36 Проблема познания в философии. Структура знания.
Особого рассмотрения заслуживает вопрос о структуре научного знания. В ней необходимо выделить три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований. На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности. Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Например, такие идеальные объекты, как материальные точки, с которыми имеет дело механика, обладают очень небольшим числом свойств, а именно, массой и возможностью находиться в пространстве и времени. Идеальный объект строится так, что он полностью интеллектуально контролируется. Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий. Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то теоретический объект можно, в принципе, описать как угодно детально и получить как угодно далекие следствия из исходных представлений. Если исходные абстракции верны, то и следствия из них будут верны. Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок, философских оснований. Теория из аппарата описания и предсказания эмпирических данных превращается в знания тогда, когда все ее понятия получают онтологическую и гносеологическую интерпретацию. Иногда философские основания науки ярко проявляются и становятся предметом острых дискуссий (например, в квантовой механике, теории относительности, теории эволюции, генетике и т.д.). В то же время в науке существует много теорий, которые не вызывают споров по поводу их философских оснований, поскольку они базируются на философских представлениях, близких к общепринятым. Необходимо отметить, что не только теоретическое, но и эмпирическое знание связано с определенными философскими представлениями. На эмпирическом уровне знания существует определенная совокупность общих представлений о мире (о причинности, устойчивости событий и т.д.). Эти представления воспринимаются как очевидные и не выступают предметом специальных исследований. Тем не менее, они существуют, и рано или поздно меняются и на эмпирическом уровне. Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст.
- Истоки философии. Значение мифологии и религии.
- 2 Философия Древнего Востока. Оппозиция традиционализму.
- 3 Онтологический аспект философии Древнего Востока. Бытие и небытие.
- 4 Гносеологический аспект философии Древнего Востока. Пределы и методы умопостижения.
- 5 Антропологический аспект философии Древнего Востока. Значение человека в философии и культуре.
- 6 Древнегреческая философия. Онтологизм античной классики.
- 10 Средневековая философия. Приоритет воли над разумом.
- 11 Философия в Византии (4-15 века) как источник религиозной философии и христианства в России.
- 12 Философия эпохи Возрождения. Человек - творец самого себя.
- 13 Философия эпохи Возрождения. Пантеизм и совпадение противоположностей Кузанского.
- 14 Европейская философия 17 века. Бекон: знание - сила.
- 15 Европейская философия 17 века. Декарт: мыслю - следовательно, существую.
- 19 Философия Просвещения 18 века. Проблема восприятия и познания ж.-ж. Руссо.
- 20 Классическая немецкая философия. "Критическая философия" и. Канта.
- 21 Классическая немецкая философия. Антропологический материализм Фейербаха.
- 22 Классическая немецкая философия. Диалектический метод Гегеля.
- 23 Классическая немецкая философия. Философская система Гегеля.
- 24 Материалистическая философия к. Маркса и ф. Энгельса.
- 25 Философская мысль России (11-20 вв.). Анализ характерных черт русской философии в философской системе одного из мыслителей России данного периода.
- 26 Европейская философия 19-20 вв. Иррационализм а. Бергсона.
- 27 Европейская философия 19-20вв. Иррационализм а.Шопенгауэра.
- 28 Европейская философия 19-20 вв. "Воля к мощи" ф. Ницше.
- 29 Философия экзистенциализма. К. Ясперс, ж.- п. Сартр, а. Камю.
- 30 Философия как форма общественного сознания.
- 31 Понятие мировоззрения и его структура.
- 32 Философия и наука.
- 33 Основной вопрос философии. Антитеза материализма и идеализма.
- 34 Основные философские категории. Их смысл и взаимосвязь.
- 35 Понятие материи. Свойства материи. Способы движения материи. Пространство и время.
- 36 Проблема познания в философии. Структура знания.
- 37 Сознание как философская проблема. Отражение как свойство сознания
- 38 Наука и ее функции. Методы научного познания.
- 39 Проблема личности в философии. Соотношение личности и общества.
- 40 Проблема антропосоциогенеза. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 41 Природа как объект философского осмысления. Будущее человечества и глобальные проблемы современности.