logo
method-machkarina-2005-2010

Тема 12.Природа человека и смысл его существования

Проблема человека в историко-философском контексте является одной из основных. Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно исторической детерминации форм его активности, сферы существования и жизнедеятельности. Человек многомерен, как и его бытие и жизнедеятельность. Выделяют несколько концепций человека, сформированных мировой философской мыслью: объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.) и диалектико – материалистическая.

Человек – результат эволюции всего живого. Необходимо выделить четыре природные сущности человека: природное (анатомофизиологические, генетические явления, нервно-мозговые и электрохимические процессы), психическое (внутренний духовный мир человека, его сознательное и бессознательное, воля, память. Характер, темперамент и др., общественное (социальное), причем, биологическое и социальное неразрывно связаны между собой, космическое в человеке, человек как любое живое существо имееет свою среду обитания, которая своеобразно преломляется в нем и взаимодействует. Понятие природы не ограничивается только сферой Земли, он включает в себя Вселенную, что подтверждали выдающиеся мыслители: В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский. В.И. Вернадский вводит термин «ноосфера», обозначавший сферу живого и разумного на нашей планете, сферу естественной среды обитания человека, оказывающего влияние и на самого человека.

Раскройте на основе предлагаемых источников сущность антропосоциогенеза и его комплексный характер. Изначальной сущность человека является свободный целеполагающий труд и творчество, посредством которых происходит самоутверждение человеческой личности. Обратите внимание на специфику человеческой деятельности, посредством которой формирует его духовность.

Особое внимание обратить на проблему жизни, смерти и бессмертия в философии. Вопрос о том, для чего человек живет, интересовал человечество в различные периоды истории. Смысл жизни не дан человеку извне, он сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Содержание целей меняется под влиянием обстоятельств, условий существования и жизнедеятельности. Можно выделить несколько оформленных концепций смысла жизни: гедонизм, эвдемонизм, аскетизм, долженствование, утилитаризм, прагматизм. Смысл жизни – это индивидуальный выбор. Изучив предложенные учебники и источники, вы ответите на ряд важных вопросов: человеческая судьба, концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время.

Изучая человека с учетом принципа самоценности и самоцельности человеческой личности, нельзя не учитывать и того фактора, что единичная личность не в состоянии реализовать всю полноту жизненного бытия, в том числе и стать собственно человеком разумным, поэтому, следует обратить внимание на человека в системе социальных связей с учетом основных характеристик человеческого существования.

Особый интерес вызывает проблема творчества, которая обсуждалась философами на протяжении веков (Платон, Кант, Фрейд и др.). Понятие свободы и его эволюция. Взгляд на свободу с позиции технократических и бихевиористских концепций. Свобода “внешняя” и “внутренняя”, свобода “от” и свобода “для”. Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора.

Определите содержание понятий «человек», «индивид», «личность». Раскройте вопрос: великая, выдающаяся личность, роль личности в истории. Определите роль социальной и культурной среды в формировании личности. Индивидуализм и конформизм. Личность в эпохи социальных катастроф. Для ответа на вопросы необходимо: