29 .Категория материи и ее атрибуты. Эволюция представлений о материи в фил. И науке.
Мир является материальным. Он сост. из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность.
От фил. понятия материи нужно отличать естественнонаучные и соц. представления о ее видах, стр-ре и свойствах. Фил. понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физ., хим., биологич., соц. свойства. Материя - это объективн. мир в целом, а не то, из чего он состоит.
Всеобщими атрибутами и осн. способами существования материи явл. движение, простр-во и время.
Пространст-во и время- это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Стр-ра и св-ва движущейся материи определяют структуру и св-ва простр-ва и времени. Простр-во и время зависят не только от материи, но и друг от друга.
Простр-во - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.
Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.
Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:
– объективность и независимость от сознания чел.;
– их абсолютность как атрибутов материи;
– неразрывная связь друг с другом и движением;
– единство прерывн. и непрерывн. в их структуре;
– зависимость от процессов развития и стр-ных изменений в материальн. системах;
– количеств. и качеств. бесконечность.
Существование любого материал. объекта возникает только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую хар-ку бытия материального мира. Изменение в форме обозначены понятием движения.
Энгельс выделил 5 форм движения материи и предложил следующую классификацию: механическое, физ., хим., биолог. и соц. движение материи. Совр.наука открыла новые уровни орг-ции материи и обнаружила новые формы движения.
З0.Философское понятие природы.
Среди массы различных подходов и определений природы одно из наиболее устоявшихся — понимание природы (в широком смысле слова) как всего окруж. нас мира во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, а именно в соотношении с понятием «общество», под «природой» понимают весь матер. мир, за исключением общества, как совокупн. естеств. условий его существования.
Природа в силу своей значимости для жизни и развития общества всегда была объектом фил.осмысления.
Так, древнегреч.фил. базировалась на превалирующем значении природн. начала. Знаменитые фил. (Сократ, Платон) воспринимали природу как часть бытия, эстетически прекрасное образование, результат целесообр. деятельности Творца. В их рассуждениях и спорах подчеркивалось превосходство природы над чел., а ее "творения" считались эталоном совершенства. Идеал чел. жизни мыслился ими только в гармонии с природой.
В шир. смысле слова природа – весь мир в целом, как бесконечно многообразие его конкр. проявлений.
Средневек. христианская фил.утверждала концепцию ущербности природы и неизмеримо высоко ставила над ней Бога. Чел., развиваясь духовно, также стремился возвыситься над природой. В эпоху -Возрождения мыслители, возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дают им новое объяснение. Они уже не противопоставляют Бога и природу, а наоборот, сближают их, доходя до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы (Дж. Бруно). Если античные фил. часто выступали с позиций гилозоизма, считая космос живым целым, то фил. Возрождения выдвинули в качестве чувственно-эстетического идеала философии лозунг "Назад к природе". Позже он использовался в политической философии Ж.-Ж. Руссо (а затем -- современными "зелеными", борющимися за сохранение окр. среды).
Эпоха Античности. П – связь с др. греч. термином филос. – органич. произрастание, рост и выросшее в процессе дан. роста. Это понятие исследовал Аристотель, кот. определил природу, как внутр. присущий вещам принцип придававший им определенность.
Эпоха нового времени. – П – натура – используется в смысле мир, порядок, вселенная. П. – рассмотрение ее статуса как объекта естествознания, кот.могло исследовать, изучить, понять, подчинить себе.
- Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- Проблема чела и смысла существования его в мире.
- Пробл связи с решением субъект-объектных, межличн соц отнош, рассмотрение чел в мире людей.
- Ортодоксальные и неортодокс шк древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории
- Основные фил школы древнего Китая:
- Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал(архе) (философия досократиков).(аф, натурфилософия 7-5 вв.До н.Э.)
- Концепция атомизма и материалистич тенденции в древнегреческой философии(аф,натур.,7-5 вв до н.Э.)
- Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля(аф висока классика 5-4 вв до н.Э.)
- Разраб христианской догматики в ранней среднев философии(апологетика«защита» патристика).
- Схоластика и ее систематиз в филФ.Аквинского.
- Принципы средневекового философского мышления:теоцентризм,супранатурализм,креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм.
- Гуманизм(нач14-сер15вв) философской мысли Возрождения.(н14 – к16вв)
- Социально-политические идеи Возрождения (т. Мор, Томазо Кампанелла).
- Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской(новое время 17-19вв) культуре (ф. Бэкон, р. Декарт).
- Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ж.-ж. Руссо).(новое время 17-19вв)
- 19. Критика философской классики и иррационализация фил. В творчестве а.Шопенгауэра, с.Кьеркегора, ф.Ницше.
- 20. Предпосылки возникновения марксистской философии и ее основные черты.
- 21. Марксистско-ленинская философия и современность.
- 22. Философия XX столетия.
- 2. Неопозитивизм
- 3. Философия науки
- 4. Философская антропология
- 5. Экзистенциализм(философия существования)
- 6. Персонализм
- 7. Прагматизм
- 23.Истоки и основные этапы развития философской мысли Украины.
- 24.Основные направления и типологические характеристики Украинской философии.
- 25.Понятие метафизики и диалектики.
- 26, 27.Исторические формы диалектики и ее принципы. Законы и категории
- 28.Онтология как философское учение о бытии.
- 29 .Категория материи и ее атрибуты. Эволюция представлений о материи в фил. И науке.
- 31.Учение о человеке в структуре философского знания.
- 32.Проблема антропогенеза(происхождения человека) в философии и науке
- 33.Проблема смысла жизни человека.
- 34.Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.
- 35.Теория бессознательного з.Фрейда.
- 40.Понятие и основные функции науки.
- 41.Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 42.Определение общества: основные дефиниции.
- 43.Общество как саморегулирующаяся система.
- 44.Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- 45.Феномен власти в жизни общества
- 46.Политическая организация общества.
- Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- 48.Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
- 49.Роль народных масс и личности в истории.
- 50.Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- 51.Глобализация как предмет социально-философского анализа.
- 52.Традиции и новации в динамике культуры.
- 53.Религия и искусство как форма духовного освоения реальности.
- 54.Глобальные проблемы современности.
- 55.Приоритеты философии в новом тысячелетии.
- 56.Культура и нравственность. Культура как нормы поведения Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:
- Обобщенное определение культуры
- 57.Феминистский поворот в культуре и философии.
- 58.Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики: проблемы безопасности.
- 59.Понятие общественного прогресса и его критерии.
- 60.Современные концепции будущего человечества. Футурология.