Философская антропология. Проблема человека в современной философии.
Биологическое, социальное и духовное в человеке. Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка), в широком смысле — философское учение о природе (сущности) человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской, преимущественно немецкой, философии первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни (Дильтей), феноменологии Гуссерля и других и стремившееся к воссозданию целостного понятия о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — биологии, психологии, этнологии, социологии и т. д. Начало философской антропологии связано с появлением работ Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в центре внимания которых — специфическое отличие в способе существования человека и животных. Это отличие Шелер видит в способности человека отрешиться от давления биологических потребностей, в «дистанции» его по отношению к окружающей среде. Принципом существования человека Шелер считает внежизненный «дух», тормозящий и сублимирующий органические влечения. Плеснер определяет специфику человека как «эксцентричность», постоянный выход его из непосредственности существования, при этом «эксцентрическое» положение человека определяет не какой-либо один высший «слой» его существа, а всю его организацию, начиная от низших вегетативных уровней. Человек есть великая загадка для самого себя, потому что он свидетельствует о существовании высшего мира. Начало сверхчеловеческое есть конститутивный признак человеческого бытия. Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать. Самый факт существования человека есть разрыв в природном мире и свидетельствует о том, что природа не может быть самодостаточной и покоится на бытии сверхприродном. Как существо, принадлежащее к двум мирам и способное преодолевать себя, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности. С одинаковым правом можно сказать о человеке, что он существо высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье. Человек понимается не как чисто природное существо и не как чисто социальное, и не как биосоциальный “кентавр”, а как существо трёхстороннее – био-социо-культурное. Если человек является, как явствует из сказанного, трёхстороней системой – био-социо-культурной, то его изучение предполагает: Познание целостности человеческого бытия в единстве его сущности и существования, в диалектике общего (общечеловеческого), особенного (личностного, уникального); таково назначение философской антропологии; её проблемное поле – целостное бытие человека, его место в мире, его отношение к природе, обществу, культуре, к другому и самому себе, смысл его существования на земле; Познание каждой из трёх сторон бытия – биологической, социальной, культурной – в её относительной самостоятельности; речь идёт, следовательно, во-первых, об изучении того, как проявляются в жизни человека на всех её уровнях (родовом, групповом и индивидуальном) и во всех аспектах (структурном, функциональном и эволюционном) законы природы – таково проблемное поле биологической (в частности, медицинской) антропологии; во-вторых, об изучении взаимоотношений человека и общества – таково содержание социальной антропологии, проблемное поле которой определяется тем, что общество даёт человеку и что он даёт обществу, как общество создаёт условия совместного существования и коллективной деятельности людей и как они создают и пересоздают своё общественное бытиё; в-третьих, об изучении взаимодействия человека и культуры – таково содержание культурантропологии; её проблематика – принципы сотворения человеком “второй природы” как “мира человека”, “ноосферы”, искусственной среды обитания, и пути сотворения человека культурой.
- Дофилософские мировоззрения и картина мира
- Понятие философии, философия как мировоззрение и наука.
- Взаимосвязь философии с другими науками.
- Основные функции философии.
- Специфика философского знания.
- Зачатки философского знания на Древнем Востоке.
- Древнегреческая натурфилософия: основные школы и представители.
- Милетская школа
- Школа пифагорейцев
- Философия Сократа.
- Объективный идеализм Платона.
- Философское учение Аристотеля.
- Неклассическая греческая философия : софистика, кинизм и др.
- 2. Для софистов характерно:
- Эллинистическая и римская философия : эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.
- Средневековая религиозная философия : апологетика, патристика, схоластика, томизм, номинализм.
- Коперниканский переворот в представлениях об устройстве мира.(идеи н. Коперника, Дж. Бруно и г.Галилея.)
- Философия 17 века: рационализм и эмпиризм.
- Философия эпохи Просвещения ( Вольтер, Руссо, Дидро)
- И.Кант. Как родоначальник классической немецкой философии.
- Г.Гегель и его концепция саморазвития и самопознания Абсолютного Духа.
- Антропологический материализм л.Фейербаха.
- Диалектический и исторический материализм к.Маркса и ф.Энгельса.
- Иррационализм и «философия жизни» а. Шопенгауэра и ф. Ницше и др.
- Философия анархизма м. Штирнера и м. Бакурина.
- Позитивизм и постпозитивизм (о. Конт, г. Спенсер, л. Витгенштейн, к . Поппер, б. Рассел).
- Эмпириокритицизм э. Маха. И р. Авенариуса.
- Русская религиозная философия 19-го нач.20-го вв. (в.Соловьев, п. Флоренский, н.Бердяев и др.)
- Экзистенциализм как одно из основных направлений философской мысли середины 20-го века.
- Основные идеи русского космизма (н. Федоров, к. Циолковский, в. Вернадский, л.Гумилев и др.)
- Религиозная философия 20-го века (неотомизм, неопротестантизм).
- Философия постмодернизма: характеристика и основные представители (ж. Делез, ж. Деррида, м. Фуко, ж. Лиотар и др.)
- Структура философского знания.
- Проблема бытия в античной философии.
- Проблема бытия в современной философии.
- Философская проблема сознания.
- Понятия сознания и бессознательного у к.Маркса и з.Фрейда.
- Философская антропология. Проблема человека в современной философии.
- Проблема соотношения биологического и социального в человеке.
- Обыденная, философская и научная картина мира.
- Религиозные версии мироустройства (буддизм, христианство, ислам).
- Понятие личности в различных философских школах.
- Взаимоотношение человека и космоса: история и современность.
- Понятие общества, роль общества по отношению к индивиду у различных философов.
- Философия современного информационного общества.
- Культура как предмет философии.
- Место России в многообразии типов культуры.
- Повседневность и экзистенциональные проблемы философии.
- Гносеология ( теория познания) как философская дисциплина.
- Проблема познаваемости мира.
- Роль науки в развитии общества.
- Мировая ситуация в нач.21 века : глобальные проблемы. Проблемы обозримого будущего (футурология).
- Гражданское общество и правовое государство: теория и практика.
- Философия истории: личность и массы, свобода и необходимость, движущие силы истории.
- Формационный (линейный) и цивилизационный подходы к истории человечества.
- Понятие морали. Теории абсолютности и относительности морали ( и. Кант и ф. Ницше).
- Совершенный человек у различных философов ( богочеловек в. Соловьева и сверхчеловек ф. Ницше).
- Понятие и проблема истины. Критерии истины.
- Главные принципы, законы и категории диалектики.
- Синергетика как наука о самоорганизации различных систем.
- Человек и природа. Проблема экологии.