logo search
3_kurs / методички / логика / Логика упп

1. Мышление как объект логики

В настоящее время существует огромное множество самых разных отраслей научного знания. В зависимости от объекта исследования выделяют, прежде всего, науки о природе – естественные науки и науки об обществе. Своеобразие логики состоит в том, что объектом ее исследования выступает мышление. Это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление (философия, психология, физиология, кибернетика, лингвистика), логика изучает мышление каксредство познания.

Знания о мире человек получает как непосредственно с помощью органов чувств, так и опосредованно путем мыслительной деятельности. Благодаря мышлению, на основе уже имеющихся знаний мы приобретаем новые знания, не прибегая в каждом конкретном случае к опыту. Процесс получения знаний из уже имеющихся знаний называют рассуждением, выведением, а знание – выводным. Рассуждение – это всегда последовательность мыслей, выраженная в той или иной форме в языке. Поэтому мышление человека неразрывно связано с языком.

Язык – это непосредственная действительность мышления, его материализация в устной и письменной речи. Вне мышления нет языка, как и наоборот – вне языка нет мышления человека. Они находятся в неразрывном единстве. И это подметили уже древние мыслители. Так, выдающийся оратор. Цицерон подчеркивал: «Слова от мыслей, как тело от души, нельзя отделить, не отняв жизни и у того, и у другого.»1 Назначение языка состоит в том, что он служит средством получения и закрепления знаний, их хранения и передачи другим людям. Облекая мысль, существующую в идеальной форме, в материальную, он открывает возможность для специального анализа мышления логикой.

Единство языка и мышления не исключает, однако, существенных различий между ними. Мышление носит общечеловеческий характер. Оно едино для всех людей независимо от расы, национальности, социального положения. Оно имеет единую структуру, в нем действуют единыезакономерности. Языков же на Земле – множество (около 8 тысяч) и каждый имеет свой словарный запас, свое специфическое строение, свою грамматику. На это обратил внимание еще аль-Фараби, выдающийся философ Востока (870-950 г.г.), говоря о законах, изучаемых логикой и грамматикой: «… грамматика дает их для слов, свойственных только какому-либо народу, а логика дает общие правила, годные для слов всех народов.»2 Единство мышления у всех людей обуславливает и определенное единство всех языков мира. В них присутствуют некоторые общие моменты строения и функционирования: внутренняя расчлененность на слова и словосочетания, их способность к самым различным комбинациям в соответствии с определенными правилами для выражения мыслей. Это говорит о наличии определенных закономерностей в связях и функционировании мыслей, присутствии элемента необходимости, «вынужденности» в наших рассуждениях. На «вынужденный» характер рассужденческой деятельности человека и обратил внимание основатель логики, древнегреческий философ Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), назвав эту черту мышления человека «принудительной силой наших речей».

Дело в том, что от нашей воли зависит: остановить свою мысль, прервать начатое размышление, перейти к другой теме. Но если мы решили провести рассуждение до конца, то сразу же попадаем в сети необходимости, стоящей выше нашей воли и наших желаний. Согласившись с одними утверждениями, мы вынуждены принять и те, которые из них вытекают, независимо от того, нравятся они нам или нет, способствуют нашим целям или препятствуют им. Допустив одно, мы автоматически лишаемся возможности утверждать другое, несовместимое с уже допущенным. Иначе говоря, как бы ни были нежелательны следствия наших рассуждений, они должны быть приняты, если приняты исходные посылки. Так, если принято за истинное утверждение, что все металлы проводят электричество, то необходимо признать также, что вещество, не проводящее ток, не относится к металлам. И если признано, что кража есть преступление, то при наличии знания о совершении данного деяния гражданином, он с необходимостью должен считаться преступником, независимо от того, нравится это кому-либо или нет.

В чем источник этой необходимости, «вынужденности» в выводах? Какова его природа? Что именно следует считать несовместимым с уже принятыми утверждениями и что должно приниматься вместе с ними? Какие вообще принципы лежат в основе деятельности нашего мышления? Из этих раздумий и выросла особая наука о мышлении – логика.

Первый развернутый и обоснованный ответ на вопрос о природе и принципах человеческого мышления дал Аристотель. «Принудительную силу наших речей» он объяснил формальным характером нашего мышления, существованием особых законов мышления – логических законов, которые и «заставляют» принимать одни суждения вслед за другими и отбрасывать несовместимые с принятыми. С работ Аристотеля началось систематическое изучение законов мышления: исследование того, как из одних суждений можно выводить другие, выявление формальных условий правильного мышления. Иными словами, началась разработка логики как науки о закономерностях в связях и функционировании мысли,предметом которой являются формы, законы и операции мышления.