Дедукция, рассуждение
Как уже говорилось, логика — это прежде всего дедукция (выведение, по-русски).
Дедукция сама по себе есть нечто формальное и пустое; она имеет смысл лишь в общем контексте мышления и человеческой деятельности вообще.
Логическое мышление, деятельность рассудка, рассуждение — это, образно говоря, раскладывание по полочкам и пользование полочками. Хорошей иллюстрацией такого раскладывания и пользования является открытие и утверждение периодического закона.
Вот что писал об этом Д. И. Менделеев: “Утверждение закона возможно только при помощи вывода из него следствий, без него невозможных и не ожидаемых, и оправдания тех следствий в опытной проверке. Поэтому-то, увидев периодический закон, я со своей стороны (1869-1871) вывел из него такие логические следствия, которые могли показать — верен или нет... Без такого способа испытания не может утвердиться ни один закон природы. Ни Шанкартуа, которому французы приписывают право на открытие периодического закона, ни Ньюлэндс, которого выставляют англичане, ни Л. Майер, которого цитировали как основателя периодического закона, не рисковали предугадывать свойства неоткрытых элементов, изменять “принятые веса атомов” и вообще считать периодический закон новым, строго поставленным законом природы, могущим охватывать еще доселе необобщенные факты, как это сделано мною с самого начала.”
О том же писал Б. Рассел: «Роль, которую играет в науке дедукция, гораздо значительнее, чем предполагал Бэкон. Часто, когда нужно проверить гипотезу, происходит длительный дедуктивный процесс от гипотезы к некоторым последствиям, которые могут быть проверены наблюдениями. Обычно дедукция является математической, и в этом отношении Бэкон недооценивал важность математики в научных исследованиях.»
Сфера применения дедукции:
1) все формы деятельности, в которых используются правила, нормы, каноны и т. п. Яркий пример: нормотворческая (законодательная) и нормоприменительная деятельность в юридической практике;
2) все формы деятельности, в которых используется математика и производятся математические расчеты;
3) все формы деятельности, в которых производятся измерения.
Уже из этого неполного перечня форм деятельности можно сделать вывод, что дедукция используется практически во всех формах деятельности. Иными словами, никакая человеческая деятельность невозможна без дедуктивного мышления.
Одной из самых характерных сфер жизни, в которой дедуктивная логика действует по максимуму, является юриспруденция. Когда закон принят, то его соблюдение основывается прежде всего на дедукции. (Например: “За такое-то воровство по закону полагается такое-то наказание. Иванов совершил это воровское деяние. Следовательно, ему полагается такое-то наказание”.) Не случайно поэтому будущие юристы во всем мире изучают логику в обязательном порядке. Не случайна также популярность выражения: Fiat justitia et pereat mundus (“Да свершится правосудие и да погибнет мир” или “Пусть свершится правосудие, хотя бы погиб мир”). Этот девиз принадлежит германскому императору Фердинанду I (1556-1564). Его истолковывают двояко: в положительном и критическо-ироническом смыслах. В первом случае мы имеем дело с абсолютизацией дедуктивной логики (шире: порядка вообще). Во втором — с нормальной реакцией здравомыслящих людей, понимающих ограниченность дедуктивной логики применительно к человеческой жизни. Различие между буквой и духом закона основано как раз на различии этих двух подходов к дедукции.
Итак, логическое мышление протекает в форме рассуждения, деятельности Рассудка. Положительная форма рассуждения — доказательство, обоснование тезиса. Отрицательная форма — критика, опровержение.
Рассуждение — это цепь умозаключений. Умозаключение — элементарная клеточка рассуждения.
Умозаключение, в свою очередь, состоит из суждений, а суждения — из понятий. Суждения и понятия могут полноценно “работать” как формы мысли лишь в составе умозаключения. Суждение вне умозаключения — всего лишь мнение. Понятие вне суждения — всего лишь представление.
Таким образом, в основе рассуждения лежат три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Рассуждение протекает по определенным правилам, именуемым законами логики. Традиционно называются четыре основных закона:
Закон тождества — всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе (а есть а или а=а).
Согласно этому закону каждая мысль в процессе данного рассуждения сохраняет одно и то же содержание, сколько бы она ни повторялась. Иными словами, закон требует определенности, то есть ясности и точности мысли. Он направлен против туманности, расплывчатости в мыслях, в рассуждениях, в аргументации.
В жизни мы нередко сталкиваемся с людьми, которые выражаются туманно, двусмысленно, перескакивают с одной мысли на другую. Именно о них говорят: «С ворон начал, а на сорок перевел» или «Начал за здравие, а кончил за упокой».
Закон тождества служит также основой взаимопонимания людей. Поговорка «Я ему про Фому, а он мне про Ерему» иллюстрирует как раз нарушение этого закона в человеческом общении.
Закон запрета противоречия — два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно и в одном и том же отношении приемлемыми, правильными; по крайней мере одно из них неприемлемо, неправильно, ошибочно (— неправильно, что а и не-а или (рр).
«Кто объявляет все истинным, тем самым делает истинным и утверждение, противоположное его cобственному» — говорил Аристотель.
Закон запрещает отвечать на один и тот же вопрос, в одно и то же время и в одном и том же смысле “да” и “нет”. Он учит последовательности в рассуждении, помогает распознавать логические ошибки, уловки и софизмы. Вот литературный пример: в поэме Гоголя «Мертвые души» при покупке мертвых душ Чичиков говорит Собакевичу:
« — Вы, кажется, человек умный, владеете сведениями образованности. Ведь предмет просто фу-фу. Что ж он стоит? Кому нужен?
— Да вот вы же покупаете, стало быть нужен.
Здесь Чичиков закусил губу и не нашелся, что отвечать.»
Закон исключенного третьего — два противоречащих суждения не могут быть вместе правильными, приемлемыми или неприемлемыми, неправильными: одно из них необходимо правильно; другое необходимо ошибочно (а есть либо b, либо не-b или рр).
Этот закон является основой важного метода доказательства, так называемого доказательства “от противного”.
Закон достаточного основания — всякая мысль признается правильной, если она имеет достаточное основание. Если есть а, то есть и его основание b.
Этот закон утверждает, что всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, правильность которых доказана практикой. Когда мы утверждаем что-то, то мы не должны делать это голословно, а обязаны обосновать наше утверждение, доказать его правильность. Закон требует обоснованности, доказательности, то есть связи любой мысли с действительными фактами, примерами из реальной жизни, а также с научно обоснованными законами, теоретическими положениями. Он предостерегает против необоснованных, декларативных суждений, “волевых” решений, слепого преклонения перед авторитетами.
Пределы дедуктивной логики
Дедукция — наиболее точный способ мышления и в то же время (по принципу “крайности сходятся”) наиболее уязвимый, шаткий. Отправным пунктом дедукции является общее утверждение, которое либо является формулировкой твердо установленного закона природы, либо принимается на веру, либо условно допускается. В двух случаях из трех оно может быть ошибочным!
- Москва 2005
- Isbn Балашов л. Е., 2005 г.
- Глава 8. Материя 141
- Глава 9. Движение 179
- Глава 10. Противоречие 205
- Глава 11. Становление 236
- Глава 12. Учение о человеке (философская антропология) 280
- Глава 13. Жизнь, смерть, бессмертие 291
- Глава 14. Гуманизм, либерализм и свобода 347
- Глава 15. Учение об обществе (социальная философия) 371
- Глава 16. Деятельность, субъект, объект 460
- Глава 17. Мышление 491
- Глава 18. Творчество 554
- Для чего нужно изучать философию?
- Раздел Первый. Введение глава 1. Что такое философия?
- 1.1. Любовь к мудрости
- 1.2. Предмет и «части» философии
- 1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений
- 1.4. Практическая философия
- Раздел второй. Краткий очерк истории философии глава 2. Философия древнего мира и средневековья
- 2.1. Зачем нужно знать историю философии?
- 2.2. Протофилософия
- 2.3. Ранние греческие философы
- 2.4. Сократ
- 2.5. Платон
- 2.6. Аристотель
- 2.7. Киники
- 2.8. Древняя философия после Аристотеля
- 2.9. Философия средневековья
- Глава 3. Философия XV-XVIII веков
- 3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века)
- 3.2. Ф. Бэкон
- 3.3. Р. Декарт
- 3.4. Б. Спиноза
- 3.5. Т. Гоббс
- 3.6. Д. Локк
- 3.7. Г. Лейбниц
- 3.8. Дж. Беркли и д. Юм
- 3.9. Вольтер и Руссо
- 3.10. Французские философы-материалисты XVIII в.
- 3.11. И. Кант
- Глава 4. Философия в XIX веке
- 4.1. Гегель
- 4.2. Послегегелевская философия
- 4.3. О. Конт
- 4.4. Л. Фейербах
- 4.5. Марксистская философия
- 4.6. А. Шопенгауэр
- 4.7. С. Кьеркегор
- 4.8. Ф. Ницше
- Глава 5. Русская философия XIX – XX веков
- 5.1. Общая характеристика русской философии
- 5.2. Западники и славянофилы
- 5.3. П. Я. Чаадаев
- 5.4. В. Г. Белинский и а. И. Герцен
- 5.5. В. С. Соловьев
- 5.6. Н. А. Бердяев
- 5.7. Русский космизм
- 5.8. В. И. Ленин
- Глава 6. Философия хх века
- 6.1. З. Фрейд
- 6.2. Феноменология
- 6.3. Экзистенциализм
- 6.4. Прагматизм
- 6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия
- 6.6. К. Поппер
- 6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды.
- 6.8. Постмодернизм
- 6.9. Современная философская мысль
- Раздел третий. Философская картина мира глава 7. Философское понимание мира
- 7.1. Картины мира
- 7.2. Бытие, существование
- 7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное)
- 7.4. Источники построения категориальной картины мира
- 7.5. Категориальная структура мира
- 7.6. О категориальном детерминизме
- 7.7. Категориальная картина мира
- 7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями
- 7.9. Материя и движение
- Глава 8. Материя
- 8.1. Структура материи
- 8.2. Качество
- 8.3. Количество
- 8.4. Мера
- 8.5. Виды материи
- Тело, мезоматерия, группа
- 8.6. Тело
- 8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент
- 8.8. Виды тела
- 8.9. Группа (групповая материя)
- 8.10. Мезоматерия
- 8.11. Органические виды материи: организм, сообщество
- Виды организма и сообщества
- Глава 9. Движение
- 9.1. Общая характеристика движения
- 9.2. Пространство
- 9.3. Время
- 9.4. Виды движения Движение в пространстве
- Движение во времени
- 9.5. Развитие
- Глава 10. Противоречие
- 10.1. Общая характеристика противоречия
- 10.2. Структура противоречия
- Простые (внутренние и внешние) противоречия
- 10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение)
- 10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей)
- 10.5. Сложные (органические) противоречия
- 10.6. Гармонические и антагонистические противоречия
- 10.7. Золотая середина
- 10.8. Противоречия в мышлении
- Глава 11. Становление
- 11.1. Общая характеристика становления
- 11.2. Становление и развитие
- 11.3. Возможность
- 11.4. Действительность
- 11.5. Закон и явление
- 11.6. Причина — действие — следствие
- 11.7. Вещь — свойство — отношение
- 11.8. Сущность
- 11.9. Форма и содержание
- 11.10. Старое и новое
- 11.11. Эволюция и революция
- Раздел четвертый. Философия человека глава 12. Учение о человеке (философская антропология)
- 12.1. Что такое человек?
- 12.2. Человек-общество-природа
- 12.3. Сущность человека
- 12.4. Происхождение человека
- 12.5. Организация человека
- 12.6. Типология человека
- Глава 13. Жизнь, смерть, бессмертие
- 13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни
- Смысл жизни
- Цель жизни
- 13.2. Смерть и бессмертие
- 13.3. Живая связь смертности и бессмертия
- 13.4. Как мы “делаем” бессмертие? Продолжение человеческого рода, любовь
- Творческое бессмертие
- 13.5. Потенциальное бессмертие
- 13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем)
- 13.7. Активное долголетие
- Почему люди стремятся жить как можно дольше и почему надо жить как можно дольше?
- Как поправить-укрепить свое здоровье?
- Что надо делать для того, чтобы жить долго и счастливо?
- 13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни
- 13.9. Человеческое счастье Взаимосвязь смысла жизни и счастья
- Что такое счастье?
- Счастье: и результат везения, и результат борьбы-труда
- Счастье — единство удовлетворенности и неудовлетворенности
- Основа счастья — в единстве личного и общего
- Можно ли сделать людей счастливыми, а тем более заставить их быть счастливыми?
- 13.10. Любовь
- 13.11. Человеческий смысл творчества
- Какую профессию выбрать?
- Глава 14. Гуманизм, либерализм и свобода
- 14.1. Гуманизм — философия человечности
- 14.2. Либерализм
- 14.3. Cвобода
- Противоположные взгляды на свободу
- О так называемом парадоксе свободы
- Свобода как возможность выбора
- Способность выбора
- Формула свободы
- Зависимость и независимость
- Глава 15. Учение об обществе (социальная философия)
- 15.1. Общество — взаимодействие людей
- 15.2. Структура общества
- 15.3. Государство
- Смена форм государственной власти
- Многопартийность и демократия
- 15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация)
- 15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм
- 15.6. Отношения между людьми. Справедливость
- Cправедливость
- 15.7. Коллективизм и/или индивидуализм
- 15.8. Критика идей социализма и коммунизма
- Механистический тоталитаризм
- 15.9. Мораль, право, политика
- 15.10. Золотое правило поведения
- Золотое правило — главный принцип человеческого общежития
- 15.11. Добро и зло Отличие моральных понятий добра и зла от общих понятий блага и зла
- Что такое добро?
- Добро и зло в плане соотношения действительности и возможности
- Человек по своей природе добр. Добро и зло относятся друг к другу как норма и патология
- Как бороться со злом и надо ли с ним бороться?
- 15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении
- 15.13. О культуре поведения
- 15.14. Культура
- Феномен антикультуры
- 15.15. Наука
- 15.16. Искусство
- 15.17. Религия
- Об атеизме и свободомыслии
- Мистика
- 15.18. Цивилизация
- 15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. Наше время и ложный объективизм
- Глобальные проблемы. Глобализм и антиглобализм
- Экогуманизм
- Человечество на рубеже веков
- Человечество на рубеже тысячелетий
- В чем состоит исторический прогресс?
- Периодизация человеческой истории
- Эволюция и революция в человеческом обществе
- Раздел пятый. Философия деятельности. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология
- Глава 16. Деятельность, субъект, объект
- 16.1. Деятельность
- 16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность
- 16.3. Цель, средство, результат
- 16.4. Субъект и объект
- Идеальное и реальное (психическое и физическое)
- 16.5. Виды человеческой деятельности
- Мышление
- Физический
- (Материальное)
- 16.6. Труд, отдых, игра, творчество
- 16.7. Психика
- Вера и убеждение
- 16.8. Сознание
- Несчастное и преступное сознание
- Самосознание
- 16. 9. Воля
- 16.10. Язык
- 16.11. Опыт
- Глава 17. Мышление
- 17.1. Как мы думаем?
- 17.2. Способности мышления
- 17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость) Хитрость
- Мудрость
- 17.4. Рассудок (дедуктивная логика) Рассудок и логика
- Дедукция, рассуждение
- 17.5. Вероятностное мышление
- Предположение
- 17.6. Ум (интуиция) Чутье, наитие, умонастроение, догадка
- Что нужно для развития чутья, интуиции?
- Ограниченность и абсолютизация интуиции
- 17.7. Разум (диалектическое мышление) Идея — мысль Разума
- Диалектика идеи
- Место идеи в творческом процессе
- 17.8. Категориальный строй мышления
- Категориальная логика мышления
- Как категории работают-проявляют себя?
- “Кухня” категориальной логики
- Категории — краски и кисти философа
- Методологическая функция категориальной логики
- 17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление)
- Глава 18. Творчество
- 18.1. Жизнедеятельность
- 18.2. Сущность творчества
- Талант и гений
- Задаток → способность → талант → гений
- 18.3. Познание
- 18.4. Индивидуальное и коллективное познание
- 18.5. Формы индивидуального познания
- 18.6. Наука (коллективное познание)
- Гипотеза
- 18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции
- 18.8. Практика
- Благо (ценность)
- Виды практики
- 18.9. Игровая деятельность
- 18.10. Искусство (художественная деятельность)
- 18.11. Спорт
- Задачи и упражнения по философии к разделу «Введение. Что такое философия?»
- К разделу «История философии»
- К разделу «Философская картина мира»
- К разделу «Философия человека»
- К разделу «Философия деятельности»
- Пояснения и методические рекомендации
- Литература
- Книги автора
- Указатель имен
- Предметный указатель
- Вопрос 253, 254
- Лев Евдокимович Балашов Философия: Учебник