logo search
учебн_Файзуллина Ф

5. 1. Понятие природы. Природа и общество.

Понятие "природа" охватывает бесконечное многообразие явлений и предметов, начиная с элементарных частиц, представляющих микромир, и кончая поражающими своими пространственными масштабами космическими объектами. А если обратиться от пространственного к временному, генетическому измерению, то природа включает как свой фундамент, свою вечную первооснову - неживую, неорганическую составляющую, так и живую природу, являющуюся своеобразной надстройкой над природой неживой, продуктом развития последней. При этом распространенность жизни в известной в настоящее время части Вселенной по меньшей мере пока ограничивается планетой Земля с тонким и притом чрезвычайно ранимым слоем живого - биосферой.

Таким образом, понятие"природа" охватывает все существующее, всю Вселенную и в этом своем значении практически совпадает с понятием материи во всем многообразии ее форм. Однако при подобной трактовке природы природное поглощает и перекрывает и социальное, стирается грань между тем и другим, а тем самым теряет смысл ключевая философская проблема - проблема отношения природы и человека, природы и общества.

Поэтому в философии под природой понимается вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества. При таком подходе понятие природы характеризует ее место и роль в системе исторически изменяющихся отношений к ней человека и общества.

Исторически конкретный характер отношения человека, общества и природы не отменяет некоторых его общих моментов. Неизменным в нем остается прежде всего то, что человек, а вместе с ним и общество вышли из природы и поэтому генетически, по происхождению связаны с ней нерасторжимыми узами. Живая природа - тот базис, без которого не было бы ни человека, происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену первобытному стаду этих предков.

Но это лишь одна сторона дела. Другая, не менее важная, состоит в том, что человек, общество живут природой. И не только в том смысле, что многие природные компоненты, так сказать, в естественном виде выступают необходимыми условиями жизни и жизнедеятельности человека и человечества (воздух, вода, определенный температурный режим и т. д. ), но и в том, что сама возможность жизни человека, само существование общества были бы немыслимы без постоянного обмена веществ с природой в процессе материального производства.

Наконец, сохранение целого ряда параметров, характеризующих природу нашей планеты, в строго определенных границах выступает в качестве необходимого условия существования и живой природы, и человека. Набор этих характеристик сравнительно широк, а пределы их подвижности очерчены достаточно жестко мерой адаптивности как живых организмов, так и человека, мерой их способности адаптироваться к тем или иным переменам в среде их обитания. Исчезновение всех новых видов животных и растений, причем этот процесс приобретает все более тревожные масштабы, свидетельствует о том, что выход ряда характеристик среды обитания за допустимые пределы ведет к обеднению многообразия жизни. И между тем комплекс благоприятных условий для возникновения жизни складывается во Вселенной, как мы теперь знаем, исключительно редко, и жизнь на Земле - явление скорее уникальное, а значит, тем выше ее ценность.

Все это свидетельствует о неразрывной, органической связи общества и природы. Общество есть продолжение природы, ибо оно строится человеком, который в конечном счете сам есть продукт природы и ее часть, а главное - общество строится из материала природы и в соответствии с ее законами. И в этом смысле К. Маркс говорил об обществе как о "второй природе", природе, искусственно созданной разумом и трудом человека.

Но общество как часть природы есть часть особенная, специфическая. Эта специфика общества проявляется через соотнесение понятий натура (природа) и культура. Природа (натура) - эта та часть объективной реальности, которая не затронута человеком, его деятельностью и существует по своим собственным основаниям и законам.

Напротив, культура - это то, что преобразовано, возделано человеком, включено в орбиту его преобразующей и познавательной деятельности, обработано им, приобрело социальное качество.

В этом смысле общество, культура одновременно и включены в природу, и противостоят ей, вступают с природой в определенные, исторически изменяющиеся отношения.

Взаимосвязь и взаимовлияние общества и природы реализуются непосредственно через естественную окружающую среду, которая охватывает гео-и биосферу, т. е. те материальные системы планеты Земля, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут стать со временем либо уже становятся объектами его деятельности.

При этом такая возможность носит конкретно-исторический, внутренне противоречивый характер и опосредуется в конечном счете уровнем развития производительных сил, спецификой системы экономических отношений, а наряду с этим и культурно-духовной атмосферой каждой исторической эпохи.

Противоречивость отношений в системе общество-природа проссматривается уже в том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей степени овладевает силами природы и ее богатствами. Мера овладения этими силами природы и ее богатствами реализуется в развитии производительных сил. С другой стороны, освобождаясь в условиях утверждения цивилизации от былого бессилия перед стихийными силами природы и почти полной власти этих сил над ним, человечество одновременно вступает во все более многообразные связи с природой. В итоге расширяется диапазон зависимостей общества от природы, что прежде всего обусловлено непрерывным возрастанием общественных потребностей.

Поэтому ни о каком ослаблении зависимости общества от природы по мере его развития не может быть и речи.

Действительно, набор богатств и сил природы, в которых нуждался первобытный человек, был предельно ограничен. Этот набор можно было сосчитать по пальцам. Сегодня этот набор настолько широк, что его простое перечисление не уложить и в несколько толстенных томов. Достаточно сказать, что для удовлетворения потребностей всего лишь одного современного человека только из недр земных ежегодно изымается до 2О тонн полезных ископаемых.

А разве не видна возросшая зависимость современного человека от природы в том, что достаточно даже на короткий период отсечь какой-либо город от снабжения электроэнергией, газом или горючим, чтобы это немедленно привело к буквально трагическим последствиям.

Таким образом, современная цивилизация отличается от эпохи дикости и варварства не тем, что она будто бы достигла чуть ли не абсолютной независимости от природы (напротив, эта зависимость стала несравненно большей), а тем, что общество обрело независимость и свободу в выборе средств и способов воздействия на природу, ее освоения и преобразования.

Все это свидетельствует о безосновательности утверждений о том, что якобы по мере роста зрелости производительных сил и достижений НТП ослабляется зависимость общества от природы, и об ошибочности недооценки влияния природы не только на темп, но и на характер общественного развития. Подобная недооценка не только ошибочна, но и небезопасна, поскольку она порождает иллюзию независимости общества от природы и ее законов и влечет за собой нерациональные формы природопользования, а значит, и углубление противоречий между обществом и природой. Деградировавшая, истощенная природа оказывается неспособной удовлетворять потребности общества. А это, в свою очередь, особенно выпукло обнаруживает всю глубину зависимости современного общества от природы. Ведь не случайно именно углубляющийся экологический кризис с особенной отчетливостью обнаружил это.

5. 2. Взаимодействие природы и общества. Исторически конк-

ретный характер отношения общества к природе.

Зависимость общества от природы прослеживается, следовательно, на всех этапах истории, однако значимость различных составляющих природной среды в разные периоды была неодинаковой.

На ранних этапах первенствующую роль играли источники средств жизни (дикие растения, животные, коренья и т. д. ), а в дальнейшем с развитием производства на первый план все больше выдвигались естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, руды металлов и т. д. ). Богатства второй группы стали в эпоху цивилизации одним из важнейших условий развития производства, а следовательно, и всего общества. Это свидетельствует о том, что сам характер взаимодействия человека и общества с естественной средой обитания определяется не одной только природной средой, но и уровнем развития производства.

В чем же конкретно просматривается влияние природы, ее факторов на развитие общества, на ход и характер исторического процесса?

Это влияние многогранно. Прежде всего природа является необходимой средой существования и развития общества. В природе люди находят пресную воду для питья, орошения и других производственных нужд, воздух для дыхания и горения, строительные материалы, руду и уголь, нефть и газ, плодородные земли и др.

Наряду с этим природные условия влияют на размещение производства, на территориальное разделение труда, а значит, и на расселение людей. Несомненно влияние природных условий на темп развития общества. Так, чрезмерно суровые природные условия, подавлявшие человека, равно как и слишком щедрая природа, не стимулировавшая активность людей, сдерживали в свое время развитие общества и на Крайнем Севере, и в тропиках.

Известное влияние на общественную жизнь оказывают ритмичность природных процессов. Это находит свое отражение в цикличности производства и потребления электроэнергии, в определенных производственных циклах в сельском хозяйстве и целом ряде так называемых сезонных отраслей промышленности.

Воздействие природы на жизнь общества видно и в том, что даже в наши дни стихийные бедствия могут оказывать серьезное влияние на жизнь людей в отдельных районах (например, недавнее землетрясение в Армении, многолетние засухи на северо-востоке Африки и т. д. ).

Наконец, известное влияние на состояние здоровья и самочувствие людей оказывают, так сказать, космические факторы: атмосферное давление, состояние магнитного поля Земли, активность Солнца.

А теперь кратко остановимся на отношении к природе и оценке ее на различных этапах истории. На различии в отношении к природе и ее оценке в разные периоды, несомненно, сказывались особенности культуры той или иной эпохи, ее общий духовный климат.

В античном обществе, как уже отмечалось ранее, в философии да и в культуре в целом ведущей идеей был космоцентризм. Космос, его устройство, его гармония противопоставлялись хаосу, а идеалом считалась жизнь в согласии с природой. Поэтому одной из главных задач считалось постижение природы, ее тайн.

Средние века отмечены решительными сдвигами в понимании природы и в отношении к ней. Поскольку природа бездуховна, она - источник зла, нечто низкое в сравнении с человеком, наделенным душой, а потому и недостойное внимания. Правда, параллельно существовала и иная тенденция: так как природа сотворена богом, она заслуживает изучения для проникновения, в частности, в планы творца и постижения его мудрости, запечатленной в природных процессах и явлениях.

Эпоха возрождения отмечена поворотом к природе как источнику радости и полноты жизни в противовес аскетизму средневековья. Это нашло свое наиболее яркое выражение в искусстве эпохи.

И, наконец, в период становления промышленного капитализма, с наступлением Нового времени происходит еще один, причем особенно серьезные сдвиг в подходе к природе и ее оценке. Этот новый подход в огрубленной форме можно определить как примитивно-потребительский. Природа начинает рассматриваться как объект преобразования, как кладовая, из которой остается только черпать, ничего не отдавая взамен. В этом новом подходе своеобразно преломились особенности экономической основы капитализма. Подобный подход, его начала заложены уже у Ф. Бекона в его формуле: знание - сила, оно источник господства над природой. Еще рельефнее такой взгляд на природу выражен в печально знаменитой формуле: "Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача".

Такой узкоутилитарный подход к природе вырос, если оставить в стороне его чисто экономические основы, на почве объективизма науки, ее отношения к природе лишь как объекту, как к чему-то внешнему, отчужденному от человека.

А наряду с этим успехи науки и технико-технологические достижения в "покорении" природы породили иллюзию всесилия и полной надприродности человека, что нашло свою реализацию в идее антропоцентризма и во все более глубоком отчуждении человека от природы. Несомненно, работала и абсолютизация социологизаторских концепций общества и человека при забвении природных подоснов того и другого пренебрежения ими.

Так сложилась технократически-сциентистская формула отношения к природе и тесно связанная с ней односторонне-социологизаторская концепция человека, что в конечном счете сыграло немалую роль в возникновении той тяжелой ситуации в системе общество-природа, которая получила название экологического кризиса.

Подобная формула фактически соответствовала реальной практике взаимоотношений общества и природы вплоть до середины ХХ столетия.

Именно этот рубеж стал исходным для начала формирования качественно нового отношения к природе. Суть перемен в отношении к природе на этом новом этапе состоит, во-первых, в преодолении высокомерного, антропоцентристского подхода к природе; во-вторых, в начале ломки отчуждения человека от природы в повороте к осознанию, а в перспективе и к восстановлению единства человека с его биотическим окружением, к восприятию человеком себя как части природы. Речь вместе с тем идет о переходе от жесткого, одностороннего монолога и даже диктата в обращении человека с природой к компромиссу, к диалогу между разумом и природой и обществом на разумной основе.

Поэтому третий момент в трансформации отношения к природе отказ от примитивно-потребительских установок, от неограниченного давления техносферы на природу и решительный переход к сознательности, организованности, разумности и гуманности во взаимодействии общества с природой.

Становление нового отношения к природе - это процесс, который находится в самом начале и пока еще очень далек от завершения. Необходимо очень и очень многое, чтобы вытеснить из практики и общественного сознания складывавшиеся столетиями стереотипы, старые установки и старые взгляды, которые пока еще довольно часто дают о себе знать в возникновении все новых очагов экологического бедствия.