37) Искусство как форма общественного сознания
Слово "искусство" и в русском и многих других языках употребляют в двух смыслах - в узком (специфическая форма практически-духовного освоения мира), и в широком - как высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (полководческое искусство, мастерство хирурга, сапожника и т.д.). Искусство реализует ряд общественных функций.Во-первых, это его познавательная функция. Произведения искусства являются ценным источником информации о сложных общественных процессах, порой о таких, сущность и динамику которых наука схватывает гораздо труднее и с запозданием (например, повороты и переломы в общественном сознании).Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичен по сравнению с другими формами общественного сознания. Генеральным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением, учебником жизни и т.п. Тем самым подчеркивается еще одна важнейшая функция искусства - воспитательная, то есть его способность оказывать неизгладимое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его самосовершенствование, или, напротив, падение.И все-таки познавательная и воспитательная функция не являются специфическими для искусства: эти функции выполняют и все другие формы общественного сознания. Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова является его эстетическая функция. Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), мы пропускаем это содержанию через свое сердце, свои эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического. Искусство формирует в нас саму способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.Познавательное, воспитательное и эстетическое в искусстве слито воедино. Благодаря эстетическому моменту, мы наслаждаемся содержанием художественного произведения, и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитуемся. В связи с этим иногда говорят о гедонистической функции искусства (от греч. "гедоне" - удовольствие).
- 48) Фрэнсис бэкон и проблемы метафизического материализма нового времени
- 47) Неопозитивизм, прагматизм, неотомизм,экзистенциализм
- 46)Язык и мышление
- 45) Наука как феномен
- 43)Кант, Гегель, Фейербах
- 42)Бытие, материя и сознание как исходные философские категории
- 41) Экономическое сознание и экономические реформы в россии
- 40) Цивилизация как предмет философского анализа.
- 39)Культура как понятие и явление общественной жизни
- 38)Политическое и правовое сознание. Диалектика взаимодействия. Особенности развития на современном этапе.
- 37) Искусство как форма общественного сознания
- 36) Русская идея, её философское,политическое и этическое содержание
- 35)Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности
- 34)Социальный статус и социально-исторический тип личности. Проблема самоопределения.
- 33)Юм,Фихте,Беркли
- 32)Понятие закона. Общая характеристика законов материалистической диалектики.
- 31)Агностицизм как философский принцип мышления
- 30)Формы общественного сознания. Проблемы, критерии классификации, взаимодействия
- 29)Проблема гуманизма в философии возрождения
- 28) Общественное сознание, его структура. Критерии классификации
- 27)Средневековая схолистика
- 26)Философская сущность труда
- 25)Патристика и её роль в развитии духовной культуры средневековья
- 24)Понятие и структура общественного производства(материально-духовное производство,их сущность, особенность,взаимодействие)
- 23) Философское наследие аристотеля
- 22)Общество как развивающаяся система
- 21)История античного идеализма. Философия Платона
- 20)Талант как социально –культурный феномен
- 19) Демокрит, Гераклит
- 17) Диалектика и метафизика как методы познания
- 16)Материя и формы её существования
- 15) Человек как предмет философского познания.
- 14)Космология и космогония
- 13)Проблема человека в западной философии 20 века
- 12)Философия как форма общественного сознания
- 11) Философские проблемы экологии
- 10)Роль логоса в развитии мировоозрения и духовной культуры человека
- 9)Общественное и индивидуальное созидание
- 8)Наука и естественнонаучная картина мира
- 7)Истина и критерии истины
- 6) Мифологическая и религиозная картины мира
- 5)Дилектика чувственного и рационального познания
- 4)Познание и его сущность
- 3)Картина мира как понятие. Её конкретно –исторические формы и содержание
- 2)Понятие категории .Общая характеристика категории
- 1)Мир как естественное условие приосхождения жизни и предмет познания