45) Наука как феномен
В настоящее время наука предстает прежде всего как социокультурный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Она рассматривается в качестве социокультурного феномена потому что, границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ "культуры". И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и "подлинного" фундамента последней в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании.Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной собственно культурно-технологическая функция науки, связанная с обработкой и возделыванием человеческого материала - субъекта познавательной деятельности, включение его в познавательный процесс.Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки.
44) происхождение и сущность сознания
Сознание – это вторая после материи предельно широкая философская категория. Ф.М. Достоевский считал, что человек есть тайна. Столь же таинственно сознание человека. И сегодня, когда человек проник во многие тайны мироздания, тайны его собственного бытия, а следовательно, и тайны его сознания во многом остаются еще загадочными и вызывают всеобщий интерес. Эта проблема неисчерпаема. И хотя Вы уже имеете определенные знания, попытаемся систематизировать их и углубить, сконцентрировав внимание на природных и социальных факторах, обусловивших возникновение и развитие сознания.
Структура сознания:
1. Вся совокупность приобретенных человеком знаний о природном и социальном мире.
2. Осознанные чувственные элементы – ощущения, восприятия, представления.
3. Рациональные элементы – понятия, суждения, умозаключения, память, воля, рассудок, разум.
4. Эмоциональные элементы – внутренние чувства и ощущения человека: любовь и ненависть, горе и радость, симпатии и антипатии, веселость, бодрость, оптимизм, пессимизм и т.д.
5. Самосознание – это знание самого себя, ориентированность на отражение и осмысление своих внутренних чувств, интересов, мотивов поведения, действий и т.д. Здесь внутренний мир человека выступает объектом его собственного познания. Благодаря самосознанию человек осознает себя в конечном счете как личность. Ряд авторов высказывают мысль, что самосознание – это не самостоятельный элемент сознания, а лишь грань сознания, «направленная» на самого себя.
Как возникло сознание? С позиций диалектического материализма сознание – это продукт длительного исторического развития самой материи, которая в ходе эволюции от неживой к живой порождала все более сложные формы отражения. Следовательно, истоки высшей формы отражения (сознания) следует искать в самой материи, ее эволюции. Отражение – это всеобщее свойство материи, это способность всей материи удерживать, сохранять следы, результаты взаимодействия в своем внутреннем состоянии, своей структуре. Отражение – это своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии. Отражение всегда выступает как результат взаимодействия.
Материя неоднородна по своему строению, уровню организации. Следовательно, можно сравнивать различные материальные системы по интенсивности отражения. Выделяют следующие фазы, ступени, уровни отражения.
I. Неорганическая материя. Ей присущи механическая, физическая, химическая формы отражения.
II. Органическая материя. Для этого уровня основными формами отражения являются раздражимость, чувствительность животных и психическое отражение высших животных. Основной чертой отражения на уровне органической материи является избирательность, т.е. способность живого реагировать в соответствии с потребностями организма.
III. Социальная материя. Этому уровню свойственны две формы отражения: чувственная (в виде ощущений, восприятий, представлений); теоретическая (в виде понятий, суждений, умозаключений).
- 48) Фрэнсис бэкон и проблемы метафизического материализма нового времени
- 47) Неопозитивизм, прагматизм, неотомизм,экзистенциализм
- 46)Язык и мышление
- 45) Наука как феномен
- 43)Кант, Гегель, Фейербах
- 42)Бытие, материя и сознание как исходные философские категории
- 41) Экономическое сознание и экономические реформы в россии
- 40) Цивилизация как предмет философского анализа.
- 39)Культура как понятие и явление общественной жизни
- 38)Политическое и правовое сознание. Диалектика взаимодействия. Особенности развития на современном этапе.
- 37) Искусство как форма общественного сознания
- 36) Русская идея, её философское,политическое и этическое содержание
- 35)Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности
- 34)Социальный статус и социально-исторический тип личности. Проблема самоопределения.
- 33)Юм,Фихте,Беркли
- 32)Понятие закона. Общая характеристика законов материалистической диалектики.
- 31)Агностицизм как философский принцип мышления
- 30)Формы общественного сознания. Проблемы, критерии классификации, взаимодействия
- 29)Проблема гуманизма в философии возрождения
- 28) Общественное сознание, его структура. Критерии классификации
- 27)Средневековая схолистика
- 26)Философская сущность труда
- 25)Патристика и её роль в развитии духовной культуры средневековья
- 24)Понятие и структура общественного производства(материально-духовное производство,их сущность, особенность,взаимодействие)
- 23) Философское наследие аристотеля
- 22)Общество как развивающаяся система
- 21)История античного идеализма. Философия Платона
- 20)Талант как социально –культурный феномен
- 19) Демокрит, Гераклит
- 17) Диалектика и метафизика как методы познания
- 16)Материя и формы её существования
- 15) Человек как предмет философского познания.
- 14)Космология и космогония
- 13)Проблема человека в западной философии 20 века
- 12)Философия как форма общественного сознания
- 11) Философские проблемы экологии
- 10)Роль логоса в развитии мировоозрения и духовной культуры человека
- 9)Общественное и индивидуальное созидание
- 8)Наука и естественнонаучная картина мира
- 7)Истина и критерии истины
- 6) Мифологическая и религиозная картины мира
- 5)Дилектика чувственного и рационального познания
- 4)Познание и его сущность
- 3)Картина мира как понятие. Её конкретно –исторические формы и содержание
- 2)Понятие категории .Общая характеристика категории
- 1)Мир как естественное условие приосхождения жизни и предмет познания