Тема 6. Философия Нового времени (хvii – хviii вв.)
Философия Нового времени подготавливалась рядом факторов, обусловивших в целом характерные черты мировоззрения: социально-экономические и технические изменения, падение авторитета церкви, рост интереса к науке. В философии на первое место выходят проблемы гносеологии. Особое место занимает спор между эмпиризмом и рационализмом. Изучая источники, выявите основные черты философии Ф. Бэкона, утверждавшего, что в философии существуют три основных предмета философии: Бог, природа и человек. Она должна, отбросив свою отвлеченную форму, войти в «законное супружество» с естествознанием. Основной мотив его философии – познание природы и подчинение ее власти человека. Именно Ф. Бэкон обосновывает необходимость применения метода индукции в доказательстве. Прочитав «Новый органон» раскройте суть философии «идолов», приведите доводы мыслителя, подтверждающие правоту метода «пчелы».
Рационалистическая методология отражена в философии Р. Декарта Основные положение своего метода Декарт сформулировал в четырех правилах. Раскройте эти правила, используя источники и учебники. Объясните суть высказывания Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». На основании данного определения представьте роль сомнений в познании. Декартовская философия разделена на две части: физику – общую теорию природы и «метафизику» - общее учение о душе и Боге. Он становится на позиции дуализма - это дуализм науки и схоластики: дуализм субстанций (духовная и материальная), на котором основывались два учения: материалистическая физика и идеалистическая психология, связывающим звеном между которыми являлся Бог, установив законы природы, предоставил ее своему течению, и деизма.
В дальнейшем разворачивается спор между последователями Бэкона и Декарта. Так, Т. Гоббс в своих работах «Основы философии», «Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» продолжает развивать позицию Ф. Бэкона, придерживаясь основной формулы сенсуализма. Объясните суть высказывания Т. Гоббса: «понимание есть не что иное, как представление, вызванное речью». Именно Гоббс утверждает вечность материи, основой тел – делимые до бесконечности корпускулы.
Особый интерес вызывают взгляды Гоббса на государство и его теория общественного договора. Сравните взгляды на государство Т. Гоббса и Дж. Локка, покажите различия.
Проблема источника знания стала центральной и в философии Дж. Локка, исходя из установки: душа новорожденного - «tabula rasa». Объясните суть концепцию «первичных» и «вторичных» качеств. В этике он развивает концепцию утилитаризма и эвдемонизма: моральное благо – то, что полезно человеку, моральное зло – то, что вредно, что ведет к длительному страданию.
Продолжает рационализм Б. Спиноза, который первопричиной объявляет субстанцию, бесконечную в пространстве и времени, единую, выражающуюся в атрибутах (протяжение, мышление). Мир единичных вещей – совокупность модусов, все обусловлено и необходимо. Объясните суть высказывая Спинозы: «не смеяться, не плакать, а понимать». Сравните взгляды Спинозы и Лейбница. Объясните принципы философской системы, сформулированные Лейбницем:
Принцип всеобщих различий;
Принцип непрерывности;
Принцип дискретности;
Принцип всеобщей связи
Принцип минимума и максимума
В эпоху Просвещения продолжают развиваться идеи эмпиризма Локка в философских системах субъективного идеализма и субъективизма Беркли, пришедший к фундаментальной идее: «В действительности предмет и ощущение суть одно и тоже и потому не могут быть отвлечены друг от друга» - «Существовать значит быть воспринимаемым». На основе источника «Материя не существует» Дж. Беркли определите понимание материи философом. Источником наших ощущений мыслитель видел в Боге или духе. Юм отвергает любую возможность познания посредством ощущений: наш разум оперирует только лишь содержанием наших ощущений, но не тем, что их вызывает. Природа держит нас на расстоянии, поэтому невозможно доказать ни существование, ни «несуществование» материи. Объясните, почему? Рассмотрите проблему причинности в философии Юма.
Особое место в философии эпохи Просвещения занимает французская школа в лице Вольтера, философские взгляды которого формировались под сильным влиянием Локка. Разделяя атомистическую концепцию Вольтер разрабатывает принцип причинности и распространяет его на психику: «Человек свободен тогда, когда он может сделать то, чего он хочет». Ш.Л. Монтескье разрабатывает свою работу «Дух законов», в которой формируется географический детерминизм. Ж.Ж. Руссо объявляет человека виновником своих собственных бед и пытается разобраться в причинах неравенства. Французские материалисты: Ламетри, Дидро, Гельвеций Гольбах формирует материалистическую картину бытия, учение о человеке: «Наша жизнь – это линия, которую мы должны по ведению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее ни один момент». Объясните суть высказывания Гольбаха. Интересны и их социально- политические взгляды.
Чтобы представить философские идеи мыслителей необходимо:
- Философия
- Раздел 1. История философии…………………………………………7
- Раздел II. Общая философия………………………………………….55
- Введение
- Раздел 1. История философии.
- Тема 1.Философия, ее предмет и место в культуре человечества.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. Составить тезисы статей:
- 4. Продумать и, используя предлагаемые материалы, в письменном виде ответить на вопрос: место философии в современной культуре.
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний по теме:
- Тема 2.Философия Древнего мира.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. В теме предусмотрена письменная работа по вопросам:
- 4. Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Вопросы для проверки знаний в форме контрольной работы
- Тема 3.Античная философия.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- В программе по теме предусмотрена контрольная работа по предлагаемым вопросам:
- Тема 4.Средневековая философия
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- 4. В теме предусмотрена контрольная работа по вопросам
- Тест для проверки знаний.
- Тема 5.Философия эпохи Возрождения
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для письменной работы, запланированной в курсе
- Тест для проверки знаний по теме
- Тема 6. Философия Нового времени (хvii – хviii вв.)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самопроверки.
- В теме запланирована письменная работа по вопросам:
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний по теме
- Тема 7.Классический этап философии Нового времени
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- В курсе изучения темы запланирована письменная работа:
- Вопросы для обсуждения по теме
- Тест для проверки знаний
- Тема 8.Современная западная философия
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для проверки знаний.
- Тест для закрепления знаний
- Тема 9.Русская философия
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Итоговый зачет по теме: История философии
- Раздел 2. Общая философия
- Тема 10.Учение о бытии (онтология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний
- Тема 11.Учение о развитии
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для закрепления знаний
- Тема 12.Природа человека и смысл его существования
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тест для закрепления знаний
- Тема 13.Учение об обществе (социальная философия)
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Тест для закрепления знаний
- Тема 14.Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тема 15.Проблема сознания
- 1. Изучить учебники:
- 2. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Тест для проверки остаточных знаний
- Тема 16.Познание (гносеология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- В курсе планируется письменная работа с использованием источников
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 17.Научное познание
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Тест для закрепления знаний
- Тема 18.Философские проблемы науки и техники
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тема 19. Будущее человечества (философский аспект)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- В теме предполагается письменная работа:
- В конце курса студент должен выполнить реферативную работу по заранее выбранной теме.
- Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины.
- Философия
- Раздел 1. История философии…………………………………………7
- Раздел II. Общая философия………………………………………….55
- Введение
- Раздел 1. История философии.
- Тема 1.Философия, ее предмет и место в культуре человечества.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. Составить тезисы статей:
- 4. Продумать и, используя предлагаемые материалы, в письменном виде ответить на вопрос: место философии в современной культуре.
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний по теме:
- Тема 2.Философия Древнего мира.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. В теме предусмотрена письменная работа по вопросам:
- 4. Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Вопросы для проверки знаний в форме контрольной работы
- Тема 3.Античная философия.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- В программе по теме предусмотрена контрольная работа по предлагаемым вопросам:
- Тема 4.Средневековая философия
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- 4. В теме предусмотрена контрольная работа по вопросам
- Тест для проверки знаний.
- Тема 5.Философия эпохи Возрождения
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для письменной работы, запланированной в курсе
- Тест для проверки знаний по теме
- Тема 6. Философия Нового времени (хvii – хviii вв.)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самопроверки.
- В теме запланирована письменная работа по вопросам:
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний по теме
- Тема 7.Классический этап философии Нового времени
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- В курсе изучения темы запланирована письменная работа:
- Вопросы для обсуждения по теме
- Тест для проверки знаний
- Тема 8.Современная западная философия
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для проверки знаний.
- Тест для закрепления знаний
- Тема 9.Русская философия
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Итоговый зачет по теме: История философии
- Раздел 2. Общая философия
- Тема 10.Учение о бытии (онтология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний
- Тема 11.Учение о развитии
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для закрепления знаний
- Тема 12.Природа человека и смысл его существования
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тест для закрепления знаний
- Тема 13.Учение об обществе (социальная философия)
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Тест для закрепления знаний
- Тема 14.Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тема 15.Проблема сознания
- 1. Изучить учебники:
- 2. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Тест для проверки остаточных знаний
- Тема 16.Познание (гносеология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- В курсе планируется письменная работа с использованием источников
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 17.Научное познание
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Тест для закрепления знаний
- Тема 18.Философские проблемы науки и техники
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тема 19. Будущее человечества (философский аспект)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- В теме предполагается письменная работа:
- В конце курса студент должен выполнить реферативную работу по заранее выбранной теме.
- Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины.