28. Историческое становление онтологии как учения о бытии
Онтология (ontologie; от греч. on — сущее и logos — учение) — наука о бытии как таковом, о всеобщих определениях и значениях бытия. Онтология — это метафизика бытия.
Метафизика — научное знание о сверхчувственных началах и принципах бытия.
Бытие — предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.
Бытие — это чистое существование, которое не имеет причины, оно причина самого себя и является самодостаточным, ни к чему не сводимым, ни из чего не выводимым.
Термин «онтология» появился в XVII в. Онтологией стали называть учение о бытии, сознательно отделенное от теологии. Это произошло в конце Нового времени, когда в философии противопоставлялись сущность и существование. Онтология этого времени признает примат возможного, которое мыслится как первичное по отношению к существованию, тогда как существование является лишь дополнением к сущности как возможности.
Основные модусы бытия: — бытие как субстанция (истинное бытие — исходное начало, фундаментальная первооснова вещей, которая не возникает, не исчезает, но, видоизменяясь, дает начало всему многообразию предметного мира; все возникает из этой первоосновы, а после разрушения вновь возвращается в нее.Сама эта первооснова существует вечно, изменяясь как всеобщий субстрат, т. е. носитель свойств, или материя, из которой построен весь слышимый, видимый, осязаемый мир переходящих вещей);
— бытие как логос (истинное бытие имеет своими признаками вечность и неизменность, оно должно существовать всегда или никогда; в этом случае бытие не субстрат, а полностью очищенный от случайностей и непостоянства универсально разумный порядок, логос);
— бытие как эйдос (истинное бытие делится на две части — универсально-всеобщие идеи — эйдосы и материальные копии, соответствующие идеям). Основные формы бытия:
— бытие вещей «первой природы» и «второй природы» — отдельные предметы материальной действительности, имеющие устойчивость существования; под природой подразумевается совокупность вещей, всего мира в разнообразии его форм, природа в таком смысле выступает как условие существования человека и общества. Следует выделять естественную природу и созданную человеком,т. е. «вторую природу» — сложную систему, которая состоит из множества механизмов, машин, заводов, фабрик, городов и т. п.;
— духовный мир человека — единство в человеке социального и биологического, духовного (идеального) и материального. Чувственно-духовный мир человека связан непосредственно с его материальным бытием. Духовное принято подразделять на индивидуализированное (сознание индивида) и внеинди-видуализированное (общественное сознание). Онтология дает представление о богатстве мира, но рассматривает разные формы бытия как находящиеся рядом, как сосуществующие. При этом признается единство мира, но не выявляется сущность, основа этого единства. Такой порядок вещей привел философию к выработке таких категорий, как материя и субстанция.
Первыми философами, которые ввели категорию «бытие», были: Парменид; Демокрит; Платон; Аристотель.
Парменид и Гераклит под бытием подразумевали весь мир. Для Демокрита бытие — это не весь мир, а основа мира. Этот философ отождествлял бытие с простыми физическими неделимыми частицами — атомами. Все богатство и множество мира он объяснял наличием бесконечного множества атомов.
Бытие для Платона — это нечто вечное и неизменяемое, что может быть познано только разумом. Философ противопоставил чувственное бытие (мир реальных вещей) чистым идеям, тем самым сведя бытие к бестелесному созданию — идее.
Аристотель отверг платоновское учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях, не связанных с бытием отдельных вещей (чувственное бытие), и выдвинул предложение различать разные уровни бытия (от чувственно-конкретного до всеобщего).
Аристотель предложил десять категорий бытия:
— сущность;
— качество;
— количество;
— отношение;
— место;
— время;
— положение;
— обладание;
— действие;
— страдание.
В древнегреческой философии на проблему бытия смотрели с двух точек зрения:
— проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос);
— в проблеме бытия выявилась абсолютизация знаний об объектно-чувственном мире (вечные бестелесные идеи).
С наступлением христианской эры произошло соединение философии с интенсивным богопознанием.
В Средние века сформировалось так называемое онтологическое доказательство бытия Бога, которое состояло в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия, а именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. Либо о нем можно помыслить и возможно существование вне ума, что противоречит исходной посылке.
В эпоху Возрождения и особенно в Новое время происходит обмирщение философии, а впоследствии явное разделение философии и естественной науки. В связи с этим происходит объективизация понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций.
Термин «онтология» появился в XVII в. Онтологией стали называть учение о бытии, сознательно отделенное от теологии. Это произошло в конце Нового времени, когда в философии противопоставлялись сущность и существование. Онтология этого времени признает примат возможного, которое мыслится как первичное по отношению к существованию. Тогда как существование является лишь дополнением к сущности как возможности.
В XIX в. философское понимание бытия было дополнено принципом историзма, соответственно которому бытие объекта раскрывается только через полноту его истории. Философы того времени считали, что можно найти способ в процессе познания перейти от предмета, данного в мысли через явление (феномен), к его бытию как таковому.
Первым философом, который обосновал принцип тождества бытия и мышления, был Гегель. Он отрицал «внешнего» познающего субъекта, чуждого миру бытия.
Исходя из гегелевского объективного идеализма понятие бытия приобрело смысл не состояния, а закономерного и вечного движения. Его наличное бытие — это реальность, ограниченность, конечность, бессознательность, объективность.
- 1.Специфика философского знания
- 2Мировоззрение и его исторические типы:мифология.
- 3Мировоззрение и его исторические типы:религия.
- 4. Исторические этапы становления философии.
- 5. Структура философского знания.
- 6. Философия Древней Индии: индуизм,
- 7. Философия Древнего Китая
- 8. Проблема человека в учениях софистов и
- 9. Проблема бытия в античной философии.
- 10. Античная философия Демокрит и
- 11. Философия Аристотеля.
- 12. Средневековая патристика учение а.Августина
- 13. Средневековая схоластика учение ф.
- 14. Философия Нового времени. Эмпиризм
- 15. Рационализм р. Декарта.
- 16.Сенсуализм Дж. Локка, д. Юма, Дж. Беркли.
- 17. Социально-политические учения Нового
- 18. Немецкая классическая философия кант
- 19. «Абсолютный идеализм» г. Гегеля.
- 20. Философия марксизма.
- 21. Иррационализм хiх века Артур
- 22. Философия жизни ф. Ницше.
- 23. Философия экзистенциализма.
- 24.Концепция личности в учении з. Фрейда.
- 25. Концепция «всеединства» Вл. Соловьева.
- 26. Проблема свободы в философии
- 27.Философские направления хх века: феноменология, неопозитивизм,постмодернизм.
- 28. Историческое становление онтологии как учения о бытии
- 30. Пространство и время как формы
- 31.Движение и развитие. Диалектика бытия и всеобщие законы развития.
- 32. Основные гносеологические концепции в истории философии.
- 33. Проблема субъекта и объекта познания.
- 34. Основные типы знания. Критерии научности знания.
- 35. Понятие и основные концепции истины в
- 37. Критический рационализм к. Поппера.
- 38. Концепция исследовательских программ
- 39. Философия науки т.Куна .
- 40. Герменевтика как методологиясоциально- гуманитарного познания.
- 41. Проблема человека в историко-философском контексте.
- 42. Проблема антропогенеза: биологическоеи социальное в человеке.
- 43. Философский смысл проблемы сознания.
- 44.Человеческая личность: свобода, необходимость, ответственность
- 45. Специфика социально- гуманитарного познания. Предмет изучения социальной
- 46.Основные направления социальной философии.
- 47. Философия политики: предмет и основные проблемы
- 48.Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
- 49. Философские представления об историческом процессе. Человек и исторический прогресс. Роль субъективного фактора в истории.
- 50.Взаимодействие цивилизаций и возможные сценарии будущего