32)Понятие закона. Общая характеристика законов материалистической диалектики.
Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления[1]. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.
Переход количественных изменений в качественные
Основная статья: Переход количества в качество
В первом законе Энгельс определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определенность бытия. Количество есть определенность, «безразличная для бытия» — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.
Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура льда перестаёт расти, лёд постепенно превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (постепенное превращение в пар при 100 °C) изменения.
Единство и борьба противоположностей
Второй закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью». Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.
Единство и борьбу противоположностей в физических процессах можно проиллюстрировать на примере принципа корпускулярно-волнового дуализма, согласно которому любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства. В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни.[5]]
Отрицани Третий закон диалектики отражает, по Энгельсу, результат определенного цикла процесса развития и его направленность. Процесс развития, движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательность и повторяемость придает цикличности спиралевидную форму.
Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления первоначального уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятия в какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени. Т.о., каждый виток процесса развития становится иным по своему содержанию и направлению, развитие продвигается закручиванием.
Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному.
Пример действия закона отрицания отрицания из математики: возьмём положительное число a, подвергнем его отрицанию и получим −a (минус a). Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a² (a в квадрате), то есть первоначальную положительную величину, но на более высокой ступени.[6]
- 48) Фрэнсис бэкон и проблемы метафизического материализма нового времени
- 47) Неопозитивизм, прагматизм, неотомизм,экзистенциализм
- 46)Язык и мышление
- 45) Наука как феномен
- 43)Кант, Гегель, Фейербах
- 42)Бытие, материя и сознание как исходные философские категории
- 41) Экономическое сознание и экономические реформы в россии
- 40) Цивилизация как предмет философского анализа.
- 39)Культура как понятие и явление общественной жизни
- 38)Политическое и правовое сознание. Диалектика взаимодействия. Особенности развития на современном этапе.
- 37) Искусство как форма общественного сознания
- 36) Русская идея, её философское,политическое и этическое содержание
- 35)Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности
- 34)Социальный статус и социально-исторический тип личности. Проблема самоопределения.
- 33)Юм,Фихте,Беркли
- 32)Понятие закона. Общая характеристика законов материалистической диалектики.
- 31)Агностицизм как философский принцип мышления
- 30)Формы общественного сознания. Проблемы, критерии классификации, взаимодействия
- 29)Проблема гуманизма в философии возрождения
- 28) Общественное сознание, его структура. Критерии классификации
- 27)Средневековая схолистика
- 26)Философская сущность труда
- 25)Патристика и её роль в развитии духовной культуры средневековья
- 24)Понятие и структура общественного производства(материально-духовное производство,их сущность, особенность,взаимодействие)
- 23) Философское наследие аристотеля
- 22)Общество как развивающаяся система
- 21)История античного идеализма. Философия Платона
- 20)Талант как социально –культурный феномен
- 19) Демокрит, Гераклит
- 17) Диалектика и метафизика как методы познания
- 16)Материя и формы её существования
- 15) Человек как предмет философского познания.
- 14)Космология и космогония
- 13)Проблема человека в западной философии 20 века
- 12)Философия как форма общественного сознания
- 11) Философские проблемы экологии
- 10)Роль логоса в развитии мировоозрения и духовной культуры человека
- 9)Общественное и индивидуальное созидание
- 8)Наука и естественнонаучная картина мира
- 7)Истина и критерии истины
- 6) Мифологическая и религиозная картины мира
- 5)Дилектика чувственного и рационального познания
- 4)Познание и его сущность
- 3)Картина мира как понятие. Её конкретно –исторические формы и содержание
- 2)Понятие категории .Общая характеристика категории
- 1)Мир как естественное условие приосхождения жизни и предмет познания