25)Патристика и её роль в развитии духовной культуры средневековья
духовное наследие Отцов и Учителей церкви в христианских богословских кругах получило название: "Патристика". В истории европейской философской мысли деятели патристики сыграли двойственную роль: с одной стороны они положили конец философии античной, а с другой - положили начало философии средневековой.Использование Отцами и Учителями христианской церкви философии пошло на пользу христианству и в то же время нанесло непоправимый вред самой философии. По словами известного немецкого философа Фридриха Ничше (1844-1900), "христианство испортило кровь философии". Церковь сначала воспользовалась философией для формулирования догматов своего вероучения, для приведения в определенную систему своего вероучения и мировоззрения. Но с другой стороны, патристика поработила философию, превратив ее в богословие (теологию), - в учение оправдывающее и разрабатывающее религиозное мировоззрение.Сами деятели патристики не были философами, - вони были богословами. Содержание своей теологии/философии они вычитывали в текстах Старого и Нового заветов, брали из решения Вселенских и поместных соборов, в текстах произведений церковных авторитетов, - у своих предшественников, тех же Отцов и Учителей церкви. Именно таким образом в христианстве утвердилось "аргументированное учение" о том, каким образом Бог за шесть дней создал весь материальный и духовный мир. Это учение впоследствии получило название: "Креационизм". Таким же образом были созданы все другие концепции религиозного вероучения: Иммортализм - учение о бессмертии души; Экклесиология - учение о месте церкви в деле спасения человека; Христология - учение о соотношении человеческой и божественной природы в лице Иисуса Христа; Сотериология - учение о факторах и путях спасения; Тринитология - учения о Боге, который троичен в лицах и един по существу; Эсхатология - учение о конечных судьбах Вселенной и человечества и тому подобные трактовки христианского религиозного мировоззрения. На основе перечисленных выше богословских концепций и в их рамках началась история и развитие в Европе средневековой философской мысли. Среди деятелей патристики наибольшее влияние на начальные этапы формирования европейской философской мысли оказало творчество Блаженного Августина и Дионисия Ареопагита (Петра Ивера). Мы остановимся только на рассмотрении взглядов Блаженного Августина.3.г. Августин, епископ гиппонский (354-430) из позиций неоплатонизму впервые изложил более или менее полную систему христианского мировоззрения. В своеобразному истолковании им христианских верований он видел решение всех мировоззренческих проблем: происхождения мира - в библейском рассказе о шести днях творения; причину существования в мире зла - в грехопадении Адама и Евы, которые съели запрещенный Богом плод из дерева добра и зла; смысл жизни человека - в ожидании Страшного суда и Царства божьего на земле; приобретение истинных мировоззренческих знания - в восприятии на веру всего церковного учения и так далее.Августин был плодовитым богословом и философом. Хотя у него есть свыше десятка чисто философских произведений, свою философию он наиболее полно изложил в сугубо богословских произведениях. Самыми значительными - и по содержанию, и по объему, и по влиянию на историю философской мысли - являются два его большие произведения: "De civitatae Dei" (О граде божьем) и "Confession" (Исповедь). В первом из них Августин пишет о Церкви, как городе божьем на земле (Церковь воинствующая) и город божий на небе (Церковь торжествующая); во втором - о своем переходе от язычества до христианства, о жизни грешника до христианства и жизни по божьему предназначению после принятия христианства. Оба произведения нашли не только своих учеников, но и подражателей. По стилю произведений Августина целая плеяда видных деятелей европейской культуры расписывали будущие проекты коммунистического общества (Томазо Кампанелла, Франсуа Рабле) писали биографические исповеди (Пьер Абеляр, Жан-Жак Руссо, Л.Н. Толстой). Августин ввел в христианское мировоззрение мысли и стиль философствования Платона и его последователей, особенно неоплатоников. В так называемой христианской философии до настоящего времени существует направление августинианства, есть монашеские ордена, которые следуют образу жизни святого Августина (августинианцы).
- 48) Фрэнсис бэкон и проблемы метафизического материализма нового времени
- 47) Неопозитивизм, прагматизм, неотомизм,экзистенциализм
- 46)Язык и мышление
- 45) Наука как феномен
- 43)Кант, Гегель, Фейербах
- 42)Бытие, материя и сознание как исходные философские категории
- 41) Экономическое сознание и экономические реформы в россии
- 40) Цивилизация как предмет философского анализа.
- 39)Культура как понятие и явление общественной жизни
- 38)Политическое и правовое сознание. Диалектика взаимодействия. Особенности развития на современном этапе.
- 37) Искусство как форма общественного сознания
- 36) Русская идея, её философское,политическое и этическое содержание
- 35)Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности
- 34)Социальный статус и социально-исторический тип личности. Проблема самоопределения.
- 33)Юм,Фихте,Беркли
- 32)Понятие закона. Общая характеристика законов материалистической диалектики.
- 31)Агностицизм как философский принцип мышления
- 30)Формы общественного сознания. Проблемы, критерии классификации, взаимодействия
- 29)Проблема гуманизма в философии возрождения
- 28) Общественное сознание, его структура. Критерии классификации
- 27)Средневековая схолистика
- 26)Философская сущность труда
- 25)Патристика и её роль в развитии духовной культуры средневековья
- 24)Понятие и структура общественного производства(материально-духовное производство,их сущность, особенность,взаимодействие)
- 23) Философское наследие аристотеля
- 22)Общество как развивающаяся система
- 21)История античного идеализма. Философия Платона
- 20)Талант как социально –культурный феномен
- 19) Демокрит, Гераклит
- 17) Диалектика и метафизика как методы познания
- 16)Материя и формы её существования
- 15) Человек как предмет философского познания.
- 14)Космология и космогония
- 13)Проблема человека в западной философии 20 века
- 12)Философия как форма общественного сознания
- 11) Философские проблемы экологии
- 10)Роль логоса в развитии мировоозрения и духовной культуры человека
- 9)Общественное и индивидуальное созидание
- 8)Наука и естественнонаучная картина мира
- 7)Истина и критерии истины
- 6) Мифологическая и религиозная картины мира
- 5)Дилектика чувственного и рационального познания
- 4)Познание и его сущность
- 3)Картина мира как понятие. Её конкретно –исторические формы и содержание
- 2)Понятие категории .Общая характеристика категории
- 1)Мир как естественное условие приосхождения жизни и предмет познания