8. 2. Роль и место практики в познавательном процессе.
Материализм XVII-XVIII вв. в силу своей созерцательности ви- дел, с одной стороны, природу, а с другой - человека, пассивно, подобно зеркалу, отражающего ее. Выше мы уже отметили, что диалектико-материалистическая философия, напротив, исходит из того, что познание - это социально-опосредованное отношение человека к миру.
Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как материально-предметная деятельность по преобразованию действительности. При этом познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой. Они различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика - материально-предметную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую.
Эта связь познания и практики восходит еще к тем давним временам, когда познание, производство идей было непосредственно вплетено в производство вещей, а знания, в том числе и зачатки научных знаний, приобретались в процессе практики, накопления опыта земледелия, выполнения ремесленных работ, ориентации на местности и т. д. Автономизация познавательного процесса, относительная самостоятельность сферы познания - продукт истории, результат расщепления человеческой деятельности на материальное и духовное производство.
Однако эта самостоятельность лишь относительна, поскольку и в наше время практика сохраняет роль и значение важнейшей детерминанты, определяющей весь ход познания, , начиная с формирования объекта познания и кончая установлением достоверности или, наоборот, ложности полученных нами знаний.
Общественная жизнь по своей сути, а главное, в своей основе есть жизнь практическая. Поэтому и практика столь же многогранна в своих проявлениях, как и сама жизнь общества.
Это и семейно-бытовая деятельность, и деятельность в сфере культуры, воспитания, военная деятельность и т. д. Но основные виды практики - это, во-первых, материально-производственная, трудовая деятельность, во-вторых, социально-преобразующая деятельность, вносящая изменения в основные сферы общества, и, наконец, научно-экспериментальная практика в виде экспериментов, наблюдений, измерений и т. д.
Связь познания и практики взаимная. Прежде всего практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Кроме того, вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек получает первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений, восприятий, представлений. Больше того, и теоретическое знание есть обобщение практики на сущностном уровне, а сам переход от эмпирии к теории диктуется отнюдь не чистым любопытством, а потребностями практики в выявлении закономерностей природных и социальных процессов. Так, практика селекции, искусственного отбора животных и растений человеком, дала Ч. Дарвину материал, сыгравший немалую роль в выработке теории естественного отбора, эволюционной теории в целом.
Естественно, далеко не все знания мы получаем, отталкиваясь непосредственно от практики, так сказать, апостериорно, на основе опыта. Часть знания, - и достаточно большую, - мы получаем априорно, до опыта из книг и иных источников. Но эти знания априорны лишь по отношению к данному индивиду, но не к человечеству.
Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, ее потребности выступают как важнейшая движущая сила познания. Так, повышенный интерес к разработке экологической проблематики в наши дни определяется в первую голову практическими потребностями преодоления экологического кризиса, а внимание к вопросам генетики - практическими потребностями увеличения производства продовольствия, борьбы с наследственными болезнями и т. д.
В конечном счете, как уже отмечено выше, "скачок" от эмпирии к теории есть ответ на потребности практики в проникновении в глубины сущности, в раскрытии закономерностей природы.
Следует подчеркнуть, что, как правило, сам первый шаг практического применения теории дает необходимый материал для ее дальнейшего продвижения вперед и порождает мощные стимулы к ее развитию. Так было в свое время с электричеством, так сравнительно недавно обстояло дело с развитием атомной физики твердого тела, кибернетики.
Вместе с тем и здесь недопустима абсолютизация: при всей роли практики и ее влиянии на познание последнее обладает относительной самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается собственной логикой, преемственностью в его развитии, больше того, сама научная мысль способна в отдельных случаях намного опережать практику. Роль практики видна и в том, что она дает познанию инструменты и технические средства научного исследования, что особенно важно в современных условиях, в обстановке прогрессирующей индустриализации науки.
Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого параметра воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе крайности - и узкий практицизм в подходе к науке, непомерно сужающий диапазон исследовательского поиска, и попытки ухода в так называемую "чистую" науку, нежелание работать над решением практических задач.
К тому же нужно видеть и учитывать неодинаковую дистанцию разных отраслей знания от практики: связь технических наук с производственной практикой самая непосредственная, фундаментальных наук - более отдаленная, опосредованная.
Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в том, что наука превращается в непосредственную производительную силу, играет все большую роль в развитии и материально-производственной и социальной сферы общественной жизни.
Наряду с этим важно видеть и учитывать, что познание в свою очередь оказывает существенное обратное влияние на практику, реализуя, в частности, информационно-отражательную функцию, формируя идеальные планы деятельности.
Не меньшее значение для практики имеет проектно-конструкторская функция познания, обеспечивающая формирование таких видов деятельности, которые без науки не могли бы возникнуть.
Кроме того, познание воздействует на практику через регулятивную и корригирующую функции, влияние которых проявляется в управлении практикой и в коррекции, выправлении отдельных сторон практической деятельности.
Иными словами, не только практика устанавливает истинность теории, но и подлинно научная теория выполняет роль критерия правильности практики.
Наконец, познание, теория воздействуют на практику через предсказательную, прогнозирующую функцию, определяя не только тактику, но и стратегию практической деятельности.
Все это вместе взятое свидетельствует о взаимном влиянии практики и познания, практики и теории, об их органическом единстве.
Анализ сущности познавательного отношения человека к миру и выявление роли практики в познании как его источника и основы подводит к решению следующей узловой проблемы - к рассмотрению, так сказать, механизма процесса, соотношения в нем чувственного отражения и рационального познания.
8. 3. Соотношение чувственного и рационального отражения в
процессе познания.
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последнего времени эти стороны обычно обозначали как ступени познания, хотя это и неточно, поскольку чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным и наоборот. Что же касается ступеней или, точнее, уровней познания, то это скорее эмпирический и теоретический уровни, о чем речь пойдет ниже.
Здесь же следует подчеркнуть, что процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.
Органы чувств человека - продукты не только истории природы, но и всемирной истории. В становлении и развитии органов чувств человека важнейшую роль на протяжении всей истории человечества играла и продолжает играть до сих пор общественная практика. Так, сталевары в процессе варки стали обретают способность разливать десятки оттенков красного цвета, ювелиры могут видеть тончайшие различия драгоценных камней, дегустаторы чая - улавливать незаметные для простых смертных особенности во вкусовых характеристиках разных сортов чая, в чем участвуют, естественно, не только чувства, но и мысль.
Чувственное отражение выступает в трех основных формах - в виде ощущений, восприятий и представлений. Что из себя представляет каждая из этих форм?
Ощущения - это чувственные образы отдельных свойств предметов. Мы ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем вкусовые, осязательные ощущения и т. д.
Ощущения, как отмечал Л. Фейербах, это субъективный образ объективного мира. Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, , физиологии его высшей нервной деятельности, и даже, как показано выше, от его жизненного опыта.
Но это именно образ, а не просто знак, не символ, не иероглиф, как утверждал Гельмгольц.
Нетрудно заметить, что Гельмгольц, объявляя ощущение всего лишь символами, лишает их познавательной ценности, т. к. они ничего не сообщают нам о свойствах предметов, которые лишь символизируют. По сути дела это позиция кантианская: ощущения ничего не говорят о вещах, и последние остаются для нас вещами в себе.
Иное дело, если ощущения являются образами, тогда они не могут не иметь известного сходства с отражаемыми свойствами, тогда они могут и должны выступать и выступают исходной клеточкой познавательного процесса. Вместе с тем, отвергая одностороннюю абсолютизацию знаковой, символической природы ощущений, отстаивая тезис о том, что ощущения - это прежде всего образы свойств вещей, следует признать, что ощущения имеют и характер знаков, но таких, которые несут в своем содержании объективную информацию об объектах, выступают в роли знаков-образов, а точнее обладают и образной, и знаковой сторонами. Но ощущения - это действительно лишь исходная клеточка познавательного процесса. Более сложной и высокой формой чувственного отражения является восприятие - целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающих различные стороны, свойства этого объекта. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект.
Наконец, высшей формой чувственного отражения является _предс _тавление . - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти.
В представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали.
При этом на уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, имеющая громадное значение в процессе творчества, какой является _воображение . - способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности.
Представление стоит как бы на рубеже, на перепутье между чувственным отражением и абстрактным мышлением. Оно еще идет непосредственно от чувственного материала и строится на нем, но в представлении уже присутствует и абстрагирование от всего второстепенного, мало значимого и т. д.
Чувственное отражение - необходимая ступень познания, непосредственно связывающая сознание с внешним миром.
Завершая характеристику чувственного отражения действительности, укажем основные моменты, характеризующие его роль и место в познавательном процессе.
Прежде всего органы чувств - это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению.
Они дают тот минимум первичной информации, который необходим и достаточен для познания того или иного объекта.
Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств.
Наконец, регулирование предметной деятельности обеспечивается прежде всего с помощью чувственных образов.
Эту характеристику можно дополнить и тем, что к числу достоинств чувственного отражения относится и его образность, а также непосредственная данность его образов и их яркость.
Но чувственное отражение и ограниченно - оно отражает лишь единичное, индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности.
Однако потребности практики как раз и диктуют необходимость выявления за единичным - общего, за внешним - внутреннего, за явлением - сущности и т. д.
Практика, таким образом, требует перехода, скачка от чувства к мысли, от чувственного отражения к абстрактному мышлению или рациональному познанию, которое преодолевает отмеченные выше ограниченности чувственного отражения.
Вместе с тем автономность двух сторон познания лишь относительна: чувствуя, ощущая, мы уже теоретизируем, размышляем, и, мысля, не отрываемся начисто от чувственных образов, опираемся на них. И все-таки что же мы понимаем под мышлением?
_Мышление . - это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей.
Это именно активное, целенаправленное отражение, что определяется связью мышления и познания в целом с практикой, с его устремленностью к истине. Вместе с тем это отражение опосредованное в отличие от чувственного отражения, поскольку оно опосредуется чувственностью, ее образами. Мышление обобщает, схватывает общее в объектах, и потому оно связано с абстрагированием, отвлечением от второстепенного в объектах. А само отыскание общего диктуется практикой, которая не должна всякий раз открывать Америку, а нуждается в общих правилах, в знании законов и т. д. Наконец, мышление за внешним вскрывает внутреннее, за явлениями - сущность, существенные свойства и отношения вещей, поскольку без этого немыслима ни практическая деятельность, ни приобретение по-настоящему глубокого знания об объекте.
А теперь обратимся к характеристике основных форм мышления. Эти формы знакомы каждому из нас, и хотя мы пользуемся ими постоянно, наверное, не каждый сможет с ходу назвать их.
Эти формы - понятие, суждение и умозаключение. Раскроем скобки в их содержании.
Понятие - это такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.
Понятия обозначаются словом или группой слов. Различают обыденные и научные понятия. Понятия - это и итог работы мысли, и одновременно средства мышления.
Но мы оперируем не отдельными понятиями, а понятиями в их связи друг с другом, отражающей в конечном счете связь вещей. Иными словами, о вещах мы судим.
_Суждение . - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли.
Суждение, как правило, выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей.
Наконец, _умозаключение . - форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием.
Умозаключения делятся на два основных класса - индуктивные, представляющие собой выведение общего положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие. Мы не затрагиваем здесь роли интуиции в познавательном процессе, поскольку об этом пойдет речь дальше, когда мы перейдем к проблемам творчества.
Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны чувственное отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т. к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.
В заключении кратко остановимся на критике сенсуализма и рационализма - двух крайностей в оценке соотношения чувственного и рационального отражения в процессе познания.
Сенсуализм (от лат. sensu - чувство) (Д. Локк, Кондильяк и др. ) абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах.
Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании роли чувственного познания как важнейшего источника первичной информации.
Слабая - в переоценке чувственного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным комбинациям чувственных данных, принизить и свести на нет роль мышления. В итоге сенсуализм всегда пасовал перед вопросом о природе общих понятий, перед математическими истинами и т. д.
Эти слабости сенсуализма активно использовал рационализм ( от лат. ratio - разум) (Р. Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц), принижавший в свою очередь роль чувственного знания и отводивший решающее место разуму, оторванному от чувственного отражения. Если сенсуализм в своей односторонности останавливает познание на полпути, на чисто опытных данных, то рационализм отрывает разум от его питательной почвы, от эмпирических фактов и тем лишает познание той базы, на которой единственно может строиться успешная работа познающего мир разума.
Таким образом, лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания - реальный путь к постижению истины. И мы как раз и обратимся теперь к конечной цели познания - к проблеме истины.
- Введение в философию
- Оглавление
- Раздел 1. Историко-философское введение
- Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе 5
- Тема 2. Исторические типы философии 16
- Тема 3. Философская мысль в Башкортостане 53
- Раздел II Философское понимание мира. Диалектика и теория познания. 72
- Тема 4. Бытие и его основные формы. Материя, движение.
- Тема 5. Природа.
- Тема 6. Сознание, его сущность и генезис
- Раздел 1. Историко-философское введение
- Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.
- 1. 1. Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы
- 1. 3. Роль и значение философии, ее основные функции.
- 1. 4. Философия и наука.
- Тема 2. Исторические типы философии
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.
- 2. 4. Классическая немецкая философия.
- 2. 5. Отечественная философская мысль в XI-XIX вв. :
- 2. 7. Зарубежная философия хх века.
- Тема 3. Философская мысль в Башкортостане
- 3. 1. Философские идеи в башкирском фольклоре.
- Тема 4. Бытие и его основные формы. Материя, движение,
- 4. 1. Категория бытия и его место в философии.
- 4. 3. Философия о многообразии и единстве мира.
- Тема 5. П р и р о д а
- 5. 1. Понятие природы. Природа и общество.
- 5. 3. Сущность и глобальный характер экологической проблемы.
- 5. 4. Пути решения экологической проблемы. Понятие ноосферы.
- Тема 6. Сознание, его сущность и генезис
- 6. 1. Проблема сознания и ее место в философии.
- 6. 3. Сознание и мозг. Материальное и идеальное.
- 6. 5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки.
- Тема 7. Диалектика и ее альтернатива. Концепция развития.
- 7. 1. Диалектика как наука.
- IV. 3. Понятие о законах и категориях диалектики.
- Тема 8. Познание как отражение действительности.
- 8. 2. Роль и место практики в познавательном процессе.
- 8. 4. Проблема истины в философии и науке. Критерий истины.
- 8. 5. Познание и творчество.
- Тема 9. Научное познание, его формы и методы
- 9. 3. Основные этапы познавательного цикла и формы
- Раздел III. Социальная философия
- Тема 10. Общество: основы философского анализа
- 10. 2. _Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу
- 10. 3. _Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Проблемы социального детерминизма
- Тема 11. Проблемы материалистического понимания истории
- 11. 2. _Материальное производство
- 11. 4. _ Общественно-экономическая формация
- 11. 5. _ Базис и надстройка
- 11. 6. _Социальная эволюция и революция
- Тема 12. Движущие силы и субъекты исторического процесса
- 12. 2. _Социальная структура общества.
- Тема 13. Политическая система общества
- 13. 1. _Политическая система общества и ее элементы
- 13. 2. _Государство: его происхождение и сущность
- 13. 3. _Правовое государство и гражданское общество
- Тема 14. Культура и цивилизация
- 14. 3. _Человек и культура. Культура и формирование личности.
- 14. 4. _ Культура и цивилизация.
- Тема 15. Духовная жизнь общества. Общественное сознание,
- 15. 1. _Духовное производство и духовная жизнь общества.
- 15. 2. _ Понятие общественного сознания и его структура
- 15. 3. _Общественное и индивидуальное сознание и их
- 15. 5. _Формы общественного сознания.
- Тема 16. Общественный прогресс и глобальные проблемы
- 16. 2. _Социальный прогресс и его критерий.
- 16. 3. _Глобальные проблемы современности и основные пути
- Тема 17. Человек, личность и свобода. Ценности
- 17. 1. _Проблема человека и его свобода в философии.