39 Проблема личности в философии. Соотношение личности и общества.
Прежде чем говорить о роли и месте человека в обществе и роли общества в жизни человека, нужно выяснить, что же такое человек? В философии древнего мира человек мыслился как часть космоса, некоего единого сверхвременного порядка и строя бытия, как "малый мир", “микрокосм” (Демокрит) — отображение и символ вселенной. Человек содержит в себе все элементы “стихии космоса". Он состоит из тела и души как двух аспектов единой реальности (аристотелизм), или как две разнородные субстанции — душа и тело (платонизм). В индийской философии, в учении о переселении душ граница между человеком, животным и даже растениями рассматривается подвижной, размытой. В христианском представлении человек как образ и подобие бога раз- двоен на природное и божественное — тело и душу. В эпоху Возрождения проводится мысль об автономности человека, его безграничных творческих возможностях (Пико делла Мирандола). Декарт видит главным в человеке — мышление (“мыслю— значит, существую”). У Канта вопрос о человеке — основной вопрос философии. Человек принадлежит двум различным мирам природной необходимости и нравственной свободе. Он разделяет антропологию и физиологию человека. Марксистская философия в основу трактовки человека кладет его социальную сущность в ее конкретно–историческом проявлении. В современном научном понимании человек — это высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и творец культуры. Это единство физиологического и духовного. Человек смертен — бессмертны его дела. Из приведенных выше позиций о человеке в том или ином варианте следует, что человек существо мыслящее. Способность к мышлению принципиально отличает человека от всех живых организмов на Земле. И именно эта способность объективно и субъективно позволяет одному из героев пьесы М. Горького "На дне" — Сатину заявить: Человек — это звучит гордо!. Вместе с тем, человек — это не только существо мыслящее, — это существо общественное. Люди объединились и создали общество для обеспечения производства материальных благ и духовных ценностей, для обеспечения своей безопасности и социальной справедливости. Пусть это часто нарушается, но создано общество именно с этими целями, стремясь к ним люди многие столетия стремятся усовершенствовать общество. Общество, естественно, не может существовать без людей, но и люди не могут существовать без общества. Что же это за феномен — общество? М. Вебер: общество — это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются специфически человеческие нормы и ценности. Маркс: “Общество — исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми в процессе их совместной деятельности. Если суммировать эти позиции, то можно определить общество в самом широком смысле как систему исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей. Прежде всего, это целостная система. Это единый организм, имеющий свою структуру, множество элементов и свою особую форму движения — социальное движение. Общество не просто состоит из индивидов, а выражает сумму их связей и отношений, в которых эти индивиды находятся. Общественные отношения — это то специфическое, что отличает социальные образования от всех других систем материального мира. 0днако это не означает, что общество является только продуктом взаимодействия людей. Оно включает в себя производство, социальную структуру, идеологию, мораль, право и т.д. Общество — многообразная, многоплановая, чрезвычайно подвижная система. Оно постоянно находится в состоянии движения, развития, изменения. Именно поэтому так сложна социальная философия, объектом изучения которой являются человек и общество, их взаимодействие, динамика развития.
- Истоки философии. Значение мифологии и религии.
- 2 Философия Древнего Востока. Оппозиция традиционализму.
- 3 Онтологический аспект философии Древнего Востока. Бытие и небытие.
- 4 Гносеологический аспект философии Древнего Востока. Пределы и методы умопостижения.
- 5 Антропологический аспект философии Древнего Востока. Значение человека в философии и культуре.
- 6 Древнегреческая философия. Онтологизм античной классики.
- 10 Средневековая философия. Приоритет воли над разумом.
- 11 Философия в Византии (4-15 века) как источник религиозной философии и христианства в России.
- 12 Философия эпохи Возрождения. Человек - творец самого себя.
- 13 Философия эпохи Возрождения. Пантеизм и совпадение противоположностей Кузанского.
- 14 Европейская философия 17 века. Бекон: знание - сила.
- 15 Европейская философия 17 века. Декарт: мыслю - следовательно, существую.
- 19 Философия Просвещения 18 века. Проблема восприятия и познания ж.-ж. Руссо.
- 20 Классическая немецкая философия. "Критическая философия" и. Канта.
- 21 Классическая немецкая философия. Антропологический материализм Фейербаха.
- 22 Классическая немецкая философия. Диалектический метод Гегеля.
- 23 Классическая немецкая философия. Философская система Гегеля.
- 24 Материалистическая философия к. Маркса и ф. Энгельса.
- 25 Философская мысль России (11-20 вв.). Анализ характерных черт русской философии в философской системе одного из мыслителей России данного периода.
- 26 Европейская философия 19-20 вв. Иррационализм а. Бергсона.
- 27 Европейская философия 19-20вв. Иррационализм а.Шопенгауэра.
- 28 Европейская философия 19-20 вв. "Воля к мощи" ф. Ницше.
- 29 Философия экзистенциализма. К. Ясперс, ж.- п. Сартр, а. Камю.
- 30 Философия как форма общественного сознания.
- 31 Понятие мировоззрения и его структура.
- 32 Философия и наука.
- 33 Основной вопрос философии. Антитеза материализма и идеализма.
- 34 Основные философские категории. Их смысл и взаимосвязь.
- 35 Понятие материи. Свойства материи. Способы движения материи. Пространство и время.
- 36 Проблема познания в философии. Структура знания.
- 37 Сознание как философская проблема. Отражение как свойство сознания
- 38 Наука и ее функции. Методы научного познания.
- 39 Проблема личности в философии. Соотношение личности и общества.
- 40 Проблема антропосоциогенеза. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 41 Природа как объект философского осмысления. Будущее человечества и глобальные проблемы современности.