26 Европейская философия 19-20 вв. Иррационализм а. Бергсона.
И, в заключение, об Анри Бергсоне (1859-1941), французском философе жизни. По мнению А. Бергсона, мир в основе своей совершенно иррационален, и человек должен быть носителем не только интеллекта, но и живой воли к творчеству. Иррациональность "потока жизни" постигается только с помощью интуиции. А. Бергсон подчеркивал, что замысел жизни, единое движение, пробегающее по ее линиям, связывающее их между собой и придающее им смысл, ускользает от нашего разума. Интуиция же хочет и должна одним взором охватить все многообразие явлений как единое целое и, тем самым, сполна приобщает это единое целое к миру знаний. Интуиция представляет для А. Бергсона непосредственную, самоё себя постигающую и действительную жизнь, как самоё себя созерцающую волю. Если в свободном акте творческой фантазии Бог являет нам свою жизнь, то с помощью интуиции мы повторяем его творческий акт (и в этом смысле мы и являемся "образом и подобием Бога"). В книге "Творческая эволюция" А. Бергсон раскрывает движущую силу философии жизни, заключающуюся в желании доставить вечно расширяющейся и просвещающей, творящей и созерцающейличности принадлежащее ей по праву место в общей картине мира. Философия А. Бергсона "есть оппозиция против механизирования и овеществления мира, реакция против холодной рассудочной работы математического естествознания и протест против обезличивания и обесценивания жизни".
- Истоки философии. Значение мифологии и религии.
- 2 Философия Древнего Востока. Оппозиция традиционализму.
- 3 Онтологический аспект философии Древнего Востока. Бытие и небытие.
- 4 Гносеологический аспект философии Древнего Востока. Пределы и методы умопостижения.
- 5 Антропологический аспект философии Древнего Востока. Значение человека в философии и культуре.
- 6 Древнегреческая философия. Онтологизм античной классики.
- 10 Средневековая философия. Приоритет воли над разумом.
- 11 Философия в Византии (4-15 века) как источник религиозной философии и христианства в России.
- 12 Философия эпохи Возрождения. Человек - творец самого себя.
- 13 Философия эпохи Возрождения. Пантеизм и совпадение противоположностей Кузанского.
- 14 Европейская философия 17 века. Бекон: знание - сила.
- 15 Европейская философия 17 века. Декарт: мыслю - следовательно, существую.
- 19 Философия Просвещения 18 века. Проблема восприятия и познания ж.-ж. Руссо.
- 20 Классическая немецкая философия. "Критическая философия" и. Канта.
- 21 Классическая немецкая философия. Антропологический материализм Фейербаха.
- 22 Классическая немецкая философия. Диалектический метод Гегеля.
- 23 Классическая немецкая философия. Философская система Гегеля.
- 24 Материалистическая философия к. Маркса и ф. Энгельса.
- 25 Философская мысль России (11-20 вв.). Анализ характерных черт русской философии в философской системе одного из мыслителей России данного периода.
- 26 Европейская философия 19-20 вв. Иррационализм а. Бергсона.
- 27 Европейская философия 19-20вв. Иррационализм а.Шопенгауэра.
- 28 Европейская философия 19-20 вв. "Воля к мощи" ф. Ницше.
- 29 Философия экзистенциализма. К. Ясперс, ж.- п. Сартр, а. Камю.
- 30 Философия как форма общественного сознания.
- 31 Понятие мировоззрения и его структура.
- 32 Философия и наука.
- 33 Основной вопрос философии. Антитеза материализма и идеализма.
- 34 Основные философские категории. Их смысл и взаимосвязь.
- 35 Понятие материи. Свойства материи. Способы движения материи. Пространство и время.
- 36 Проблема познания в философии. Структура знания.
- 37 Сознание как философская проблема. Отражение как свойство сознания
- 38 Наука и ее функции. Методы научного познания.
- 39 Проблема личности в философии. Соотношение личности и общества.
- 40 Проблема антропосоциогенеза. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 41 Природа как объект философского осмысления. Будущее человечества и глобальные проблемы современности.