52.Традиции и новации в динамике культуры.
Культура способна развиваться и функционировать только наследуя, воплощая, творчески перерабатывая ценности, поэтому она является динамической, эволюционизирующей и открытой системой. Динамика культурного развития предполагает взаимодействие процессов наследования и обновления, т.е. традиций и новаций в структуре культуры.
У культуры, как и у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются «устойчивая» – консервативная, и развивающаяся – новаторская сторона. Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция[128]. Традиционное действие и отношение направлено на достижение определенной цели и на реализацию специальной зафиксированной нормы (но не полное повторение прошлого образца!) Традиция – элементы культ. наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в культурах. По существу, традиция – память культуры, но культура каждой новой эпохи «помнит» прошлое не в неизменном, а в преобразованном, приспособленном к современности виде. Одним словом, традиция – актуализированная культура прошлого. Традиция – устойчивость, код культуры, который сохраняет все позитивное, накопленное пред. поколениями. Традиции функционируют в самых различн. областях обществ. жизни (право, искусство, мораль, религия и т.д.), хотя значение их в разных сферах неодинаково: например, в религии значение традиции достигает своего макс., в науке – большее значение имеет новация.
Традиция в культуре выполняет ряд важн.функций:
· непосредственно обеспеч. Трансляц.соц.-культ. опыта, т.е. обеспечивает преемственность в культуре,
· дает возможность диалога культур (на основе изучения и уважения традиций разных культурных обществ, как представляющих «лицо» культуры),
- обеспечивает целостность и нац. определен.культур (традиция проявляет ее нац. самобытность, специфичность, связь с предшествующими этапами развития).
Жизнеспособность традиции коренится в ее дальнейшем развитии послед. поколениями. Каждое поколение с необходимостью усваивает ряд традиций, вместе с которыми транслируется многовековой опыт и знания человечества, однако, каждое послед.поколение осмысливает и принимает традицию не механически, а осуществляя выбор наиболее значимого и преемлимого для своего общества. Культивирование слепого поклонения традиции может породить застой культуры (например, так называемые «традиционные общества» характеризуются закрытостью, «законсервированностью», где время словно бы остановило свой бег, а общество – развитие). Насаждение традиционности директивным путем приводит к неприятию ее в обществе (например, течение хиппи в разл. областях культуры первоначально озвучивалось как «вызов» традиции, устоям, косности). Пренебрежительное отношение к традициям создает условия для нарушения преемственности, утраты ценных достижений человечества.
Культура без традиции существовать не может. Во-первых потому, что именно традиция передает из поколения в поколение основные программы социокультурной деятельности, а во-вторых именно традиция формирует менталитет, нравы, обычаи, художественные предпочтения народов, создавая тем самым их национальные культуры.
Новация происходитот лат. Novatio (обновление и изменение[130]), вне этого процесса культура не может развиваться и совершенствоваться. Плодотворное продолжение традиция находит именно в новации как критическом анализе и переработке старых, а так же продуцировании новых ценностей.
ХХ век можно рассматривать как время новаций во всех областях жизни, зачастую здесь даже господствует новация ради новации, распространяются попытки полностью отвергнуть традицию как нечто косное, тормозящее культурное развитие. Попытки отказа от традиции в современном обществе можно наблюдать на примере некоторых политических событий XX века: например, история России, когда на заре советской власти попробовали отказаться от преемственности и старых традиций. В художественной культуре этого периода возникло целое течение, лидеры которого хотели построить новую «пролетарскую» культуру на основе полного отрицания и разрушения предшествующей, якобы всецело чуждой для интересов народа. Это течение стало называться «пролеткультом». Во многих случаях оно привело к невосполнимым потерям в культурной сфере, даже разрушению ее материальных памятников. Подобная же ситуация – попытка отказа от культурной традиции - создалась в Китае в 60-е годы, когда была провозглашена так называемая «великая культурная революция». Негативные последствия ее до их пор ощутимы для китайского общества. Нельзя забывать, что быть свободным от традиции в культуре невозможно. Можно освободиться от жестких предписаний, обычаев и даже норм, но от своего внутреннего «я», которое как раз и сформировано определенной культурной традицией освободиться нельзя. Кроме того, отказ от традиции связан с опасностью утраты отработанного за века равновесия между традицией и новацией. Постсовременная культура говорит сегодня о постмодернизме, который добивается «пересечения» традиции и новации: культура постмодерна в искусстве и философии провозглашает себя «культурой кавычек», цитируя и перефразируя лучшие достижения общественной мысли прошлого.
Характер соотношения традиций и новаций в культуре не только отражает основные ориентации и ценностный установки культуры, но и является основой ее исторической динамики; задает ее направленность и содержательную размерность.
- Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- Проблема чела и смысла существования его в мире.
- Пробл связи с решением субъект-объектных, межличн соц отнош, рассмотрение чел в мире людей.
- Ортодоксальные и неортодокс шк древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории
- Основные фил школы древнего Китая:
- Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал(архе) (философия досократиков).(аф, натурфилософия 7-5 вв.До н.Э.)
- Концепция атомизма и материалистич тенденции в древнегреческой философии(аф,натур.,7-5 вв до н.Э.)
- Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля(аф висока классика 5-4 вв до н.Э.)
- Разраб христианской догматики в ранней среднев философии(апологетика«защита» патристика).
- Схоластика и ее систематиз в филФ.Аквинского.
- Принципы средневекового философского мышления:теоцентризм,супранатурализм,креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм.
- Гуманизм(нач14-сер15вв) философской мысли Возрождения.(н14 – к16вв)
- Социально-политические идеи Возрождения (т. Мор, Томазо Кампанелла).
- Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской(новое время 17-19вв) культуре (ф. Бэкон, р. Декарт).
- Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ж.-ж. Руссо).(новое время 17-19вв)
- 19. Критика философской классики и иррационализация фил. В творчестве а.Шопенгауэра, с.Кьеркегора, ф.Ницше.
- 20. Предпосылки возникновения марксистской философии и ее основные черты.
- 21. Марксистско-ленинская философия и современность.
- 22. Философия XX столетия.
- 2. Неопозитивизм
- 3. Философия науки
- 4. Философская антропология
- 5. Экзистенциализм(философия существования)
- 6. Персонализм
- 7. Прагматизм
- 23.Истоки и основные этапы развития философской мысли Украины.
- 24.Основные направления и типологические характеристики Украинской философии.
- 25.Понятие метафизики и диалектики.
- 26, 27.Исторические формы диалектики и ее принципы. Законы и категории
- 28.Онтология как философское учение о бытии.
- 29 .Категория материи и ее атрибуты. Эволюция представлений о материи в фил. И науке.
- 31.Учение о человеке в структуре философского знания.
- 32.Проблема антропогенеза(происхождения человека) в философии и науке
- 33.Проблема смысла жизни человека.
- 34.Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.
- 35.Теория бессознательного з.Фрейда.
- 40.Понятие и основные функции науки.
- 41.Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 42.Определение общества: основные дефиниции.
- 43.Общество как саморегулирующаяся система.
- 44.Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- 45.Феномен власти в жизни общества
- 46.Политическая организация общества.
- Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- 48.Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
- 49.Роль народных масс и личности в истории.
- 50.Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- 51.Глобализация как предмет социально-философского анализа.
- 52.Традиции и новации в динамике культуры.
- 53.Религия и искусство как форма духовного освоения реальности.
- 54.Глобальные проблемы современности.
- 55.Приоритеты философии в новом тысячелетии.
- 56.Культура и нравственность. Культура как нормы поведения Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:
- Обобщенное определение культуры
- 57.Феминистский поворот в культуре и философии.
- 58.Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики: проблемы безопасности.
- 59.Понятие общественного прогресса и его критерии.
- 60.Современные концепции будущего человечества. Футурология.