logo search
ответы к философиии

26)Философская сущность труда

Действительная суть понятия труда действительно часто искажается в философско-

экономических исследованиях отечественных ученых. На пример Батищев Г.С.

утверждает, что "Труд еще не есть такое "полное развитие самой деятельности", еще не

есть полное развитие культурно-исторического, человеческого производства" [16].

Известный социолог Г. Зиммель в своем философском трактате "философия труда"

демонстрирует абсолютное непонимание философской нагрузки понятия труда. Он

утверждает, что ":при нормальных условиях труд всякого рабочего создает большую

ценность, чем издержки производства" [17]. Во-первых, деятельный процесс рабочего не

может являться трудовым процессом; во-вторых, рабочий человек не способен создавать

действительную ценность. Зиммель не ограничивается своим не пониманием сущности

труда, более того, он совершает новые открытия: у него машины (оборудования) и

животные тоже физически трудятся. Сразу отметим, что труд и работа человека

различаются между собой по качеству самого процесса опредмечивания (любой

деятельности вообще) и всего лишь, а суть этой различии выражается в степени

человеческой свободы как таковой.

Труд как деятельность является только целесообразной человеческой деятельностью, при

которой исключается присвоение чужого конечного продукта - это во-первых, а, во-

вторых, труд, как социальное качество, присущее только человеку (обществу),

представляет собой процесс внутреннего переживания человека, возвышающий его

человеческие качества - человечность.

На сегодняшний день более или менее полным и точным определением "труда" можно

считать определение, предложенное профессором

Пачкория Д.С.: "Труд - это внешняя и целесообразная форма свободного проявления

внутренних сущностных сил (рабочая сила) человека, благодаря которому создается

производимое (искусственное) богатство. Труд - сущностное призвание человека, его

субстанциональное могущество и наслаждение жизнью. Развлечения, игры, тренировки и

тому подобное, разумеется, виды человеческого действия, однако, они не являются

трудом, так как труд - субстанция человека, очевидно, он является предикатом человека и

не характерен для других феноменов. Рабочий скот или станок могут не трудиться, а

работать. Работа представляет собой животный, античеловеческий, принудительный (все

равно внеэкономическое это принуждение или экономическое) вид труда. Поэтому раб,

крепостной крестьянин, рабочий лишены труда как радости, как наслаждения жизнью, и

они, в сущности, не трудятся, а работают (к сожалению, во многих языках и сегодня не

подыскивается возможность адекватного отражения этих явлений). Более того,

значительная часть творческой интеллигенции все еще в большей степени работает, а не

трудится. Труд является принадлежностью царства свободы, а работа - царства

необходимости. Труду соответствует понятие свободного времени, работе же - понятие

рабочего времени" .