4.4. Пути решения экологической проблемы. Понятие ноосферы
Перспектива эта вряд ли способна кого бы то ни было удовлетворить, экологическая проблема встала в форме предельно острой. Есть ли реальные пути ее разрешения, есть ли варианты? Такие варианты есть и притом их несколько.
Один из таких вариантов сводится к тому, что избежать экологической катастрофы человечество может лишь при условии существенного сокращения своей численности, свертывания материальных производительных сил и отказа от современных орудий труда и технологий. Такая позиция активно отстаивалась в 60–70 гг. в документах и публикациях Римского клуба, члены которого во имя глобального природного равновесия предложили концепцию "нулевого роста" экономики.
Речь, таким образом, по сути дела идет об отказе от важнейших завоеваний цивилизации и даже о ее прямой деградации. В своих крайних вариантах эта концепция приобретает откровенно ретроградный характер и содержит призывы руссоистского толка о возврате к ремеслу и чуть ли не к сохе.
Эти проекты утопичны, хотя призывы их авторов к экономной эксплуатации природных ресурсов, протест против бездумного, расточительного отношения к богатствам природы заслуживают всяческой поддержки.
Вместе с тем очерченные выше взгляды в известной степени представляют собой реакцию на противоположную позицию, позицию сторонников дешевого технократического оптимизма, проявляющих высокомерное пренебрежение возможными последствиями разрушительной природообразующей активности общества. Суть этой концепции в откровенном игнорировании кризисных явлений в сфере экологии, больше того, в готовности авторов ее крайних вариантов пойти на полную замену естественной среды обитания человека средой обитания искусственной.
Эта позиция в конечном счете так же далека от реализма, как и первая, но она гораздо опаснее, поскольку ее сторонники закрывают глаза на те опасности, которые таит в себе для человечества дальнейшее усиление давления техносферы на природу в целом, особенно на такую ее хрупкую часть, как биосфера, не говоря уже о человеке.
Каковы же реальные пути преодоления экологического кризиса, решения экологической проблемы?
Прежде всего необходим коренной поворот в отношении общества к природе. Главное здесь – формирование технологического способа экологизированного производства, при котором деятельность человека по преобразованию природных веществ и энергии происходит под его контролем и управлением с помощью природных же процессов и механизмов, как это имеет место при использовании биотехнологии и генной инженерии в сельском хозяйстве.
Новый технологический способ производства предполагает глубокие изменения в технической политике, в требованиях к НТП.
Первое из этих требований состоит в экологизации всех основных групп техники и технологии, связанных с извлечением из природной среды веществ, энергии, с их первичной и последующей переработкой. Речь идет о том, чтобы оценка техники и технологии осуществлялась с использованием не только технико-технологических, экономических, социальных, но и экологических критериев.
Необходимо, кроме того, формирование на новой научной и инженерно-конструкторской основе средоохранной и ресурсосберегающей техники и технологии, а также средств и способов облагораживания и обогащения природы, расширенного воспроизводства ее богатств и свойств.
Наконец, одна из задач состоит в создании и освоении принципиально новых технологий, позволяющих в процессе производства широко использовать природные процессы, копировать или имитировать их, добиваясь гармонизации общественного и природного кругооборота вещества и энергии, их оптимальной смычки.
Больше того, для полной экологизации всех секторов экономики в рамках экологизированного способа производства его важнейшим элементом должно стать особое звено, ответственное за обеспечение оптимальных связей общества и природы, за придание возможной замкнутости обороту веществ и энергии между природой и обществом, за воспроизводство окружающей природной среды с наилучшими качественными характеристиками.
Наряду с формированием нового технологического способа производства необходимо решение еще двух емких задач: во-первых, повышения уровня регулирования и управления в сфере отношения природы и общества и, во-вторых, повышения уровня экологической культуры, экологического сознания и поведения масс. Это значит, что экологическое образование и воспитание должны занять почетное место в подготовке каждого к жизни и труду.
Два последних момента достаточно тесно смыкаются друг с другом. Действительно, новое отношение к природе предполагает управление процессами в системе "общество-природа", основанное на комплексном, строго научном и планетарном подходе, на всесторонней оценке воздействия на природу человеческих проектов в настоящем и будущем. Но для этого необходима эффективно действующая система экологического образования и воспитания. Задача состоит в подготовке к решению управленческих задач, в формировании экологического мышления, способного к адекватно-истинному отражению глубоких связей в системе "человек-природа", к проникновению в закономерности развития этой системы, к выявлению условий и путей ее гармоничного развития и функционирования.
Экологическая проблема – это одна из глобальных проблем современности. Она не имеет границ. Следы химического вещества ДДТ в свое время находили в Антарктиде у пингвинов, выбросы предприятий Шотландии и Рура выпадали кислотными дождями в Норвегии и Швеции, а эхо Чернобыля отозвалось не только на Украине, в Белоруссии и ряде областей РСФСР, но и в Польше, Венгрии, Чехословакии.
Но отсюда следует, что экологизация не только производства, но и других сфер жизни общества, преодоление диссонанса и достижение гармонии в отношениях общества и природы требуют объединения усилий всех стран и народов. На этом участке особенно важно преодоление любых форм государственного, национального, классового и всякого иного эгоизма во имя реализации общечеловеческих ценностей, во имя здоровья нашего общего дома – планеты Земля, во имя выживания главного жителя этого дома – человека и вместе с ним и всего живого. Осознание этого простого факта уже дает о себе знать в деятельности различных международных организаций, в многочисленных международных соглашениях по проблемам экологии, во все более широком распространении движения зеленых, в том, наконец, что 1993 г. был отмечен специальной сессией ООН, посвященной проблемам экологии.
Экологическая проблема по своему смыслу и содержанию многомерна, но важнейшим, если не главным, измерением в ней является экологическое обеспечение жизни человечества и сохранение биосферы.
Потрясения, сказывающиеся на среде обитания все большего числа видов животных и растений, приводят к таким изменениям ключевых для их жизни параметров этой среды, которые выходят за допустимые пределы, и эти виды оказываются навсегда вычеркнутыми из книги жизни. И вряд ли допустимо легкомысленное отношение к тому, что факты такого рода становятся все более частыми. Дело не только в том, что мы тоже принадлежим к царству живого, и, если будем лишь бездумно фиксировать гибель все новых видов животных и растений, очередь может дойти и до нас. Нужно видеть, помимо этого, что отношение общества и природы имеет не только чисто утилитарную, но и нравственную и эстетическую стороны. Сохранение мира живого – это сегодня нравственный долг человечества, повинного в разрушительных последствиях своего воздействия на природную среду.
Иными словами, заботиться следует не о сохранении "среды обитания" для благополучия человека, а о выполнении главного назначения человека – о сохранении жизни на Земле как уникальной колыбели живого в нашей части Вселенной.
Осознание этой миссии позволило бы не только утвердить экофильную стратегию экономических и социальных преобразований, но и сделало бы человеческое существование более осмысленным.
Задача состоит в том, чтобы реализовать глубокую экологию, т.е. восстановить былое единение человека с его биотическим окружением, а экологическое благополучие в том или ином регионе измерять не только тем, насколько природные параметры благоприятны для человека, но и тем, насколько они хороши и для биоценозов этого региона. Человечество не сможет выжить иначе, как осуществляя постоянную деятельность по сохранению разнообразия живого.
В этом собственно и заключен смысл превращения биосферы в ноосферу, в сферу разума. Сам термин ноосфера, т.е. сфера разума (от древнегреч. ήΰς – разум), был введен в оборот в 20–х гг. В.И. Вернадский утверждал, что необходим диалог разума и природы, что только разумное развитие общества, обеспечивающее не только сохранение, но и целенаправленное развитие биосферы, способно тем самым обеспечить и его собственное гармоничное развитие. Сегодня совершенно ясно, что будущее как человечества, так и живой природы мыслимо лишь в форме ноосферы, и зависит оно от того, насколько успешно реализуется в обозримой перспективе переход биосферы в ноосферу.
- Основы философии
- Раздел I историко-философское введение
- Тема 1. Философия, круг ее проблем
- И роль в обществе
- 1.1. Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы
- 1.2. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание
- 1.3. Роль и значение философии, ее основные функции
- 1.4. Философия и наука
- Тема 2. Исторические типы философии
- 2.1. Философия Древнего Востока и основные особенности античной философии
- 2.2. Религиозный характер средневековой философии. Реализм и номинализм
- 2.3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
- 2.4. Классическая немецкая философия
- 2.5. Отечественная философская мысль в XI – XIX вв.: основные этапы и особенности ее развития
- 2.6. Формирование и развитие диалектико-материалистической философии
- 2.7. Зарубежная философия хх века
- Раздел II
- Тема 3. Бытие и его основные формы. Материя,
- 3.2. Формирование философского понятия материи. Современная наука о системной организации материи
- 3.3. Философия о многообразии и единстве мира
- 3.4. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи, их взаимосвязь
- 3.5. Пространство и время. Методологическая и мировоззренческая основы субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени
- Тема 4. Природа
- 4.1. Понятие природы. Природа и общество
- 4.2. Взаимодействие природы и общества. Исторически конкретный характер отношения общества к природе
- 4.3. Сущность и глобальный характер экологической проблемы
- 4.4. Пути решения экологической проблемы. Понятие ноосферы
- Тема 5. Сознание, его сущность и генезис
- 5.1. Проблема сознания и ее место в философии. Структура сознания и его функции
- 5.2. Материальные предпосылки возникновения сознания. Сознание как высшая форма отражения действительности
- 5.3. Сознание и мозг. Материальное и идеальное
- 5.4. От психики животных к сознанию человека. Происхождение сознания
- 5.5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки
- Тема 6. Диалектика и ее альтернатива. Концепция развития
- 6.1. Диалектика как наука
- 6.2. Универсальные связи бытия. Развитие, его соотношение с движением и изменением
- 6.3. Понятие о законах и категориях диалектики
- 6.4. Основные законы: диалектика количественных и качественных изменений, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания
- 6.5. Категории диалектики
- Тема 7. Познание как отражение действительности. Диалектика процесса познания
- 7.1. Познавательное отношение человека к миру. Субъект и объект познания
- 7.2. Роль и место практики в познавательном процессе
- 7.3. Соотношение чувственного и рационального в процессе познания
- 7.4. Проблема истины в философии и науке. Критерий истины
- 7.5. Познание и творчество
- Тема 8. Научное познание, его формы и методы
- 8.1. Специфика науки и научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
- 8.2. Методы и методология познания. Общенаучные методы эмпирического и теоретического познания
- 8.3. Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура
- Раздел III социальная философия
- Тема 9. Общество: основы философского
- Анализа
- 9.1. Общество как подсистема объективной реальности, его первичные элементы и теоретическая модель
- 9.2. Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу
- 9.3. Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Проблемы социального детерминизма
- Тема 10. Проблемы материалистического понимания истории
- 10.1. Основные принципы и специфические особенности
- Материалистического понимания истории
- 10.2. Материальное производство
- 10.3. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 10.4. Общественно-экономическая формация
- 10.5. Базис и надстройка
- 10.6. Социальная эволюция и революция
- Тема 11. Движущие силы и субъекты исторического процесса
- 11.1. Интересы как побудительная сила деятельности людей
- 11.2. Социальная структура общества
- 11.3. Понятие "народ". Народные массы – решающая сила общественного развития
- 11.4. Роль личности в истории. Выдающиеся личности и массы
- Тема 12. Политическая система общества
- 12.1. Политическая система общества и ее элементы
- 12.2. Государство: его происхождение и сущность
- 12.3. Правовое государство и гражданское общество
- Тема 13. Культура и цивилизация
- 13.1. Понятие культуры. Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и деятельность
- 13.2. Общество и культура. Общее и особенное в развитии культуры. Взаимосвязь традиции и новаторства
- 13.3. Человек и культура. Культура и формирование личности
- 13.4. Культура как условие существования и развития цивилизации
- Тема 14. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы
- 14.1. Духовное производство и духовная жизнь общества
- 14.2. Понятие общественного сознания и его структура
- 14.3. Общественное и индивидуальное сознание и их диалектическая взаимосвязь
- 14.4. Общественная психология и идеология. Массовое сознание
- 14.5. Формы общественного сознания
- Тема 15. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности
- 15.1. Соотношение понятий "развитие", "прогресс", "регресс"
- 15.2. Социальный прогресс и его критерии
- 15.3. Глобальные проблемы современности и основные пути их решения
- Тема 16. Личность. Свобода. Ценности
- 16.1. Проблема человека и его свободы в философии
- 16.2. Личность в различных типах общества
- Список рекомендуемой литературы
- Оглавление
- 450000, Уфа-центр, ул. К. Маркса, 12