logo search
Shporgalka_po_filosofii

35.Теория бессознательного з.Фрейда.

Самая глубокая и значит. область чел. разума – это бессознат.Бессознат. представляет собой хранилище примитивных инстинктивн. побуждений плюс эмоц и воспоминания, кот. настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в обл. бессознат.

Известно, что главн. регулятором чел. поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могуществен. стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Чел. психика распадается, по Фрейду, на три области: сознание, бессознательное и предсознательное. Эти три области или системы психич.находятся в состоянии непрерывного взаимод-я, а две первых – и в состоянии напряженной борьбы между собой. К этому взаимодействию и к этой борьбе сводится психич. жизнь чел. Каждый душевный акт и каждый чел.поступок должно рассматривать как результат состязания и борьбы сознания с бессознат., как показатель достигнутого в дан. момент жизни соотношения сил этих непрерывно борющихся сторон.

Проблема бессознат., облаченная в форму рассмотрения возможности существования неосознан. представлений, находит свое отражение и в фил.Канта (1724-1804). Фрейд неоднократно ссылается на Канта в своих работах. Текстологический анализ показ., что основатель психоанализа был знаком не только с кантовской «Антропологией с прагматической точки зрения», но и с другими произвед.нем. философа. Во многих случаях Фрейд не только разделяет фил. идеи Канта, но и апеллирует к его авторитету, когда речь заходит об обосновании своих психоаналитич. концепций. Особенно это касается проблемы бессознат..

Размышления о проблеме бессознат. заняли важное место во многих фил. работок XIX в. в этот период намечается и осуществляется поворот от рационализма эпохи Просвящения и немецкой класс.фил. к иррационалистическому пониманию бытия человека в мире.

На формирование психоаналитического учения Фрейда оказала влияние фил. Шопенгауэра и Ницше. Многие идеи этих фил.в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции, в том числе и фрейдовские представления о бессознат.. Разумеется, между психоаналитич. учением Фрейда и фил. Шопенгауэра и Ницше нет абсолютн. тождества. У Шопенгауэра бессознат. изначально онтологично: - «мировая воля» – первопричина всего сущего. Ницше в известной степени разделяет эту точку зрения, но большее внимание акцентир. на рассмотрении бессознат., как оно функционирует в глубинах чел. существа. Для Фрейда же бессознат. – это

прежде всего и главным образом нечто психич., подлежащее осмыслению лишь в связи с чел.. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознат. психич. научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания

Фрейд сделал 3общих вывода, определивших основы его ранней концепции бессознательного:

1. Мотивация сознания при всей ее субъективн. искрен. не всегда соответств. действит. прич.поступка;

2. Поступок иногда может определяться силами, действ. в психике, но не доходящими до сознания;

3. Эти психич. силы с помощью известных приемов могут быть доведены до сознания.

Во втором, класс. периоде психоанализа понятие бессознат. обогащается целым рядом новых, в высшей степени существенных моментов.

Во втором периоде бессознат. становится необходимою и крайне важною составной частью психического аппарата всякого человека. Борьба сознания и бессознательного объявляется постоянной и закономерной формой психич. жизни. Бессознат. становится продуктивным источником психич. сил и энергией для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. В то же время, при неудачн. ходе борьбы с сознанием, бессознат. может стать источником всех нервных заболеваний.

В третьем периоде теория влечений подверглась существенным изменениям. Вместо прежнего деления влечений на сексуальные и влечения «я» появилось новое деление: 1) сексуальное влечение, или эрос; 2) влечение к смерти. Вторая группа – инстинкты Смерти – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.

З6.Структура сознания. Сознание и самосознание.Понятие «сознание» неоднозначно. В шир. смысле слова под ним имеют в виду психич. отражение действит. независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном.

В более узком и спец. значении под сознанием подразумевают не просто психич.состояние, а высшую, собственно чел. форму психич. отражения действит.. Создание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящ. из различн. элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В стр-ре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окр. мире и самом чел. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувственный и. рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его стр-ной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно, благодаря сосредоточен. внимания опред.круг объектов находится в фокусе сознания.

Богатейшая сфера эмоцион. жизни чел.личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним воздействиям. Чувства, эмоции суть компоненты стр-ры сознания. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-струк-ванное целое.

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определ. активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, кот.явл. необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание есть определ. форма реального явления - сознания. Самосознание предполагает выделение и отличение чел. самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существ. роль играют ощущения чел. своего собствен. тела, движений, действий.

Самосознание есть сознание, направл. на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения материалистич.теории познания — вот в чем сост. главн.фил. вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание чел., будучи субъективн. формой действит., само раздваивается на субъект и объект, на сознание, кот. познает (субъект), и сознание, кот. познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется странным для обычн. мышления, явл. очевидным и пост. наблюд. фактом.

Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказ. относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действит-ти на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешн. мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в 2 формах: в соотношении объективного и субъективн. в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.

37.Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. 38. Структура и основные характеристики познавательного процесса. 39.Основные формы чувственного и рационального познания.

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рац. отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у чел. чувственное в ряде моментов пронизывается рац., стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирич. и теоретич., а чувственное и рац. — это способности, на базе которых формируются эмпирич. и теоретич. С нашей точки зрения, такое представление более адекватно реальной структуре познавательной деятельности, однако оно нуждается в дальнейшей конкретизации и терминологическом уточнении. При таком подходе не замечается еще один, притом исходный уровень познания — «живое созерцание»; этот этап познания оказывается не выделен. из эмпирич.. Между тем живое созерцание имеет место при обыденном и художествен. познании, в то время как эмпирич. уровень характерен только для особого вида познавательной деятельности — научного познания. Да и научное познание невозможно без опоры на живое созерцание. Онтологическим коррелятом живого созерцания выступает сфера явлений (как проявлений сущности), а коррелятом эмпирич. и теоретич. соответственно фрагменты сущн. и целостная сущн. познаваемых предм-в.

Живое созерцание — это скорее не познават.способность,а результат реализации этих способ-ей или сам процесс познания указан.стор. объектов.

Познавательные способности чел. связаны прежде всего с органами чувств. Чел. организм имеет экстерорецептивную систему, направлен. на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность; кожа обладает способностью чувствовать холод, тепло, боль, давление), и интерорецептивную систему, связан. с сигналами о внутр. физиол. сост. организма.

Основания объединять все эти спос-ти в 1 группу и называть все это способностью к чувствен. отражению действительности, или «чувственным», имеются: эти способности заключены в органах чувств чел.

Однако термин «чувственный» многозначен: он ассоциируется не только с ощущениями как формой отражения действ-ти. Мы говорим о «чувственном» как о «сентиментальном», «чувствительном», «сладострастном», «интуитивном» и т.п. Но дело не столько в многозначности, сколько в том, что под одним термином «чувство» нередко объединяются эмоции и сенситивная способность человека. По-видимому, более правильным будет подразделять чувственное на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное.

В переводе с латинского «sensitiv» — «воспринимаемый чувствами». Да и в истории фил. мы встречаемся с особым направлением в теории познания — сенсуализмом, представители которого стремились вывести все содержание познания из данных органов чувств. Будем называть способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств чувственно-сенситивной способностью, или чувственным (конкретно-чувственным) познанием.

Познание выступает как диалектич. процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира, включая человека и жизнь общества.

Познание как процесс включает в себя 2 ступени. 1 - чувственное познание (живое созерцание) 2- логическое (рациональное) познание. (Абстрактное мышление)

Каждая из этих ступеней имеет свои формы:

Формы чувственного познания:

1. Ощущение (дает элементарный чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений)

2. Восприятие (дает целостный конкретно чувственный наглядный образ предметов и явлений)

3. Представление (чувственно - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимых по памяти и основанные на ощущениях. Важную роль играет воображение - способность соединять материал не так, как он соединен в действительности)

Формы логического познания:

1. Понятие (в нем отражается общие и существенные стороны и св-ва, а также связи в отношении предмета и явлений)

2. Суждение (это движ. и выражение мысли в рез. чего о предмете утверждается что-либо или отрицается)

3. Умозаключение (это движение мысли, при кот. из одного или неск. суждений выводится новое заключение)

Чувственное познание ограничено:

-не выделяет общее

-не дает знания по сущн. и не дает объясн. и поним.

Этот недостаток преодолевается путем логич. познания, основывающемся на чувственном, поэтому ни в коем случае в процессе познания нельзя абсолютизировать как значение чувствен. познания (эмпирич.сенсуализм) так и значение логич. познания (рационализм).

Основн. формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.