34.Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.
Проблема сознания явл. одним из наиболее сложных объектов Ф. анализа. Еще Аристотель определял чел. как разумное животное, будучи несомненной очевидностью человеч. существования. Сознание одновременно является неуловимым для внешнего наблюдения, поэтому существуют трудности в его определении. Исследователи делали попытки изучить сознание через устойчивые внешние факторы, однако, это приводило к утрате уникально-личностного контекста составляющего специфику данного феномена.
В совр. Ф. существует 3 подхода к исслед.сознания.
Субстанциальный подход. – Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Гегель.
В рамках дан. подхода утвержд., что разум и сознание явл. наиболее универс. св-вами чел. Сознание явл. гарантом единства и упоряд-сти мира той субстанциальн. основой, кот. обеспеч. мир. поряд. и гармонию.
Функциональный подход. – Т. Гоббс, Дж. Локк, Дидро. Данный подход объясняет сознание как функцию материальн. систем не имеющих в своих хар-ках ничего идеального и мыслящего. Согласно дан. подходу работа сознания обеспеч. функционир. НС головн. мозга.
Начало 20 в. стало кризисной для класс. Ф. сознания, кот.сводит все его ф-ции непосредственно к разуму, как к инструменту отображения всеобщих истин.
Развитие марксизма скрывшего соц.природу сознания привело к формированию 3-го подхода в объяснении сознания, кот. называется экзистенциально-феноменологический – Ж.П. Сартр, Э. Гуссерль, М. Хайддегер.
В рамках дан. подхода акцент делается на описании опыта индивид. сознания, его конкр. проявлений, кот. зависят от определения человека.
- Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- Проблема чела и смысла существования его в мире.
- Пробл связи с решением субъект-объектных, межличн соц отнош, рассмотрение чел в мире людей.
- Ортодоксальные и неортодокс шк древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории
- Основные фил школы древнего Китая:
- Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал(архе) (философия досократиков).(аф, натурфилософия 7-5 вв.До н.Э.)
- Концепция атомизма и материалистич тенденции в древнегреческой философии(аф,натур.,7-5 вв до н.Э.)
- Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля(аф висока классика 5-4 вв до н.Э.)
- Разраб христианской догматики в ранней среднев философии(апологетика«защита» патристика).
- Схоластика и ее систематиз в филФ.Аквинского.
- Принципы средневекового философского мышления:теоцентризм,супранатурализм,креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм.
- Гуманизм(нач14-сер15вв) философской мысли Возрождения.(н14 – к16вв)
- Социально-политические идеи Возрождения (т. Мор, Томазо Кампанелла).
- Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской(новое время 17-19вв) культуре (ф. Бэкон, р. Декарт).
- Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ж.-ж. Руссо).(новое время 17-19вв)
- 19. Критика философской классики и иррационализация фил. В творчестве а.Шопенгауэра, с.Кьеркегора, ф.Ницше.
- 20. Предпосылки возникновения марксистской философии и ее основные черты.
- 21. Марксистско-ленинская философия и современность.
- 22. Философия XX столетия.
- 2. Неопозитивизм
- 3. Философия науки
- 4. Философская антропология
- 5. Экзистенциализм(философия существования)
- 6. Персонализм
- 7. Прагматизм
- 23.Истоки и основные этапы развития философской мысли Украины.
- 24.Основные направления и типологические характеристики Украинской философии.
- 25.Понятие метафизики и диалектики.
- 26, 27.Исторические формы диалектики и ее принципы. Законы и категории
- 28.Онтология как философское учение о бытии.
- 29 .Категория материи и ее атрибуты. Эволюция представлений о материи в фил. И науке.
- 31.Учение о человеке в структуре философского знания.
- 32.Проблема антропогенеза(происхождения человека) в философии и науке
- 33.Проблема смысла жизни человека.
- 34.Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.
- 35.Теория бессознательного з.Фрейда.
- 40.Понятие и основные функции науки.
- 41.Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 42.Определение общества: основные дефиниции.
- 43.Общество как саморегулирующаяся система.
- 44.Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- 45.Феномен власти в жизни общества
- 46.Политическая организация общества.
- Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- 48.Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
- 49.Роль народных масс и личности в истории.
- 50.Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- 51.Глобализация как предмет социально-философского анализа.
- 52.Традиции и новации в динамике культуры.
- 53.Религия и искусство как форма духовного освоения реальности.
- 54.Глобальные проблемы современности.
- 55.Приоритеты философии в новом тысячелетии.
- 56.Культура и нравственность. Культура как нормы поведения Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:
- Обобщенное определение культуры
- 57.Феминистский поворот в культуре и философии.
- 58.Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики: проблемы безопасности.
- 59.Понятие общественного прогресса и его критерии.
- 60.Современные концепции будущего человечества. Футурология.