logo
ответы к философиии

40) Цивилизация как предмет философского анализа.

Понятие «цивилизация» первоначально появилось во французском языке в середине XVIII в. в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. Просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, богатый этно-исторический материал, полученный в «эпоху путешествий» и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, в начале XIX в. возникла «этнографическая концепция цивилизаций», в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа – своя цивилизация.Ф. Гизо, заложивший основы «этнографической концепции цивилизаций», считал, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а, с другой, - над ними есть ещё Цивилизации как прогресс человеческого общества в целом.В целом во второй половине XVII- начале XX вв. утвердилось три подхода в и интерпретации понятия «цивилизация»: локально-исторический, историко-стадиальный и всемирно-исторический.Среди сторонников локально-исторического подхода нет единства в вопросе о том, сколько было цивилизаций в прошлом и сколько существует их в настоящее время.Н. Данилевский выделял следующие цивилизации: египетскую, ассирийс-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, аравийскую, германо-романскую и славянскую. О. Шпенглер рассматривал такие культурно-исторические миры: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский, майя и западноевропейский.У А. Тойнби в предварительной классификации насчитывается ряд обществ одного вида, которые, как пишет историк, «принято называть цивилизациями»: египетское, андское, китайское, минойское, шумерское, майянское, сирийское, индское, хеттское, эллинское, православное христианское (в России), дальневосточное, православное христианское (основное), иранское, арабское, индуистское, мексиканское, юкатанское, вавилонское. Х. Уайт, используя тропологический подход, выделил четыре цивилизационно-исторических типа культуры: иронический (Западная Европа), метафорический )Ближний Восток), синекдотический (Индия) и метонимический (Китай).В рамках историко-стадиального подхода в зависимости от выбора тех или иных критериев выделяют различные типы цивилизаций. В современной литературе рассматриваются такие типы, как «устная, письменная, книжная и экранная»; «космогенная, техногенная и антропогенная»; «традиционная и современная»; «эволюционная и инновационная» цивилизации.Однако в большинстве случаев в историко-стадиальных исследованиях применяется технократический подход, на основе которого выделяют промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации.«Индустриальная цивилизация» - общество, которое характеризуется бурным развитием тяжёлой промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения.«Постиндустриальная цивилизация» - общество «высокого массового потребления», в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания.В современной отечественной литературе сторонники такого подхода (так же Ю. В. Яковец) выделяют семь таких исторических стадий-цивилизаций: неолитическая (VII – VI в. до н. э.), восточно-рабовладельческая (III - первая половина I в. до н. э.), античная (VI в. до н. э. – VI в. н. э.), раннефеодальная (VII - XIII вв.), прединдустриальная (XIV – XVIII вв.), индустриальная (60-90-е гг. XVIII в. – 10-70-е гг. XX в.),постиндустриальная (80-е гг. XX в. – конец XXI – начало XXII вв.).Представители всемирно-исторического подхода полагают, что только на определённом этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и, по мнению отдельных исследователей, начинается процесс становления экуменической цивилизации. Поэтому основой периодизации исторического процесса в этом случае являются фундаментальные изменения в историческом взаимодействии цивилизаций. В качестве критериев цивилизационной типологизации выбираются разные – как моральные, так и духовные – факторы.Одной из таких концепций истории является философия истории К. Ясперса, основанная на экзистенциальных представлениях о становлении единой человеческой сущности. Ясперс делал акцент на «духовной составляющей» человеческого бытия. В работе «Истоки истории и её цель» Ясперс выделил в общественном развитии четыре «среза»: «доистория», «великие исторические культуры древности», «осевая эпоха» (начало всемирной истории), «эпоха техники» (переход к единой мировой истории).В «доисторический период» происходило становление человека, что обнаруживается в использовании огня и орудий труда, появлении речи, образовании групп, формировании жизни посредством мифов.«Великие культуры древности» возникают в трёх областях земного шара. Это шумеро-вавилонская и египетская культуры, а так же эгейский мир (с IV тыс. до н. э.); это доарийская культура долины Инда (с III тыс. до н. э.); это архаический мир Китая (со II тыс. до н. э.).«Осевая эпоха» - это время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, заменившей мифологическое сознание. «Осевое время» (с 800 по200 гг. до н. э.) у Ясперса служит ферментом, который стал связывать человечество во всемирно-историческом пространстве-времени. Ясперс выделял «осевые народы» (китайцы, индийцы, иранцы, иудеи и греки), которые, последовательно продолжая свою историю, совершили скачок и как бы вторично родились в ней, заложив тем самым основу единой духовной сущности человека и его подлинной истории.«Эпоха техники» получила чрезвычайно быстрое развитие в XX столетии. Эта эпоха знаменует собой время наступления духовного единства человечества, мировой истории, не как идеи, а как реальности. Ситуация единства мировой истории была создана Европой, которая благодаря географическим открытиям, достижениям науки и техники, к концу XX в. обрела власть над миром, усвоившим европейскую технику, но сохранившим в своих устремлениях уникальные культурные различия.