Тема 11.Учение о развитии
Основным содержанием темы является идея развития в истории философской мысли. Диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человека. По мере знакомства с материалом покажите, что развитие не есть «развитие вообще». Развитие связано только с материальными и духовными системами. Оно разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Изучая источники, дайте объяснение названным фундаментальным признакам развития: качественный характер изменений; их необратимость; направленность. Ни один из названных признаков не являются достаточными для определения развития. Объясните, почему?
По мере знакомство с материалом, выделите перечисленные модели развития:
градуалистическая (Г. Спенсер). Сравните Модель развития Г. Спенсера и Ч. Дарвина, выделите общее и особенное для данных подходов;
логико-гносеологическая, рационалистическая (И. Кант, Фихте, Г.В.Ф. Гегель),
творческий эволюционизм или эмерджентизм (Л. Морган),
натуралистическая (Ч. Дарвин),
антропологическая (Ж.П. Сартр),
равновестно – интеграционная (Л.Ф. Уорд, Ле Дантек),
теория конфликтов (Р. Дарендорф, Л. Козер),
диалектико-материалистическая концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин),
политизированная модель диалектики ( В. Ленин, В. Сталин), раскройте специфику каждого подхода.
Диалектика и метафизика – являются ли данные подходы противоположными по отношению друг к другу. Для ответа на данный вопрос рассмотрите историю становления метафизики. Определите специфику догматики, эклектики, софистики, схоластики и собственно метафизики. Назовите исторические формы диалектики и ее современные разновидности, определите отличия между стихийной диалектикой Гераклита, идеалистической диалектикой Гегеля и материалистической диалектики Энгельса - Ленина.
Категории, принципы и законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Дайте определение понятиям прогресс, регресс. Назвать критерии прогресса.
Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности. Раскройте суть дискуссий по поводу детерминизма в естествознании и обществознании.
Категории и законы диалектики. Закон, закономерность, связь, отношение, взаимодействие. Раскройте диалектику целого и части. Покажите, что в части - не только специфичность целого, но и индивидуальность, своеобразие исходного элемента. Для понимания структуры материи важное значение имеет уяснение соотношения формы и содержания, сущности и явления, возможное действительное, необходимое и случайное.
Изучите законы диалектики: закон диалектического синтеза, закон диалектической противоречивости, закон перехода количества в качество и наоборот. Раскройте понятия: связь, отношение, отрицание, взаимодействие, скачок, мера, закон, противоположность, борьба, количество, качество. Для освоения курса необходимо:
- Философия
- Раздел 1. История философии…………………………………………7
- Раздел II. Общая философия………………………………………….55
- Введение
- Раздел 1. История философии.
- Тема 1.Философия, ее предмет и место в культуре человечества.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. Составить тезисы статей:
- 4. Продумать и, используя предлагаемые материалы, в письменном виде ответить на вопрос: место философии в современной культуре.
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний по теме:
- Тема 2.Философия Древнего мира.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. В теме предусмотрена письменная работа по вопросам:
- 4. Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Вопросы для проверки знаний в форме контрольной работы
- Тема 3.Античная философия.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- В программе по теме предусмотрена контрольная работа по предлагаемым вопросам:
- Тема 4.Средневековая философия
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- 4. В теме предусмотрена контрольная работа по вопросам
- Тест для проверки знаний.
- Тема 5.Философия эпохи Возрождения
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для письменной работы, запланированной в курсе
- Тест для проверки знаний по теме
- Тема 6. Философия Нового времени (хvii – хviii вв.)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самопроверки.
- В теме запланирована письменная работа по вопросам:
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний по теме
- Тема 7.Классический этап философии Нового времени
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- В курсе изучения темы запланирована письменная работа:
- Вопросы для обсуждения по теме
- Тест для проверки знаний
- Тема 8.Современная западная философия
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для проверки знаний.
- Тест для закрепления знаний
- Тема 9.Русская философия
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Итоговый зачет по теме: История философии
- Раздел 2. Общая философия
- Тема 10.Учение о бытии (онтология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний
- Тема 11.Учение о развитии
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для закрепления знаний
- Тема 12.Природа человека и смысл его существования
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тест для закрепления знаний
- Тема 13.Учение об обществе (социальная философия)
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Тест для закрепления знаний
- Тема 14.Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тема 15.Проблема сознания
- 1. Изучить учебники:
- 2. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Тест для проверки остаточных знаний
- Тема 16.Познание (гносеология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- В курсе планируется письменная работа с использованием источников
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 17.Научное познание
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Тест для закрепления знаний
- Тема 18.Философские проблемы науки и техники
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тема 19. Будущее человечества (философский аспект)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- В теме предполагается письменная работа:
- В конце курса студент должен выполнить реферативную работу по заранее выбранной теме.
- Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины.
- Философия
- Раздел 1. История философии…………………………………………7
- Раздел II. Общая философия………………………………………….55
- Введение
- Раздел 1. История философии.
- Тема 1.Философия, ее предмет и место в культуре человечества.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. Составить тезисы статей:
- 4. Продумать и, используя предлагаемые материалы, в письменном виде ответить на вопрос: место философии в современной культуре.
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний по теме:
- Тема 2.Философия Древнего мира.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. В теме предусмотрена письменная работа по вопросам:
- 4. Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Вопросы для проверки знаний в форме контрольной работы
- Тема 3.Античная философия.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- В программе по теме предусмотрена контрольная работа по предлагаемым вопросам:
- Тема 4.Средневековая философия
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- 4. В теме предусмотрена контрольная работа по вопросам
- Тест для проверки знаний.
- Тема 5.Философия эпохи Возрождения
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для письменной работы, запланированной в курсе
- Тест для проверки знаний по теме
- Тема 6. Философия Нового времени (хvii – хviii вв.)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самопроверки.
- В теме запланирована письменная работа по вопросам:
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний по теме
- Тема 7.Классический этап философии Нового времени
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- В курсе изучения темы запланирована письменная работа:
- Вопросы для обсуждения по теме
- Тест для проверки знаний
- Тема 8.Современная западная философия
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для проверки знаний.
- Тест для закрепления знаний
- Тема 9.Русская философия
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Итоговый зачет по теме: История философии
- Раздел 2. Общая философия
- Тема 10.Учение о бытии (онтология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний
- Тема 11.Учение о развитии
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для закрепления знаний
- Тема 12.Природа человека и смысл его существования
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тест для закрепления знаний
- Тема 13.Учение об обществе (социальная философия)
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Тест для закрепления знаний
- Тема 14.Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тема 15.Проблема сознания
- 1. Изучить учебники:
- 2. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Тест для проверки остаточных знаний
- Тема 16.Познание (гносеология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- В курсе планируется письменная работа с использованием источников
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 17.Научное познание
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Тест для закрепления знаний
- Тема 18.Философские проблемы науки и техники
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тема 19. Будущее человечества (философский аспект)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- В теме предполагается письменная работа:
- В конце курса студент должен выполнить реферативную работу по заранее выбранной теме.
- Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины.