7.1. Познавательное отношение человека к миру. Субъект и объект познания
Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира.
Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды.
Эти трудности связаны, в частности, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Так, глаз реагирует свето- и цветоощущением не только на свет и цвет, но и на механическое и электрическое раздражение.
Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражали сомнение в возможности получения достоверных знаний, а позднее, уже в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта, о чем ранее уже шла речь.
Д. Юм считал, что человек может иметь дело только со своими ощущениями и за их пределы выйти не способен, в силу чего вопрос о существовании, а значит, и познании внешнего мира становится бессмысленным.
И. Кант, в отличие от Юма, признавал существование внешнего мира, но это мир вещей в себе, недоступный человеку, который ограничивается в познании опять-таки миром своих ощущений.
Позднее очередной рецидив агностицизма был связан с махизмом, выросшим на почве трудностей истолкования новых открытий в физике на рубеже XIX и ХХ столетий.
Хотя трактовка познавательного процесса представителями агностицизмом достаточно сложна, однако согласиться с их пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно.
Это решение базируется прежде всего на том, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Обращая внимание на это, Л. Фейербах писал, что глаз солнцеподобен. Иными словами, глаз вызван к жизни светом, а значит, способен отражать и свет, и цвет.
Но, пожалуй, не это самое важное. Важнее то, что вывод о способности человека (и человечества) познавать мир есть итог, вывод изо всей истории развития познания, процесса непрерывного превращения непознанных вещей, "вещей в себе" в вещи познанные, в вещи для нас.
Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, посюсторонность своего мышления, его способность познавать мир.
Познание – сложный, многогранный процесс, исследуемый рядом наук. Теория познания сосредоточивает свое внимание на философских, мировоззренческих аспектах этого процесса, изучает его самые общие закономерности. На этих мировоззренческих моментах познавательного процесса мы и сосредоточим свое внимание в дальнейшем. Нами будут рассмотрены объект и субъект познания, роль и место практики в этом процессе, соотношение в нем чувственного и рационального отражения, проблемы истинности знаний, завершают анализ вопросы науки и научного познания, его методов и форм.
Выше было отмечено, что сущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Уже происхождение сознания, о чем говорилось в теме "Сознание", органически связано с таким всеобщим свойством материи как отражение. Это свойство в его специфических развитых формах находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой. Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные исторически изменчивые развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Содержание знания субъект черпает не из собственных глубин. Это содержание не произвольно, оно зависит от самой действительности, в силу чего познание, мыслительная деятельность человека и общества есть процесс отражения этой действительности в сознании.
Однако это не пассивное зеркальное отражение. Оно предполагает активное отношение человека к миру уже потому, что человечество познает действительность не ради знания самого по себе, а в целях ее осознанного преобразования.
Объект познания в силу этого не представляет собой чего-то неизменного. Сказать, что объектом познания является природа, значит сказать и мало, и много. Это мало, поскольку объектом познания является не только природа, но и общество, больше того, сам человек и его сознание. Но это и много, так как в каждую историческую эпоху объект познания конкретен, он включает лишь часть, лишь определенные фрагменты природных и социальных процессов. Так, растения и животные всегда состояли из клеток, а объектом познания клетка стала лишь в XIX в. С одной стороны, объектом познания становятся те природные и социальные явления, которые так или иначе вовлечены в круг практической деятельности общества и в силу этого стали предметом его познавательного интереса. С другой стороны, те или иные явления превращаются в составляющие объекта познания в меру достигнутого к данному времени уровня знаний. Иными словами, в формировании объекта познания велика роль не только социальной практики, но и достигнутого уровня знаний о мире.
Звезды очень давно стали объектом познания – с тех самых пор, когда по ним стали ориентироваться в пути мореплаватели и купцы. Сегодня они продолжают оставаться объектом познания, но исследуются под иным углом зрения, в силу иных общественных потребностей и на базе иного уровня знаний. Понятно, что в конкретном познавательном акте объектом познания будет тот или иной фрагмент действительности. Если же вести речь об объекте познания общества в определенную эпоху, то его границы заданы практическими потребностями времени и достигнутым уровнем знаний о мире.
Но познавательное отношение необходимо включает и субъект познания. Что же он представляет собой? Выше мы лишь коснулись этого вопроса, здесь же следует углубить анализ.
Материалист Л. Фейербах справедливо писал, что субъект познания не чистый дух, не чистое сознание, как утверждали идеалисты, а человек как живое природное существо, наделенное сознанием.
Но для Л. Фейербаха человек как субъект познания – это биологическое антропологическое существо, человек вообще. И это уже неточно.
В действительности в качестве субъекта познания человек выступает как общественное, социальное существо. Он становится субъектом познания лишь освоив в обществе язык, овладев ранее добытыми знаниями, будучи включенным в практическую деятельность, усвоив существующие в данное время средства и методы познания и т.д.
Можно сказать, что подлинным субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель. По сути дела рассмотрение человечества в качестве субъекта познания акцентирует внимание на всеобщности этого процесса, а выделение индивидов как субъектов познания выявляет неповторимое в реальном развитии познания. При этом сам индивид как субъект познания формируется в определенной системе социальных связей, так или иначе отражает мир в зависимости от уровня своей теоретической подготовки и от характера своих потребностей и ценностных ориентаций. При всей специфике своей познавательной деятельности он остается сыном своего времени, общества, своей эпохи. Это во-первых.
Во-вторых, субъект познания исторически конкретен и в том отношении, что он обладает определенным объемом знаний, или, иначе говоря, известным интеллектуальным потенциалом, в силу чего конкретный характер носят его познавательные возможности. К тому же и уровень развития общественной практики, и то, что выше обозначено как интеллектуальный потенциал общества, в большей или меньшей степени детерминируют круг его познавательных интересов в тот или иной исторический период.
Легко заметить, что за последние сто лет серьезные изменения претерпели и объект, и субъект познания. Значительно расширились границы объекта познания, а вместе с тем и круг познавательных интересов, существенно вырос интеллектуальный потенциал человечества, а значит, и его познавательные возможности. Таким образом, в диалектике объекта и субъекта познания отчетливо просматривается социально-опосредованное историческое развитие познавательного отношения человека к миру.
Развитие познания определяется в конечном счете потребностями общества в целом, общим уровнем интеллектуального потенциала общества. При этом реализация этих потребностей в свою очередь создает фон и базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире, а значит, и для продвижения познания вперед. В основе движения познания лежит, таким образом, разрешение и возникновение противоречия между достигнутым уровнем знаний и уровнем общественных потребностей.
Познание, следовательно, выступает как диалектический процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира, включая человека и жизнь общества.
- Основы философии
- Раздел I историко-философское введение
- Тема 1. Философия, круг ее проблем
- И роль в обществе
- 1.1. Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы
- 1.2. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание
- 1.3. Роль и значение философии, ее основные функции
- 1.4. Философия и наука
- Тема 2. Исторические типы философии
- 2.1. Философия Древнего Востока и основные особенности античной философии
- 2.2. Религиозный характер средневековой философии. Реализм и номинализм
- 2.3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
- 2.4. Классическая немецкая философия
- 2.5. Отечественная философская мысль в XI – XIX вв.: основные этапы и особенности ее развития
- 2.6. Формирование и развитие диалектико-материалистической философии
- 2.7. Зарубежная философия хх века
- Раздел II
- Тема 3. Бытие и его основные формы. Материя,
- 3.2. Формирование философского понятия материи. Современная наука о системной организации материи
- 3.3. Философия о многообразии и единстве мира
- 3.4. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи, их взаимосвязь
- 3.5. Пространство и время. Методологическая и мировоззренческая основы субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени
- Тема 4. Природа
- 4.1. Понятие природы. Природа и общество
- 4.2. Взаимодействие природы и общества. Исторически конкретный характер отношения общества к природе
- 4.3. Сущность и глобальный характер экологической проблемы
- 4.4. Пути решения экологической проблемы. Понятие ноосферы
- Тема 5. Сознание, его сущность и генезис
- 5.1. Проблема сознания и ее место в философии. Структура сознания и его функции
- 5.2. Материальные предпосылки возникновения сознания. Сознание как высшая форма отражения действительности
- 5.3. Сознание и мозг. Материальное и идеальное
- 5.4. От психики животных к сознанию человека. Происхождение сознания
- 5.5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки
- Тема 6. Диалектика и ее альтернатива. Концепция развития
- 6.1. Диалектика как наука
- 6.2. Универсальные связи бытия. Развитие, его соотношение с движением и изменением
- 6.3. Понятие о законах и категориях диалектики
- 6.4. Основные законы: диалектика количественных и качественных изменений, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания
- 6.5. Категории диалектики
- Тема 7. Познание как отражение действительности. Диалектика процесса познания
- 7.1. Познавательное отношение человека к миру. Субъект и объект познания
- 7.2. Роль и место практики в познавательном процессе
- 7.3. Соотношение чувственного и рационального в процессе познания
- 7.4. Проблема истины в философии и науке. Критерий истины
- 7.5. Познание и творчество
- Тема 8. Научное познание, его формы и методы
- 8.1. Специфика науки и научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
- 8.2. Методы и методология познания. Общенаучные методы эмпирического и теоретического познания
- 8.3. Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура
- Раздел III социальная философия
- Тема 9. Общество: основы философского
- Анализа
- 9.1. Общество как подсистема объективной реальности, его первичные элементы и теоретическая модель
- 9.2. Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу
- 9.3. Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Проблемы социального детерминизма
- Тема 10. Проблемы материалистического понимания истории
- 10.1. Основные принципы и специфические особенности
- Материалистического понимания истории
- 10.2. Материальное производство
- 10.3. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 10.4. Общественно-экономическая формация
- 10.5. Базис и надстройка
- 10.6. Социальная эволюция и революция
- Тема 11. Движущие силы и субъекты исторического процесса
- 11.1. Интересы как побудительная сила деятельности людей
- 11.2. Социальная структура общества
- 11.3. Понятие "народ". Народные массы – решающая сила общественного развития
- 11.4. Роль личности в истории. Выдающиеся личности и массы
- Тема 12. Политическая система общества
- 12.1. Политическая система общества и ее элементы
- 12.2. Государство: его происхождение и сущность
- 12.3. Правовое государство и гражданское общество
- Тема 13. Культура и цивилизация
- 13.1. Понятие культуры. Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и деятельность
- 13.2. Общество и культура. Общее и особенное в развитии культуры. Взаимосвязь традиции и новаторства
- 13.3. Человек и культура. Культура и формирование личности
- 13.4. Культура как условие существования и развития цивилизации
- Тема 14. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы
- 14.1. Духовное производство и духовная жизнь общества
- 14.2. Понятие общественного сознания и его структура
- 14.3. Общественное и индивидуальное сознание и их диалектическая взаимосвязь
- 14.4. Общественная психология и идеология. Массовое сознание
- 14.5. Формы общественного сознания
- Тема 15. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности
- 15.1. Соотношение понятий "развитие", "прогресс", "регресс"
- 15.2. Социальный прогресс и его критерии
- 15.3. Глобальные проблемы современности и основные пути их решения
- Тема 16. Личность. Свобода. Ценности
- 16.1. Проблема человека и его свободы в философии
- 16.2. Личность в различных типах общества
- Список рекомендуемой литературы
- Оглавление
- 450000, Уфа-центр, ул. К. Маркса, 12