Тема 17.Научное познание
Наука – сложное многоаспектное явление, основным назначением которой является получение объективных знаний о мире. Первый аспект: наука как социальный институт – совокупность устойчивых взаимосвязей, организованно оформленных, опирающихся на определенную вещественную базу. Второй аспект: наука – определенная социальная общность, мир статусов и престижей. Третий аспект: наука – социально-культурный феномен, порождение определенного типа общества, продукт человеческой деятельности. Обратите внимание на когнитивную составляющую науки, модель рациональности, сформированную в ходе исторического развития человечества. Выделите идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Обратите внимание на важнейшие качества: доказательность и системность, отличающие науку от обыденного познания. Системность как фундаментальный принцип научного познания. «Структура научных революций» Томаса Куна раскрывает эталон научного исследования – парадигму. Философ воспринимает науку как процесс смены парадигм. Исследовательская программа И. Лакатоса отходит от концепции Куна. Он разрабатывает методологию научно-исследовательских программ, где наука это не смена парадигм, а серия сменяющихся теорий, связанных между собой едиными основополагающимися принципами. Лакатос представляет структуру программы научного поиска, что позволяет выработать новые теории с учетом эмпирического и формально-логического. Ученый свободен в своем выборе и опирается в научном поиске на доводы разума, методологическую и логическую упорядоченность, на систему ценностей, идеалы, нормы и стандарты, заложенные в дисциплине.
Этапы и уровни научного познания определите посредством учебника. Прочитав учебник, узнаете приемы и методы научного познания. Методы – это сложные познавательные процедуры, система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться а процессе познания. Выберете классификацию методов научного познания (универсальные, общенаучные, специальные).
Покажите роль эвристических методов исследования. Формы научного познания. Приемы научного познания: эмпирические и теоретические. Раскройте содержание понятий: научный факт, проблема, гипотеза, теория, научное предвидение. Выпишите методы эмпирического и теоретического познания, составьте таблицу. Обратите внимание на то, что группа эмпирических методов направлена на непосредственное изучение явления при активном вмешательстве субъекта познания в объект, когда связи и лишь высвечиваются, но не изучаются. Знания, приобретаемые эмпирическим путем, носят вероятностный характер. В то время как теоретические методы направлены на изучение абстракций, на изучение связей и отношений, знания, приобретаемые путем теоретических методов, носят достоверный характер.
Специфика социального познания. Модели исторического объяснения (К.Гемпель, Г.Нагель, У.Дрейк). Социальное прогнозирование; его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки).
Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Для ответа на вопросы необходимо:
- Философия
- Раздел 1. История философии…………………………………………7
- Раздел II. Общая философия………………………………………….55
- Введение
- Раздел 1. История философии.
- Тема 1.Философия, ее предмет и место в культуре человечества.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. Составить тезисы статей:
- 4. Продумать и, используя предлагаемые материалы, в письменном виде ответить на вопрос: место философии в современной культуре.
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний по теме:
- Тема 2.Философия Древнего мира.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. В теме предусмотрена письменная работа по вопросам:
- 4. Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Вопросы для проверки знаний в форме контрольной работы
- Тема 3.Античная философия.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- В программе по теме предусмотрена контрольная работа по предлагаемым вопросам:
- Тема 4.Средневековая философия
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- 4. В теме предусмотрена контрольная работа по вопросам
- Тест для проверки знаний.
- Тема 5.Философия эпохи Возрождения
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для письменной работы, запланированной в курсе
- Тест для проверки знаний по теме
- Тема 6. Философия Нового времени (хvii – хviii вв.)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самопроверки.
- В теме запланирована письменная работа по вопросам:
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний по теме
- Тема 7.Классический этап философии Нового времени
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- В курсе изучения темы запланирована письменная работа:
- Вопросы для обсуждения по теме
- Тест для проверки знаний
- Тема 8.Современная западная философия
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для проверки знаний.
- Тест для закрепления знаний
- Тема 9.Русская философия
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Итоговый зачет по теме: История философии
- Раздел 2. Общая философия
- Тема 10.Учение о бытии (онтология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний
- Тема 11.Учение о развитии
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для закрепления знаний
- Тема 12.Природа человека и смысл его существования
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тест для закрепления знаний
- Тема 13.Учение об обществе (социальная философия)
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Тест для закрепления знаний
- Тема 14.Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тема 15.Проблема сознания
- 1. Изучить учебники:
- 2. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Тест для проверки остаточных знаний
- Тема 16.Познание (гносеология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- В курсе планируется письменная работа с использованием источников
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 17.Научное познание
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Тест для закрепления знаний
- Тема 18.Философские проблемы науки и техники
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тема 19. Будущее человечества (философский аспект)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- В теме предполагается письменная работа:
- В конце курса студент должен выполнить реферативную работу по заранее выбранной теме.
- Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины.
- Философия
- Раздел 1. История философии…………………………………………7
- Раздел II. Общая философия………………………………………….55
- Введение
- Раздел 1. История философии.
- Тема 1.Философия, ее предмет и место в культуре человечества.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. Составить тезисы статей:
- 4. Продумать и, используя предлагаемые материалы, в письменном виде ответить на вопрос: место философии в современной культуре.
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний по теме:
- Тема 2.Философия Древнего мира.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. В теме предусмотрена письменная работа по вопросам:
- 4. Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Вопросы для проверки знаний в форме контрольной работы
- Тема 3.Античная философия.
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- 3. Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- В программе по теме предусмотрена контрольная работа по предлагаемым вопросам:
- Тема 4.Средневековая философия
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- 4. В теме предусмотрена контрольная работа по вопросам
- Тест для проверки знаний.
- Тема 5.Философия эпохи Возрождения
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для письменной работы, запланированной в курсе
- Тест для проверки знаний по теме
- Тема 6. Философия Нового времени (хvii – хviii вв.)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками:
- Дополнительная литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самопроверки.
- В теме запланирована письменная работа по вопросам:
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний по теме
- Тема 7.Классический этап философии Нового времени
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- В курсе изучения темы запланирована письменная работа:
- Вопросы для обсуждения по теме
- Тест для проверки знаний
- Тема 8.Современная западная философия
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для проверки знаний.
- Тест для закрепления знаний
- Тема 9.Русская философия
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Итоговый зачет по теме: История философии
- Раздел 2. Общая философия
- Тема 10.Учение о бытии (онтология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для проверки знаний
- Тема 11.Учение о развитии
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки
- Тест для закрепления знаний
- Тема 12.Природа человека и смысл его существования
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тест для закрепления знаний
- Тема 13.Учение об обществе (социальная философия)
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля:
- Тест для закрепления знаний
- Тема 14.Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тема 15.Проблема сознания
- 1. Изучить учебники:
- 2. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Тест для проверки остаточных знаний
- Тема 16.Познание (гносеология)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- В курсе планируется письменная работа с использованием источников
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 17.Научное познание
- 1. Изучить учебники
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Тест для закрепления знаний
- Тема 18.Философские проблемы науки и техники
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- 3. Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- Тема 19. Будущее человечества (философский аспект)
- 1. Изучить учебники:
- 2. Ознакомиться с источниками
- Дополнительная литература
- Темы докладов и рефератов
- В теме предполагается письменная работа:
- В конце курса студент должен выполнить реферативную работу по заранее выбранной теме.
- Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины.