53.Религия и искусство как форма духовного освоения реальности.
Искусство как форма дух. освоения реальности.
Ф. как виду знания присущи также черты, характерные еще для одного вида познават. деят-ти — для худож. освоения действительности, т.е. для искусства.
Искусство — образное освоение действит., здесь превалирует индивид., единичное; естествознание — понятийная форма отражения, в нем преобладают обобщения разных уровней генерализации знания, в том числе в виде законов. Искусство тоже отражает общее, но это общее (типичное) представляется в конкр., живых образах.
Иск-во направлено на постижение эстетич. в самой действит.
В искусстве велико значение синтетического начала. Если в естественных науках до сих пор преобладал элементаристский подход и лишь в последние десятилетия системный подход стал играть все большую роль, не претендуя, однако, на полное вытеснение первого, то в искусстве целостность постижения объектов — сознательная, неизменная установка художников. В силу особен. восприятия мира художников, у которых преобладает синтетич. начало, оно от природы оказывается целостным; результатом их творчества оказыв. синтетичные, целостные и, в идеале, гармоничные, эстетически ценные произв.
Ф. произвед., если они действит. осмысливают бытие человека и окружающ. его действит., тоже оказываются личностными, выражающими личность и переживания философа, его отношение к действит. Поскольку переживания у разных философов различны, различны отношения, постольку и пониманий этого мира в философии множество. Результаты философствования тесно связаны, как и в искусстве, с индивидуальностью. Философия, отмечал В. И. Вернадский, является попыткой из личности познать сущее; в то время как научные истины в своем существе безлики, в философии личность отражается не только на процессе (что свойственно также и Науке), но и на самих результатах познания. «Произведения великих философов есть величайшие памятники понимания жизни и понимания мира глубоко думающими личностями в разных эпохах истории человечества. Они отражают: 1) прежде всего личность в ее глубочайшем размышлении о мире, а личностей может быть бесконечное множество — нет двух тождественных; 2) выработанное свое понимание реальности; таких пониманий может быть по существу не так уж много; они могут быть собраны в небольшое число основных типов. Но не может быть среди них одного единого, более верного, чем все другие. Критерия ясного и определенного для этого нет и быть не может». На этом своеобразии философского знания, сопоставимого с результатами творчества в искусстве, основан феномен личностного, так сказать, «внутреннего» неприятия читателями одних философов и влечения к произведениям других.
Рус. Ф. второй пол. XIX века Н.Я. Грот в 1880 году опублик. статью «Философия как ветвь искусства». Несмотря на разнообразие и переменчивость вкусов в отношении к произведениям музыки, живописи, поэзии и философии, все они обладают в одинаковой мере способностью, если только они хороши, всегда вызывать в нас впечатление чего-то великого или высокого, волновать нас чувством красоты и гармонии, хотя бы мы вовсе не разделяли общую их идею и не одобряли ее исполнение в частностях. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Кант во всяком человеке возбуждают такое же изумление и уважение к своим творениям, как Фидий, Софокл, Эврипид, Рафаэль, Моцарт и Шекспир. Далее Н.Я. Грот замечает: «Философские системы, как все творения художников и поэтов, всегда остаются достоянием личности и неразрывно связаны с именем своего творца. Вхождение в содерж. филос. знания и в творческий процесс философского познания таких компонентов, которые специфичны для иск-ва, можно проследить по множеству линий, начиная от собственно эстетич. представл., составл., кстати, весьма значит. часть филос. знания (раздел «Эстетика»), вплоть до т.н. «картины мира», занимающей важное место в фил. бытия. Общая, фил. «картина мира» содержит в себе также человеч., эмоцион. отнош. к миру, его оценку с точки зрения судеб индивида и человечества.
Родственность философии и искусства и их взаимопроникн., вплоть до слияния демонстрир. еще тем фактом, что несомненно фил. труды нередко обретали форму худ. произвед., а многие выдающ. поэты и писат. были философами-мыслит.
Религия как форма духовного освоения реальности
Важным элементом духовной культуры является религия (лат. religio – благочестие, набожность, святыня). Религия – мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека. Мировая история не знает ни одного народа, у которого не было бы религиозного сознания и опыта. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об универсальном характере религиозного отношения человека к миру. Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях объясняет эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта. Поэтому религия – универсальный феномен. Ее содержание выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческих позиций, принятых в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено к эмоционально-чувственной сфере человека. В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии. По мнению И. Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некоей чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли. Ф. Энгельс рассматривал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни. По мнению Э. Дюркгейма, религия – это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством обожествления базовых социальных связей. З. Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией. У .Джемс полагал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное. Как сложное духовное образование и общественно-историческое явление религия имеет свои причины возникновения и существования – гносеологические, социальные, психологические. Структура религии включает религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Религиозное сознание состоит из двух уровней – религиозной идеологии и религиозной психологии. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права). Религиозный культ – совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу. Религиозные организации – это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа. Основным типом религиозной организации является церковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами. Функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, интегрирующая
- Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- Проблема чела и смысла существования его в мире.
- Пробл связи с решением субъект-объектных, межличн соц отнош, рассмотрение чел в мире людей.
- Ортодоксальные и неортодокс шк древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории
- Основные фил школы древнего Китая:
- Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал(архе) (философия досократиков).(аф, натурфилософия 7-5 вв.До н.Э.)
- Концепция атомизма и материалистич тенденции в древнегреческой философии(аф,натур.,7-5 вв до н.Э.)
- Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля(аф висока классика 5-4 вв до н.Э.)
- Разраб христианской догматики в ранней среднев философии(апологетика«защита» патристика).
- Схоластика и ее систематиз в филФ.Аквинского.
- Принципы средневекового философского мышления:теоцентризм,супранатурализм,креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм.
- Гуманизм(нач14-сер15вв) философской мысли Возрождения.(н14 – к16вв)
- Социально-политические идеи Возрождения (т. Мор, Томазо Кампанелла).
- Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской(новое время 17-19вв) культуре (ф. Бэкон, р. Декарт).
- Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ж.-ж. Руссо).(новое время 17-19вв)
- 19. Критика философской классики и иррационализация фил. В творчестве а.Шопенгауэра, с.Кьеркегора, ф.Ницше.
- 20. Предпосылки возникновения марксистской философии и ее основные черты.
- 21. Марксистско-ленинская философия и современность.
- 22. Философия XX столетия.
- 2. Неопозитивизм
- 3. Философия науки
- 4. Философская антропология
- 5. Экзистенциализм(философия существования)
- 6. Персонализм
- 7. Прагматизм
- 23.Истоки и основные этапы развития философской мысли Украины.
- 24.Основные направления и типологические характеристики Украинской философии.
- 25.Понятие метафизики и диалектики.
- 26, 27.Исторические формы диалектики и ее принципы. Законы и категории
- 28.Онтология как философское учение о бытии.
- 29 .Категория материи и ее атрибуты. Эволюция представлений о материи в фил. И науке.
- 31.Учение о человеке в структуре философского знания.
- 32.Проблема антропогенеза(происхождения человека) в философии и науке
- 33.Проблема смысла жизни человека.
- 34.Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.
- 35.Теория бессознательного з.Фрейда.
- 40.Понятие и основные функции науки.
- 41.Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 42.Определение общества: основные дефиниции.
- 43.Общество как саморегулирующаяся система.
- 44.Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- 45.Феномен власти в жизни общества
- 46.Политическая организация общества.
- Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- 48.Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
- 49.Роль народных масс и личности в истории.
- 50.Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- 51.Глобализация как предмет социально-философского анализа.
- 52.Традиции и новации в динамике культуры.
- 53.Религия и искусство как форма духовного освоения реальности.
- 54.Глобальные проблемы современности.
- 55.Приоритеты философии в новом тысячелетии.
- 56.Культура и нравственность. Культура как нормы поведения Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:
- Обобщенное определение культуры
- 57.Феминистский поворот в культуре и философии.
- 58.Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики: проблемы безопасности.
- 59.Понятие общественного прогресса и его критерии.
- 60.Современные концепции будущего человечества. Футурология.