Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля(аф висока классика 5-4 вв до н.Э.)
Во время развития высокой классики фил. Учению подвергались все стороны человеческой жизни.
Сократ (470 - 399 г. до н.э.)
С. подвергал сомнению очевидные для человека истины, т.к. утверждал, что мы не можем доказать с абсолютной точностью ни одно суждение, поэтому его степень достоверности можно установить в процессе диалога или обсуждения, т.к. беседуя и споря люди высказывают об одной и той же вещи различные мнения, которые каждому по отделоности кажутся истинными. Он разработал диалектику, в рамках которой исследовал истинности суждения, мнений.
В этике С. изображал позицию этического рационализма, где он утверждает, что счастлив может быть лишь тот человек, который соблюдает свое достоинство, а для этого нужно верно знать в чем оно состоит.
«Иронические диспуты Сократа», «я знаю что я ничего не знаю», «познай себя»
Платон (428 – 348 г. до н.э.). идеал влести - монархия
Был учеником Сократа. Создал собственную школу в Афинах, котор. назвал академией. В Ф. он разработал учение об идеях – праобразы сущности и гипотезы всех вещей, а также предел, к которому все вещи стремятся, но никогда не достигают. Окружающий мир для Платона состоит из 2-х основ:
был мир идей - божественный мир, куда стремится попасть любой чел.;
мир вещей – мир действительный, мир окружающих предметов и идей.
Человек способен постигать мир идей (1) благодаря диалектике. Диалектикой он наз. учение ставить вопросы и давать на них ответы. П. разработал учение об идеальном государстве. В таком обществе он видел 3 основных сословия: 1 - философы, 2 - воины, 3 - работники.
Аристотель (384 – 322 г. до н.э.). Ученик Платона, поэтому признавал его учения об идеях. Он утвержд., что сущности всех вещей неизменны и не зависят от челов. субъективности. Он критиковал Платона за то, что тот ориентировал всех людей на достижение божеств. мира идей. А. утвержд., что у всякой вещи есть свои причины: 1) форма, 2) материя), 3) движение, 4) цель.
А. занимался систематизацией всех наук и поэтому классифицировал осн. знания:
1) теоретические (философия, математика, физика);
2) практические (этика, политика);
3) созидательные (искусство).
Он также исследует проблемы гос-ва и выделяет правильные формы гос-ого устройства.
монархия, 2) аристократия, 3) полития.
Соотношеиие разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан, Августин, Абеляр). Категория веры как нерац.способа постижения действит. становится одной из главных в христианской фил.. Религиозн. фил. Тертуллиан (около 160- 220 гг.) отстаивал тезис о несовместимости религиозной веры и фил. знания. Он исходил из принципа " верую, потому что абсурдно " и чем парадоксальнее религиозный тезис, тем сильнее должна быть вера. По его мнению, смерть божьего сына достоверна, ибо она ни с чем несообразна; его воскрешение после смерти несомненно, ибо невозможно. Единств.авторитетный источник знания - Евангелие, а фил. разум несовместим с верой, так как он ведет к ереси. В средневек.фил. можно выделить два осн. периода: патристика и схоластика.
Патристика (от лат. "pater" - отец) представляла совок. религиозно- фил. учений "отцов церкви", т.е. тех, кто разработал теорет. основы христианства. Выдающимся христ. мыслителем периода патристики был Аврелий Августин (354 - 430 гг.), прозванный Блаженным. Вначале Августин придерживался языческих взглядов на мир, затем принял христианство. Написал множество религиозных трактатов, среди них главные: "Исповедь", "О троице", "О граде божьем " и др. Все его исследования теоцентричны, основанием и стержнем его философских суждений является учение о Боге. По мнению Августина, Бог представляет вечное, неизменное, абсолютное, духовное бытие, существующее вне времени и пространства. Как субстанция (существенная основа мира) Бог является источником любого другого бытия, т.е. творцом Вселенной и вершителем судеб людей. Предметы и явления сотворенного Богом мира изменчивы, относит., существуют во времени и пространстве, определяются божественной волей.
По сути своей чел.внутренне противоречив, он сост. из тела и души. Душа, как частичка Бога в человеке, бессмертна, но она обременена телесной природой, которая сама по себе есть воплощение духовной сущности. Августин разработал новую концепцию бытия, человека, познания, отличную от античного понимания. Он акцентировал внимание на осмыслении внутр. мира человека, его познавательных способностях, идее общественного развития.
В конце XI в. начинается новый период средневековой Ф. - схоластика (от.лат. scholastika - школьный, учебный). Она преподавалась в монастырских школах, а затем университетах и была тесно связана с теологией.
Главной целью схол. было рац.обоснование христианских догматов. Она исходила из того, что истина дана в Библии и сочинениях "отцов церкви", но её нужно актуализировать, т.е. вывести из "священного писания" посредством системы силлогизмов.
- Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- Проблема чела и смысла существования его в мире.
- Пробл связи с решением субъект-объектных, межличн соц отнош, рассмотрение чел в мире людей.
- Ортодоксальные и неортодокс шк древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории
- Основные фил школы древнего Китая:
- Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал(архе) (философия досократиков).(аф, натурфилософия 7-5 вв.До н.Э.)
- Концепция атомизма и материалистич тенденции в древнегреческой философии(аф,натур.,7-5 вв до н.Э.)
- Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля(аф висока классика 5-4 вв до н.Э.)
- Разраб христианской догматики в ранней среднев философии(апологетика«защита» патристика).
- Схоластика и ее систематиз в филФ.Аквинского.
- Принципы средневекового философского мышления:теоцентризм,супранатурализм,креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм.
- Гуманизм(нач14-сер15вв) философской мысли Возрождения.(н14 – к16вв)
- Социально-политические идеи Возрождения (т. Мор, Томазо Кампанелла).
- Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской(новое время 17-19вв) культуре (ф. Бэкон, р. Декарт).
- Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ж.-ж. Руссо).(новое время 17-19вв)
- 19. Критика философской классики и иррационализация фил. В творчестве а.Шопенгауэра, с.Кьеркегора, ф.Ницше.
- 20. Предпосылки возникновения марксистской философии и ее основные черты.
- 21. Марксистско-ленинская философия и современность.
- 22. Философия XX столетия.
- 2. Неопозитивизм
- 3. Философия науки
- 4. Философская антропология
- 5. Экзистенциализм(философия существования)
- 6. Персонализм
- 7. Прагматизм
- 23.Истоки и основные этапы развития философской мысли Украины.
- 24.Основные направления и типологические характеристики Украинской философии.
- 25.Понятие метафизики и диалектики.
- 26, 27.Исторические формы диалектики и ее принципы. Законы и категории
- 28.Онтология как философское учение о бытии.
- 29 .Категория материи и ее атрибуты. Эволюция представлений о материи в фил. И науке.
- 31.Учение о человеке в структуре философского знания.
- 32.Проблема антропогенеза(происхождения человека) в философии и науке
- 33.Проблема смысла жизни человека.
- 34.Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.
- 35.Теория бессознательного з.Фрейда.
- 40.Понятие и основные функции науки.
- 41.Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 42.Определение общества: основные дефиниции.
- 43.Общество как саморегулирующаяся система.
- 44.Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- 45.Феномен власти в жизни общества
- 46.Политическая организация общества.
- Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- 48.Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
- 49.Роль народных масс и личности в истории.
- 50.Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- 51.Глобализация как предмет социально-философского анализа.
- 52.Традиции и новации в динамике культуры.
- 53.Религия и искусство как форма духовного освоения реальности.
- 54.Глобальные проблемы современности.
- 55.Приоритеты философии в новом тысячелетии.
- 56.Культура и нравственность. Культура как нормы поведения Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:
- Обобщенное определение культуры
- 57.Феминистский поворот в культуре и философии.
- 58.Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики: проблемы безопасности.
- 59.Понятие общественного прогресса и его критерии.
- 60.Современные концепции будущего человечества. Футурология.