logo search
Философия ответы на экзамен

28 Европейская философия 19-20 вв. "Воля к мощи" ф. Ницше.

"Философия воли" немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900) опиралась на несколько иные основания. Он исходил из того, что традиционно сложившиеся в мире ценности потеряли свое содержание, настало время пересмотра всех ценностей. "Бог умер", - провозглашает в центральном произведении "Так говорил Заратустра" Ф. Ницше. А если "Бог умер", то придать ценность самому себе и всему в мире может лишь человек. Но обычный средний человек не способен к этому. Лишь нравственно и интеллектуально независимый сверхчеловек в состоянии это сделать. Сверхчеловек не лицемерит, он как бы сохраняет (вынашивает в себе) первобытные инстинкты варварства, еще не испорченного цивилизацией. Сверхчеловек возвышается над массой людей. Сфера существования сверхчеловека это не низкопробная массовая цивилизация, а культура высокого ранга, подобная той, что была в античной Греции. Без рабства нет культуры, только властвуя над слугами, сверхчеловек создает культуру высшего класса. Мораль сверхчеловека - это высшая мораль, "мораль господина", принципиально отличающаяся от рабской морали (еще Гегель противопоставлял греческую культуру "несчастному сознанию" христианства). Мораль господина - выше принятых представлений о добре и зле, ее единственной силой является "воля к власти". Эта "воля к власти" пронизывает весь мир, и в этой своей силе и всеохватности осознается и принимается сверхчеловеком. Если Шопенгауэр видел решение проблемы в отказе от воли, в полной пассивности, то Ницше, напротив, воспевает героические поступки. По Ницше, в мире проявляется закон "вечного возвращения". События, которые мы вновь и вновь переживаем, - одни и те же, на арену жизни выходят одинаковые герои и одинаково трусливые люди. Это "вечное возвращение", по Ницше, и оправдывает необходимость существования сверхчеловека, его нравственно одинокое подвижничество среди массы трусливых людей. Ницше как бы предугадывает те всеохватывающие тенденции, которые начинают проявляться в конце XIX – начале ХХ столетия и которые привели к грандиозным потрясениям и к сильнейшим внутренним переосмыслениям нравственных начал бытия человека.