37 Сознание как философская проблема. Отражение как свойство сознания
Материалистическая традиция в философии полагает, что сознание – это философская категория, определяющая высшую форму отражения действительности, способ отношения человека к миру и самому себе, опосредованный общественно-исторической деятельностью людей. Согласно данному определению сознание это философская категория, определяющая высшую форму отражения объективной действительности.
Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизводстве признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Неживая материя обладает свойствами механического, физического и химического отражения. Живая материя, плюс к указанным, обладает свойством раздражимости. Высшие животные – инстинктами. И только человеку на земле присуща объектность и осмысленное отражение окружающего его мира, опосредованные всеобщей общественно-исторической деятельностью, культурой, наукой и т.д. Сознание, адекватно отражает действительность, реализуется в практической и теоретической деятельности человека. Эта реализация предполагает определение и формулирование цели или идеи. Идея – это не только знание того, что есть, но и прогнозирование того, что должно быть. Это понятие, ориентированное на практическую реализацию. Человеческая мысль способна не только отражать существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами отражаясь в сознании человека, образует менее сложный многообразный, изменчивый мир сознания. В этом причудливом царстве духа движется, изменяется и творит человеческая мысль, формируются верные и иллюзорные представления. Мышление движется по готовым, созданным предшественниками каждого поколения людей шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Оно обладает чудесной способностью новаторства, творчества.
Сознание – это свойство не всей материи, а лишь высокоорганизованной: человеческого мозга. Сознание не только и не столько результат биологического развития материи, сколько продукт общественно-исторической практики, оно имеет социальный характер. Материя и сознание находятся в диалектическом единстве и взаимосвязи: материя и материальные условия (общественное бытие) порождают и определяют сознание, сознание же, получая в своем развитии относительную самостоятельность, активно, через материальную деятельность людей в свою очередь воздействует на материю (в том числе на общественное бытие), становится силой, преобразующей ее. Источником сознания человека являются его общественные отношения и связи, а их основой выступает труд. Человек в отличие от животных является общественным существом, его сознание формируется по мере развития всего общества и по своей сущности оно социально. Конечно, чтобы стать обладателем сознания, человеческий индивид должен родиться с человеческим мозгом, но наличие мозга создает лишь возможность возникновения нового свойства. Сознание должно сформироваться под воздействием социальной среды: известно около 1500 случаев “воспитания” детей животными, и хотя эти дети имели человеческие генотип и головной мозг, но сознанием не обладали. Человек становится человеком через связи и отношения с другими людьми – обществом, и, прежде всего, через трудовые отношения. Кто же мыслит: человеческий мозг или человек с помощью мозга? В известном романе А. Беляева “Голова профессора Доуэля” приводится версия: мыслит человеческий мозг. Он может мыслить даже без человека. С такой позицией трудно согласиться. Процесс мышления начинается с ощущений человека. Сигналы от них поступают в спинной мозг человека и через него в головной мозг. Таким образом, современная наука дает возможность сделать следующие выводы: а) возникнув как результат развития материи, сознание не может существовать и не существует помимо высокоорганизованной материи, свойством которого оно является. Русские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов установили, что всякая психическая деятельность в своей основе имеет материальные – физиологические процессы, протекающие в человеческом мозге. Установлено, что нарушение мыслительной деятельности человека вызывается заболеванием или травмами мозга. б) мысль не тождественна предметам, которые она отражает. Мысль по своей природе идеальна, а предметы материальны. Мысль, идеальное – это продукт деятельности мозга, система знаний, но они определяются предметами и явлениями материального мира. Идеальное, есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Следовательно, идеальный образ объективен по содержанию и субъективен по форме, ибо складывается в голове субъекта, отражающего и материально изменяющего мир в процессе практической деятельности (субъективный образ объективного мира). Субъективное в сознании исходит от субъекта, зависит от его особенностей, объективное принадлежит объекту материи. Таким образом, в сознании взаимодействуют две стороны – субъективная и объективная. В сознании отражаются не только предметы внешнего мира, но и собственное “Я” познающего субъекта. Познающий субъект отделяет себя от остального мира и на этой основе возникает самосознание. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе, то есть осознание себя как личности. (Самосознание порождает такие морально-этические связи, как чувство совести, собственного достоинства, долга перед людьми и др.). Следует иметь в виду, что в сознании нет абсолютно точного и полного, вполне адекватного отражения действительности, поскольку в нем всегда присутствует элемент, привносимый человеком, - элемент субъективности (преувеличение, преуменьшение, переоценка, недооценка, достройка объективного содержания познаваемого объекта). Итак, природа сознания – в отражении действительности, в единстве объективного и субъективного. Сознание присуще человеку как функция его мозга, заключающаяся в целеноправленном, активном отражении объектив- ного мира, которое является результатом длительного биологического и социального развития человека. в) различие между материей и сознанием не абсолютно, абсолютная противоположность материи и сознания имеет смысл лишь в пределах основного вопроса философии, при выяснении вопроса: что первично, что вторично? За этими пределами их противопоставлении становится относительным, ибо сознание есть свойство высокоорганизованной материи, продукт ее развития. В реальной же человеческой деятельности цель действия как образ будущей действительности предваряет саму деятельность, и сознание оказывается первичным по отношению к будущей реальности.
- Истоки философии. Значение мифологии и религии.
- 2 Философия Древнего Востока. Оппозиция традиционализму.
- 3 Онтологический аспект философии Древнего Востока. Бытие и небытие.
- 4 Гносеологический аспект философии Древнего Востока. Пределы и методы умопостижения.
- 5 Антропологический аспект философии Древнего Востока. Значение человека в философии и культуре.
- 6 Древнегреческая философия. Онтологизм античной классики.
- 10 Средневековая философия. Приоритет воли над разумом.
- 11 Философия в Византии (4-15 века) как источник религиозной философии и христианства в России.
- 12 Философия эпохи Возрождения. Человек - творец самого себя.
- 13 Философия эпохи Возрождения. Пантеизм и совпадение противоположностей Кузанского.
- 14 Европейская философия 17 века. Бекон: знание - сила.
- 15 Европейская философия 17 века. Декарт: мыслю - следовательно, существую.
- 19 Философия Просвещения 18 века. Проблема восприятия и познания ж.-ж. Руссо.
- 20 Классическая немецкая философия. "Критическая философия" и. Канта.
- 21 Классическая немецкая философия. Антропологический материализм Фейербаха.
- 22 Классическая немецкая философия. Диалектический метод Гегеля.
- 23 Классическая немецкая философия. Философская система Гегеля.
- 24 Материалистическая философия к. Маркса и ф. Энгельса.
- 25 Философская мысль России (11-20 вв.). Анализ характерных черт русской философии в философской системе одного из мыслителей России данного периода.
- 26 Европейская философия 19-20 вв. Иррационализм а. Бергсона.
- 27 Европейская философия 19-20вв. Иррационализм а.Шопенгауэра.
- 28 Европейская философия 19-20 вв. "Воля к мощи" ф. Ницше.
- 29 Философия экзистенциализма. К. Ясперс, ж.- п. Сартр, а. Камю.
- 30 Философия как форма общественного сознания.
- 31 Понятие мировоззрения и его структура.
- 32 Философия и наука.
- 33 Основной вопрос философии. Антитеза материализма и идеализма.
- 34 Основные философские категории. Их смысл и взаимосвязь.
- 35 Понятие материи. Свойства материи. Способы движения материи. Пространство и время.
- 36 Проблема познания в философии. Структура знания.
- 37 Сознание как философская проблема. Отражение как свойство сознания
- 38 Наука и ее функции. Методы научного познания.
- 39 Проблема личности в философии. Соотношение личности и общества.
- 40 Проблема антропосоциогенеза. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 41 Природа как объект философского осмысления. Будущее человечества и глобальные проблемы современности.