logo search
31_03_EP

3. Общенаучный метод. Индуктивный научный метод. Гипотетико-дедуктивный научный метод.

Метод – с латинского «способ действия» – это способы добывания тех знаний, которые потом складываются в теории.

Научный метод – способ познавательного метода.

Метод научного познания – это способ теоретического и практического освоения действительности.

[Дружинин] Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. К общенаучным эмпирическим методам относятся: 1) наблюдение, 2) экспери­мент, 3) измерение.

[из ответов к зачету, из конспекта] Индуктивное познание – первый метод, сформулированный Бэконом. Тема: обойду весь мир – и сделаю общие выводы. Ничего не выдумывать, не выдвигать гипотезу, только выводы. Гипотеза – главный враг Бэкона.

Следующий метод, главный, метод-победитель, метод Декарта:

Гипотетико-дедуктивный метод научного познания – это метод выдвижения гипотетических предположений о реальности с последующей проверкой опытным путем.

[выше – конспект, ниже – интернет]

Индукция - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах), противоположная мысль дедукции (восхождения процесса познания от общего к единичному). Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины (эмпирические законы).

Гипотетико-дедуктивный метод - метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь вероятностный характер.

Общая структура гипотетико-дедуктивного метода:

а) ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения и попытка такового с помощью уже существующих теорий и законов. Если нет, то:

б) выдвижение догадки (гипотезы, предположения) о причинах и закономерностях данных явлений с помощью разнообразных логических приемов;

в) оценка основательности и серьезности предположений и отбор из множества из них наиболее вероятного;

г) выведение из гипотезы (обычно дедуктивным путем) следствий с уточнением ее содержания;

д) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Разновидностью гипотетико-дедуктивного метода можно считать математическую гипотезу, где в качестве гипотез выступают некоторые уравнения, предоставляющие модификацию ранее известных и проверенных состояний. Изменяя последние, составляют новое уравнение, выражающее гипотезу, которая относится к новым явлениям. Гипотетико-дедуктивный метод является не столько методом открытия, сколько способом построения и обоснования научного знания, поскольку он показывает каким именно путем можно прийти к новой гипотезе.

[ниже - из ответов, выложенных вконтакте *еще к зачету*]

Если дедуктивный метод позволяет осуществить переход от теоретического уровня к эмпирическому, то индуктивный метод научного познания позволяет осуществлять переход в противоположном направлении. На практике, в научном наблюдении и эксперименте ученые накапливают огромное количество более или менее сходных фактов, относящихся к тем или иным явлениям природы и общественной жизни. Возникает вопрос, каким образом из разрозненных фактов, подверженных случайным воздействиям и изменениям, можно извлечь знания об управляющих ими объективных законах. Индуктивный метод построения научных знаний как раз и представляет собой совокупность правил, позволяющих переходить от чувственных наблюдений и эмпирических знаний об отдельных фактах к теоретическим знаниям о законах, лежащих в основе этих фактов и образующих их сущность (509). Применение индуктивного метода связано с широким использованием в научном познании математической статистики и теории вероятностей, с помощью которых и удается количественно оценить вероятность наступления того или иного события, вероятность появления того или иного свойства в целой серии экспериментов и т. д. Если степень вероятности того, что данный процесс или данное свойство окажутся устойчивыми, является очень высокой, то знания о таких процессах или свойствах могут рассматриваться как законы науки. Именно так были открыты законы распределения энергии в изолированных физических системах (второй закон классической термодинамики), дарвиновский закон естественного отбора и многие другие закономерности современной науки. Позволяя переходить от отдельных частных наблюдений к более общим теоретическим знаниям, индуктивный метод познания играет важную роль в развитии современной науки. По своему направлению дедуктивный и индуктивный методы познания внешне противоположны, но внутренне они образуют глубокое диалектическое единство, обеспечивая быстрое развитие всей системы научного знания.