26)Философская сущность труда
Действительная суть понятия труда действительно часто искажается в философско-
экономических исследованиях отечественных ученых. На пример Батищев Г.С.
утверждает, что "Труд еще не есть такое "полное развитие самой деятельности", еще не
есть полное развитие культурно-исторического, человеческого производства" [16].
Известный социолог Г. Зиммель в своем философском трактате "философия труда"
демонстрирует абсолютное непонимание философской нагрузки понятия труда. Он
утверждает, что ":при нормальных условиях труд всякого рабочего создает большую
ценность, чем издержки производства" [17]. Во-первых, деятельный процесс рабочего не
может являться трудовым процессом; во-вторых, рабочий человек не способен создавать
действительную ценность. Зиммель не ограничивается своим не пониманием сущности
труда, более того, он совершает новые открытия: у него машины (оборудования) и
животные тоже физически трудятся. Сразу отметим, что труд и работа человека
различаются между собой по качеству самого процесса опредмечивания (любой
деятельности вообще) и всего лишь, а суть этой различии выражается в степени
человеческой свободы как таковой.
Труд как деятельность является только целесообразной человеческой деятельностью, при
которой исключается присвоение чужого конечного продукта - это во-первых, а, во-
вторых, труд, как социальное качество, присущее только человеку (обществу),
представляет собой процесс внутреннего переживания человека, возвышающий его
человеческие качества - человечность.
На сегодняшний день более или менее полным и точным определением "труда" можно
считать определение, предложенное профессором
Пачкория Д.С.: "Труд - это внешняя и целесообразная форма свободного проявления
внутренних сущностных сил (рабочая сила) человека, благодаря которому создается
производимое (искусственное) богатство. Труд - сущностное призвание человека, его
субстанциональное могущество и наслаждение жизнью. Развлечения, игры, тренировки и
тому подобное, разумеется, виды человеческого действия, однако, они не являются
трудом, так как труд - субстанция человека, очевидно, он является предикатом человека и
не характерен для других феноменов. Рабочий скот или станок могут не трудиться, а
работать. Работа представляет собой животный, античеловеческий, принудительный (все
равно внеэкономическое это принуждение или экономическое) вид труда. Поэтому раб,
крепостной крестьянин, рабочий лишены труда как радости, как наслаждения жизнью, и
они, в сущности, не трудятся, а работают (к сожалению, во многих языках и сегодня не
подыскивается возможность адекватного отражения этих явлений). Более того,
значительная часть творческой интеллигенции все еще в большей степени работает, а не
трудится. Труд является принадлежностью царства свободы, а работа - царства
необходимости. Труду соответствует понятие свободного времени, работе же - понятие
рабочего времени" .
- 48) Фрэнсис бэкон и проблемы метафизического материализма нового времени
- 47) Неопозитивизм, прагматизм, неотомизм,экзистенциализм
- 46)Язык и мышление
- 45) Наука как феномен
- 43)Кант, Гегель, Фейербах
- 42)Бытие, материя и сознание как исходные философские категории
- 41) Экономическое сознание и экономические реформы в россии
- 40) Цивилизация как предмет философского анализа.
- 39)Культура как понятие и явление общественной жизни
- 38)Политическое и правовое сознание. Диалектика взаимодействия. Особенности развития на современном этапе.
- 37) Искусство как форма общественного сознания
- 36) Русская идея, её философское,политическое и этическое содержание
- 35)Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности
- 34)Социальный статус и социально-исторический тип личности. Проблема самоопределения.
- 33)Юм,Фихте,Беркли
- 32)Понятие закона. Общая характеристика законов материалистической диалектики.
- 31)Агностицизм как философский принцип мышления
- 30)Формы общественного сознания. Проблемы, критерии классификации, взаимодействия
- 29)Проблема гуманизма в философии возрождения
- 28) Общественное сознание, его структура. Критерии классификации
- 27)Средневековая схолистика
- 26)Философская сущность труда
- 25)Патристика и её роль в развитии духовной культуры средневековья
- 24)Понятие и структура общественного производства(материально-духовное производство,их сущность, особенность,взаимодействие)
- 23) Философское наследие аристотеля
- 22)Общество как развивающаяся система
- 21)История античного идеализма. Философия Платона
- 20)Талант как социально –культурный феномен
- 19) Демокрит, Гераклит
- 17) Диалектика и метафизика как методы познания
- 16)Материя и формы её существования
- 15) Человек как предмет философского познания.
- 14)Космология и космогония
- 13)Проблема человека в западной философии 20 века
- 12)Философия как форма общественного сознания
- 11) Философские проблемы экологии
- 10)Роль логоса в развитии мировоозрения и духовной культуры человека
- 9)Общественное и индивидуальное созидание
- 8)Наука и естественнонаучная картина мира
- 7)Истина и критерии истины
- 6) Мифологическая и религиозная картины мира
- 5)Дилектика чувственного и рационального познания
- 4)Познание и его сущность
- 3)Картина мира как понятие. Её конкретно –исторические формы и содержание
- 2)Понятие категории .Общая характеристика категории
- 1)Мир как естественное условие приосхождения жизни и предмет познания