logo search
ответы к философиии

9)Общественное и индивидуальное созидание

Индивидуальное сознание — сознание личности, формирующееся путем социализации (воспитание, образование, общение, самовоспитание и самообразование).Индивидуальное сознание не может постичь всего объема общественного сознания, усваиваивается только его часть. Оно содержит в себе групповые, национальные, классовые и общечеловеческие составляющие.Между общественным и индивидуальным сознанием есть сходство и различие.

К числу первых особенностей относятся такие:

- отражают общественное бытие;- у них одна основа: общественно-историческая практика;- общий способ существования в нормах, образах, понятиях и т.д.;- язык как средство выражения процесса мышления;- относительно самостоятельны по отношению к общественному бытию;- имеют своей целью удовлетворение потребностей людей;- историчны.

Различие:

- преемственность знаний, норм в большей мере присуща общественному сознанию. Оно в значительной мере более объемно, чем индивидуальное;

- могут выступать как противоположности и между ними образуются противоречия;

- ведущую роль в их целостности играет общественное сознание;

- индивидуальное сознание отдельных личностей может существенно обогащать общественное (Ч. Дарвин, А. Эйнштейн и т.д.). В него входит не все из индивидуального сознания, а только общезначимое;

- подвижность индивидуального сознания значительно большая, чем у общественного сознания;

- индивидуальное сознание частично и более фрагментарно отражает общественное бытие, нежели общественное;

- индивидуальное сознание в большей мере угасает со смертью своего носителя, чем общественное, где имеется ярко выраженная преемственность положений.

Таким образом, их отличие носит не количественный, а качественный характер.

Выводы: Общественное сознание – высшая форма отражения действительности, вне взаимодействия с общественным бытием оно не существует.Общественное сознание – не сумма индивидуальных сознаний, а их синтез.В итоге: в философском аспекте общество рассматривается как полиструктурное и полифункциональное образование, где определяющими являются системы потребностей, деятельности, отношений, материального производства. Духовная сфера – система, создающая высшие ценности и удовлетворяющая духовные потребности.