Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины.
Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Исторические типы мировоззрения. Философское мировоззрение.
Философия, ее предмет исследования, круг проблем. Специфика философского познания. Философия в системе культуры. Функции философии.
Философские системы в истории философской мысли. Исторические типы философии /общая характеристика/.
Возникновение философии в древних цивилизациях. Философия Древней Индии, ее особенности и основные школы.
Философия Древнего Китая, особенности и основные философские школы.
Основные черты и школы античной философии.
Философия средневековья: проблемы соотношения веры и разума, сущности и существования. Реалисты и номиналисты.
Философская мысль эпохи Возрождения.
Философия Нового времени в Европе. Проблема прав и свобод человека.
Картина мира и места в нем человека в философии эпохи Просвещения.
Проблема метода в философии Нового времени (эмпиризм и рационализм).
Французское просвещение (Вольтер, Монтескье, Руссо)
Философия французских материалистов (Гольбах, Ламетри, Гельвеций и др.).
Немецкая классическая философия. Влияние идей немецких мыслителей на русскую философскую мысль.
Гегелевская философская система: достоинства и недостатки.
Марксистская философия: генезис, особенности и противоречия.
Русская философия. Традиции, особенности и основные этапы русской философии.
Древнерусская философская мысль. Влияние античных, византийских традиций на формирование отечественной философии.
Философия западников и славянофилов. Евразийство.
Революционно-демократическая мысль в России.
Русская религиозная философия XIX – XX веков /В. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков, С. Франк, Н. Бердяев/.
Философские проблемы в творчестве Ф. Достоевского и Л. Толстого.
Проблема добра и зла в философии В. Соловьева.
Философия русского космизма.
Проблемы человека в философии Н. Бердяева.
Характерные черты социально-экономической, политической и духовной ситуации в ХХ веке, их отражение в философской мысли.
Иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше: общее и особенное.
Человек в мире и мир человека. Экзистенциальная философия и ее разновидности.
Современная философия: основные черты, направления, проблемы.
Позитивизм и его связь с наукой, разные формы позитивизма. Позитивизм в России.
Постпозитивизм, логический позитивизм и его основные представители.
Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия.
Формирование философского понятия материя. Уровни организации материи. Синергетический подход в науке.
Движение как способ существования материи. Формы движения. Движение и развитие. Движение и покой.
Пространство и время как всеобщие свойства материи. Атрибутивная и субстанциональная концепции пространства и времени. Современные научные подходы в познании свойств пространства и времени.
Диалектика, ее сущность и альтернативные концепции связей, изменений и развития. Исторические типы диалектики. Современное понимание диалектики.
Категории и законы диалектики.
Философия сознания: проблемы генезиса и сущности сознания.
Отражение как всеобщие свойство материи. Отражение в живой и неживой природе. Отражение и информация.
Сознание и высшие формы психической деятельности /мышление, память, воля эмоции/. Сознание и мозг.
Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь. Формы общественного сознания.
Познание мира как философская проблема. Структура познания. Виды познания. Возможности познания мира и агностицизм.
Диалектика чувственного и рационального познания.
Проблема истины в истории философии. Объективность истины, диалектика абсолютной и относительной истины. Практика как критерий истины.
Специфика познания социальных явлений.
Наука в системе культуры. Научное познание: структура и динамика. Методы научного познания.
Наука и творчество. Сущность творчества. Взаимоотношение интуитивного и дискурсивного в научном творчестве.
Философская концепция человека. Различные подходы к проблеме происхождения человека. Проблема антропосоциогенеза.
Проблема жизни человека, его смерти и бессмертия. Самоценность человеческой жизни.
Диалектика сознательного и бессознательного в человеке.
Общество как саморазвивающаяся, многофункциональная система. Общество и природа.
Понятие общественного производства. Структура общественного производства. Виды производства.
Общество как социальный способ бытия человека. Общественные связи и общественные отношения. Классы, страты, социальные группы Социальные институты. Роль национального в развитии общества.
Проблема управления социальными процессами: социальные институты, государство, партии, гражданское общество.
Личность и общество. Проблема личности как философская проблема. Исторические типы отношений личности и общества.
Свобода личности как критерий общественного прогресса. Ценностные ориентации личности. Исторические типы ценностных ориентаций общества и личности.
Смысл и направленность исторического процесса. Единство и многообразие мировой истории. Различные концепции периодизации мировой истории.
Сущность цивилизационного подхода в трактовке исторического процесса. Субъекты истории: великие личности, нации, массы.
Культура как предмет философского осмысления. Философское понятие культуры. Типология культур.
Ценности, их природы и принципы классификации. Ценность и целеполагание., Ценность и истина.
Культура и цивилизация. Цивилизация как социокультурное явление. Особенности современной цивилизации.
Научно-технический прогресс, его сущность, содержание, основные направления и влияние на развитие общества.
Духовная жизнь общества. Духовное производство, потребности, ценности. Духовная культура личности.
Культура как способ самоопределения и развития личности. Самосознание и самооценка личности.
Национальное и общечеловеческое в культуре: диалог культур /Запад- Восток/.
Глобальные проблемы современности и перспективы человечества. Иерархия глобальных проблем, их философское осмысление.
Социальное прогнозирование – необходимое условие развития современных многомерных, сложных социальных систем. Гуманизм социального прогнозирования.
1 Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М., 1986. - С. 384.
2 Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М., 1986. - С. 384.
- Философия
- Раздел 1. История философии…………………………………………7
- Раздел II. Общая философия………………………………………….55
- Введение
- Раздел 1. История философии.
- Тема 1.Философия, ее предмет и место в культуре человечества.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. Составить тезисы статей:
- 4. Продумать и, используя предлагаемые материалы, в письменном виде ответить на вопрос: место философии в современной культуре.
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний по теме:
- Тема 2.Философия Древнего мира.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. В теме предусмотрена письменная работа по вопросам:
- 4. Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Вопросы для проверки знаний в форме контрольной работы
- Тема 3.Античная философия.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- В программе по теме предусмотрена контрольная работа по предлагаемым вопросам:
- Тема 4.Средневековая философия
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- 4. В теме предусмотрена контрольная работа по вопросам
- Тест для проверки знаний.
- Тема 5.Философия эпохи Возрождения
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для письменной работы, запланированной в курсе
- Тест для проверки знаний по теме
- Тема 6. Философия Нового времени (хvii – хviii вв.)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самопроверки.
- В теме запланирована письменная работа по вопросам:
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний по теме
- Тема 7.Классический этап философии Нового времени
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- В курсе изучения темы запланирована письменная работа:
- Вопросы для обсуждения по теме
- Тест для проверки знаний
- Тема 8.Современная западная философия
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для проверки знаний.
- Тест для закрепления знаний
- Тема 9.Русская философия
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Итоговый зачет по теме: История философии
- Раздел 2. Общая философия
- Тема 10.Учение о бытии (онтология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний
- Тема 11.Учение о развитии
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для закрепления знаний
- Тема 12.Природа человека и смысл его существования
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тест для закрепления знаний
- Тема 13.Учение об обществе (социальная философия)
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Тест для закрепления знаний
- Тема 14.Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тема 15.Проблема сознания
- 1. Изучить учебники:
- 2. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Тест для проверки остаточных знаний
- Тема 16.Познание (гносеология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- В курсе планируется письменная работа с использованием источников
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 17.Научное познание
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Тест для закрепления знаний
- Тема 18.Философские проблемы науки и техники
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тема 19. Будущее человечества (философский аспект)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- В теме предполагается письменная работа:
- В конце курса студент должен выполнить реферативную работу по заранее выбранной теме.
- Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины.
- Философия
- Раздел 1. История философии…………………………………………7
- Раздел II. Общая философия………………………………………….55
- Введение
- Раздел 1. История философии.
- Тема 1.Философия, ее предмет и место в культуре человечества.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. Составить тезисы статей:
- 4. Продумать и, используя предлагаемые материалы, в письменном виде ответить на вопрос: место философии в современной культуре.
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний по теме:
- Тема 2.Философия Древнего мира.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. В теме предусмотрена письменная работа по вопросам:
- 4. Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Вопросы для проверки знаний в форме контрольной работы
- Тема 3.Античная философия.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- В программе по теме предусмотрена контрольная работа по предлагаемым вопросам:
- Тема 4.Средневековая философия
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- 4. В теме предусмотрена контрольная работа по вопросам
- Тест для проверки знаний.
- Тема 5.Философия эпохи Возрождения
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для письменной работы, запланированной в курсе
- Тест для проверки знаний по теме
- Тема 6. Философия Нового времени (хvii – хviii вв.)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самопроверки.
- В теме запланирована письменная работа по вопросам:
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний по теме
- Тема 7.Классический этап философии Нового времени
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- В курсе изучения темы запланирована письменная работа:
- Вопросы для обсуждения по теме
- Тест для проверки знаний
- Тема 8.Современная западная философия
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для проверки знаний.
- Тест для закрепления знаний
- Тема 9.Русская философия
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Итоговый зачет по теме: История философии
- Раздел 2. Общая философия
- Тема 10.Учение о бытии (онтология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний
- Тема 11.Учение о развитии
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для закрепления знаний
- Тема 12.Природа человека и смысл его существования
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тест для закрепления знаний
- Тема 13.Учение об обществе (социальная философия)
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Тест для закрепления знаний
- Тема 14.Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тема 15.Проблема сознания
- 1. Изучить учебники:
- 2. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Тест для проверки остаточных знаний
- Тема 16.Познание (гносеология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- В курсе планируется письменная работа с использованием источников
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 17.Научное познание
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Тест для закрепления знаний
- Тема 18.Философские проблемы науки и техники
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тема 19. Будущее человечества (философский аспект)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- В теме предполагается письменная работа:
- В конце курса студент должен выполнить реферативную работу по заранее выбранной теме.
- Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины.