ницше).
- Понятие и проблема истины. Критерии истины.
- Главные принципы, законы и категории диалектики.
- Синергетика как наука о самоорганизации различных систем.
- Человек и природа. Проблема экологии.