4.3. Сущность и глобальный характер экологической проблемы
До сих пор при анализе отношений в системе "общество–природа" особое внимание было обращено на раскрытие зависимости общества от природы, на их органическую взаимосвязь.
Вместе с тем общество и природа именно взаимодействуют между собой, поскольку общество не может существовать без постоянного обмена веществ с природой, с естественной средой обитания человечества. В ходе этого обмена, приобретающего с течением времени все больший размах, общество оказывает обратное воздействие на природу Земли. Ведь природа в широком смысле слова слишком масштабна, чтобы влияние на нее человечества могло быть сколько–нибудь заметным. Иное дело, когда речь идет о Земле, о том, что мы выше обозначили как естественную окружающую среду, которая охватывает гео–и биосферу нашей планеты, хотя человечество уже прорывает с выходом в космос этот сравнительно ограниченный горизонт.
Воздействие общества на природу осуществляется через социотехносферу. Под социотехносферой понимается не общество в целом, а те его проявления, которые выступают в качестве факторов воздействия на природу. Это прежде всего материально–производственные системы; многообразные виды непроизводственной деятельности людей, влияющие на окружающую среду; это искусственная технизированная среда обитания и жизнедеятельности; окультуренные биоценозы; модифицированная человеком природная среда. Иными словами, социотехносфера – это то, что принято называть "второй природой".
О масштабах воздействия социотехносферы на природную среду можно судить, в частности, на основании того, что техномасса, производимая современным человечеством за один год, составляет 1013–1014 т, а биомасса, производимая на суше, всего 1012 т, т.е. в десятки и даже в сотни раз меньше. Это значит, что мощь социотехносферы, второй искусственно созданной природы, уже сегодня намного превосходит производительную силу биосферы. Можно ли только восхищаться громадной мощью социотехносферы, этого монстра современной цивилизации, либо при этом должны возникать и иные мысли?
Здесь уместно предпринять небольшой исторический экскурс. Дело в том, что масштабы воздействия общества на природу в прошлом далеко не достигали современного уровня. Это относится не только к первобытным общественным формам, но и к эпохе рабовладения и феодализма, когда господствовал ручной труд ремесленника и земледельца. Результаты их воздействия на природу сравнительно легко нейтрализовались, и восстанавливалось равновесие природных систем. Экологические бедствия, если и возникали, то во–первых, они чаще всего вызывались действием стихийных сил природы, а во–вторых, носили локальный характер.
Ситуация начала меняться с переходом к машинному производству, с включением в производственный оборот новых мощных источников энергии и нарушающих природное равновесие технологий. Человечество получило в свои руки такие средства воздействия на природу, которые по своей мощи сопоставимы с геологическими и космическими факторами. Это с особой силой обнаружилось во второй половине ХХ в. в ходе развертывания современной НТР.
Да, конечно, начиная с промышленной революции, открывшей машине дорогу в производство, для развития цивилизации было сделано немало. За последние 100 лет в 1000 раз возросли энергетические ресурсы общества. В последние десятилетия объем производства товаров и услуг удваивается каждые пятнадцать лет. Все это было бы просто хорошо, если бы не та дорогая цена, которую за это приходится платить.
Действительно, еще 30 и даже 20 лет назад появление на горизонте новых дымящих труб или новой паутины линий электропередач воспринималось как символ прогресса, и мы радовались появлению новых предприятий как залогу движения вперед. А сегодня новации подобного рода все чаще рассматриваются как дополнительные источники дальнейшего загрязнения, а порой – и не без оснований – как угроза здоровью населения.
Столь резкий поворот в оценках, причем на протяжении сравнительно короткого отрезка времени, объясняется тем, что именно в последние десятилетия с особенной интенсивностью начали складываться негативные следствия все более усиливавшегося давления социотехносферы на природу.
Ее возрастающая природопреобразовательная мощь при сохранении примитивно–потребительского отношения к природе и активном применении природоразрушающих технологий эпохи "покорения", "завоевания" природы и "борьбы" с ней не на жизнь, а на смерть не могла не привести к тяжелым последствиям.
Рассмотрим некоторые из этих следствий. Все более усиливаются процессы деформации атмосферы: в атмосфере неуклонно увеличивается содержание СО2, и нарастает в связи с этим угроза развития парникового эффекта; сжигание в возрастающих объемах топлива, полеты реактивной техники ведут к прогрессирующему сокращению содержания кислорода в воздухе; развиваются процессы разрушения в верхних слоях атмосферы озонового экрана, защищающего живое от опасного воздействия ультрафиолетового излучения.
Мировой океан ежегодно получает 50 тыс. т пестицидов, 5 тыс. т ртути, 10 млн. т нефти. Сегодня 1/5 поверхности океана покрыта нефтяной пленкой.
Реки Земли загрязнены на одну треть. 2 млрд жителей Земли пьют загрязненную воду, что является причиной 80% заболеваний в развивающихся странах. Активно засоряются подземные воды.
Даже в космосе в настоящее время скопилось от 10 до 15 тыс. крупных и до 40 тыс. мелких объектов.
Леса – это легкие планеты. За последние 30 лет уничтожено 30% лесов, каждую минуту площадь лесов сокращается на 1 гектар. И если дело дальше пойдет так же, то в ближайшие годы площадь леса на одного жителя планеты сократится с 1 до 1/2 гектара и "дышать" планете станет практически нечем.
Потери почвенных ресурсов за историю человечества составляет 20 млн. км2, что больше всей современной пахотной площади; за 10 лет теряется до 7 % верхнего слоя почвы; процесс опустынивания ежегодно съедает 6 млн гектаров земли; эрозия – 2–3 тыс. км2. Ежегодно изымается из недр до 80 млрд т руды и нерудных ископаемых, из которых используется лишь 3–4% вещества, а 96–97 % выбрасывается в природу в виде отравляющих веществ и других отходов. В результате подобной расточительной деятельности за последние 150 лет отвалы составили 10 км3, а карьеры – 40–50 км3.
Как же все перечисленное выше сказывается на биосфере? В период 1600–1950 гг. в среднем один вид животных исчезал каждые десять лет. В настоящее время один вид растений или животных исчезает каждый день.
Сам человек пожинает плоды своей неразумной деятельности, поскольку сдвиги в природной среде то в одном, то в другом регионе все чаще достигают такого уровня, который исключает адаптацию человека к этим переменам без ущерба для здоровья. В итоге все большее распространение получают "болезни цивилизации" – аллергии, токсические, лучевые заболевания, рак, болезни верхних дыхательных путей, сердечно–сосудистые заболевания.
Можно согласиться с философом, который говорил, что природа – это сфинкс, который ставит перед каждой эпохой вопрос. И тот, кто не ответил на него или ответил неправильно, найдет в природе вместо прекрасной невесты свирепого льва.
Именно такова ситуация в современную эпоху. Если мы и пытаемся давать ответ на вопрос, который ставит природа, то ответ этот явно неправильный. Смысл и суть сложившейся ситуации находят свое выражение в одной из острейших глобальных проблем современности в экологической проблеме, ядро, главное содержание этой проблемы состоит в крайнем обострении противоречий между обществом и природой, причем эти противоречия усложняются качественно и разрастаются в пространственных масштабах, приобретая глобальный характер. Налицо экологический кризис, углубление которого уже поставило человечество перед нерадостной перспективой.
- Основы философии
- Раздел I историко-философское введение
- Тема 1. Философия, круг ее проблем
- И роль в обществе
- 1.1. Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы
- 1.2. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание
- 1.3. Роль и значение философии, ее основные функции
- 1.4. Философия и наука
- Тема 2. Исторические типы философии
- 2.1. Философия Древнего Востока и основные особенности античной философии
- 2.2. Религиозный характер средневековой философии. Реализм и номинализм
- 2.3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
- 2.4. Классическая немецкая философия
- 2.5. Отечественная философская мысль в XI – XIX вв.: основные этапы и особенности ее развития
- 2.6. Формирование и развитие диалектико-материалистической философии
- 2.7. Зарубежная философия хх века
- Раздел II
- Тема 3. Бытие и его основные формы. Материя,
- 3.2. Формирование философского понятия материи. Современная наука о системной организации материи
- 3.3. Философия о многообразии и единстве мира
- 3.4. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи, их взаимосвязь
- 3.5. Пространство и время. Методологическая и мировоззренческая основы субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени
- Тема 4. Природа
- 4.1. Понятие природы. Природа и общество
- 4.2. Взаимодействие природы и общества. Исторически конкретный характер отношения общества к природе
- 4.3. Сущность и глобальный характер экологической проблемы
- 4.4. Пути решения экологической проблемы. Понятие ноосферы
- Тема 5. Сознание, его сущность и генезис
- 5.1. Проблема сознания и ее место в философии. Структура сознания и его функции
- 5.2. Материальные предпосылки возникновения сознания. Сознание как высшая форма отражения действительности
- 5.3. Сознание и мозг. Материальное и идеальное
- 5.4. От психики животных к сознанию человека. Происхождение сознания
- 5.5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки
- Тема 6. Диалектика и ее альтернатива. Концепция развития
- 6.1. Диалектика как наука
- 6.2. Универсальные связи бытия. Развитие, его соотношение с движением и изменением
- 6.3. Понятие о законах и категориях диалектики
- 6.4. Основные законы: диалектика количественных и качественных изменений, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания
- 6.5. Категории диалектики
- Тема 7. Познание как отражение действительности. Диалектика процесса познания
- 7.1. Познавательное отношение человека к миру. Субъект и объект познания
- 7.2. Роль и место практики в познавательном процессе
- 7.3. Соотношение чувственного и рационального в процессе познания
- 7.4. Проблема истины в философии и науке. Критерий истины
- 7.5. Познание и творчество
- Тема 8. Научное познание, его формы и методы
- 8.1. Специфика науки и научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
- 8.2. Методы и методология познания. Общенаучные методы эмпирического и теоретического познания
- 8.3. Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура
- Раздел III социальная философия
- Тема 9. Общество: основы философского
- Анализа
- 9.1. Общество как подсистема объективной реальности, его первичные элементы и теоретическая модель
- 9.2. Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу
- 9.3. Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Проблемы социального детерминизма
- Тема 10. Проблемы материалистического понимания истории
- 10.1. Основные принципы и специфические особенности
- Материалистического понимания истории
- 10.2. Материальное производство
- 10.3. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 10.4. Общественно-экономическая формация
- 10.5. Базис и надстройка
- 10.6. Социальная эволюция и революция
- Тема 11. Движущие силы и субъекты исторического процесса
- 11.1. Интересы как побудительная сила деятельности людей
- 11.2. Социальная структура общества
- 11.3. Понятие "народ". Народные массы – решающая сила общественного развития
- 11.4. Роль личности в истории. Выдающиеся личности и массы
- Тема 12. Политическая система общества
- 12.1. Политическая система общества и ее элементы
- 12.2. Государство: его происхождение и сущность
- 12.3. Правовое государство и гражданское общество
- Тема 13. Культура и цивилизация
- 13.1. Понятие культуры. Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и деятельность
- 13.2. Общество и культура. Общее и особенное в развитии культуры. Взаимосвязь традиции и новаторства
- 13.3. Человек и культура. Культура и формирование личности
- 13.4. Культура как условие существования и развития цивилизации
- Тема 14. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы
- 14.1. Духовное производство и духовная жизнь общества
- 14.2. Понятие общественного сознания и его структура
- 14.3. Общественное и индивидуальное сознание и их диалектическая взаимосвязь
- 14.4. Общественная психология и идеология. Массовое сознание
- 14.5. Формы общественного сознания
- Тема 15. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности
- 15.1. Соотношение понятий "развитие", "прогресс", "регресс"
- 15.2. Социальный прогресс и его критерии
- 15.3. Глобальные проблемы современности и основные пути их решения
- Тема 16. Личность. Свобода. Ценности
- 16.1. Проблема человека и его свободы в философии
- 16.2. Личность в различных типах общества
- Список рекомендуемой литературы
- Оглавление
- 450000, Уфа-центр, ул. К. Маркса, 12