7.3. Соотношение чувственного и рационального в процессе познания
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны – чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последнего времени эти стороны обычно обозначали как ступени познания, хотя это и неточно, поскольку чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным и наоборот. Что же касается ступеней или, точнее, уровней познания, то это скорее эмпирический и теоретический уровни, о чем речь пойдет ниже.
Здесь же следует подчеркнуть, что процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.
Органы чувств человека – продукты не только истории природы, но и всемирной истории. В становлении и развитии органов чувств человека важнейшую роль на протяжении всей истории человечества играла и продолжает играть до сих пор общественная практика. Так, сталевары в процессе варки стали обретают способность различать десятки оттенков красного цвета, ювелиры могут видеть тончайшие различия драгоценных камней, дегустаторы чая – улавливать незаметные для простых смертных особенности во вкусовых характеристиках разных сортов чая, в чем участвуют, естественно, не только чувства, но и мысль.
Чувственное отражение выступает в трех основных формах – в виде ощущений, восприятий и представлений. Что из себя представляет каждая из этих форм?
Ощущения – это чувственные образы отдельных свойств предметов. Мы ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем вкусовые, осязательные ощущения и т.д.
Ощущения, как отмечал Л. Фейербах, это субъективный образ объективного мира. Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, физиологии его высшей нервной деятельности, и даже, как показано выше, от его жизненного опыта.
Но это именно образ, а не просто знак, не символ, не иероглиф, как утверждал Г. Гельмгольц.
Нетрудно заметить, что Гельмгольц, объявляя ощущение всего лишь символами, лишает их познавательной ценности, так как они ничего не сообщают нам о свойствах предметов, которые лишь символизируют. По сути дела это позиция кантианская: ощущения ничего не говорят о вещах, и последние остаются для нас вещами в себе.
Иное дело, если ощущения являются образами, тогда они не могут не иметь известного сходства с отражаемыми свойствами, тогда они могут и должны выступать и выступают исходной клеточкой познавательного процесса. Вместе с тем, отвергая одностороннюю абсолютизацию знаковой, символической природы ощущений, отстаивая тезис о том, что ощущения – это прежде всего образы свойств вещей, следует признать, что ощущения имеют и характер знаков, но таких, которые несут в своем содержании объективную информацию об объектах, выступают в роли знаков-образов, а точнее обладают и образной, и знаковой сторонами. Но ощущения – это действительно лишь исходная клеточка познавательного процесса. Более сложной и высокой формой чувственного отражения является восприятие – целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающих различные стороны, свойства этого объекта. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект.
Наконец, высшей формой чувственного отражения является представление – воспроизводимое по памяти образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах.
В представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали.
При этом на уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, имеющая громадное значение в процессе творчества, какой является воображение – способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности.
Представление стоит как бы на рубеже, на перепутье между чувственным отражением и абстрактным мышлением. Оно еще идет непосредственно от чувственного материала и строится на нем, но в представлении уже присутствует и абстрагирование от всего второстепенного, мало значимого и т.д.
Чувственное отражение – необходимая ступень познания, непосредственно связывающая сознание с внешним миром.
Завершая характеристику чувственного отражения действительности, укажем основные моменты, характеризующие его роль и место в познавательном процессе. Прежде всего органы чувств – это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Они дают тот минимум первичной информации, который необходим и достаточен для познания того или иного объекта. Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Наконец, регулирование предметной деятельности обеспечивается прежде всего с помощью чувственных образов. Эту характеристику можно дополнить и тем, что к числу достоинств чувственного отражения относится и его образность, а также непосредственная данность его образов и их яркость.
Но чувственное отражение и ограничено – оно отражает лишь единичное, индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности.
Однако потребности практики как раз и диктуют необходимость выявления за единичным общего, за внешним внутреннего, за явлением сущности и т.д.
Практика, таким образом, требует перехода, скачка от чувства к мысли, от чувственного отражения к абстрактному мышлению или рациональному познанию, которое преодолевает отмеченные выше ограниченности чувственного отражения.
Вместе с тем автономность двух сторон познания лишь относительна: чувствуя, ощущая, мы уже теоретизируем, размышляем и, мысля, не отрываемся начисто от чувственных образов, опираемся на них. И все-таки что же понимается под мышлением?
Мышление – это активное целенаправленное опосредованное обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей.
Это именно активное целенаправленное отражение, что определяется связью мышления и познания в целом с практикой, с его устремленностью к истине. Вместе с тем это отражение опосредованное в отличие от чувственного отражения, поскольку оно опосредуется чувственностью, ее образами. Мышление обобщает, схватывает общее в объектах, и потому оно связано с абстрагированием, отвлечением от второстепенного в объектах. А само отыскание общего диктуется практикой, которая не должна всякий раз открывать Америку, а нуждается в общих правилах, в знании законов и т.д. Наконец, мышление за внешним вскрывает внутреннее, за явлениями – сущность, существенные свойства и отношения вещей, поскольку без этого немыслима ни практическая деятельность, ни приобретение по-настоящему глубокого знания об объекте.
А теперь обратимся к характеристике основных форм мышления. Эти формы знакомы каждому из нас, и, хотя мы пользуемся ими постоянно, наверное, не каждый сможет с ходу назвать их.
Эти формы – понятие, суждение и умозаключение. Раскроем их содержание.
Понятие – это такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.
Понятия обозначаются словом или группой слов. Различают обыденные и научные понятия. Понятия – это и итог работы мысли, и одновременно средства мышления.
Но мы оперируем не отдельными понятиями, а понятиями в их связи друг с другом, отражающей в конечном счете связь вещей. Иными словами, о вещах мы судим.
Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается либо отрицается о предмете мысли.
Суждение, как правило, выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей.
Наконец, умозаключение – форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием.
Умозаключения делятся на два основных класса – индуктивные, представляющие собой выведение общего положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие. Мы не затрагиваем здесь роли интуиции в познавательном процессе, поскольку об этом пойдет речь дальше, когда мы перейдем к проблемам творчества.
Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны – чувственное отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность, существовать не может, так как оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают чувственные отражения.
История философии свидетельствует о том, что имеются две крайности в оценке соотношения чувственного и рационального отражения в процессе познания – сенсуализм и рационализм.
Сенсуализм (от лат. sensu – чувство) (Д. Локк, Э. Кондильяк и др.) абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах.
Сильная сторона сенсуализма – в подчеркивании роли чувственного познания как важнейшего источника первичной информации.
Слабая – в переоценке чувственного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным комбинациям чувственных данных, принизить и свести на нет роль мышления. В итоге сенсуализм всегда пасовал перед вопросом о природе общих понятий, перед математическими истинами и т.д.
Эти слабости сенсуализма активно использовал рационализм (от лат. ratio – разум) (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц), принижавший в свою очередь роль чувственного знания и отводивший решающее место разуму, оторванному от чувственного отражения. Если сенсуализм в своей односторонности останавливает познание на полпути, на чисто опытных данных, то рационализм отрывает разум от его питательной почвы, от эмпирических фактов и тем лишает познание той базы, на которой единственно может строиться успешная работа познающего мир разума.
Таким образом, лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания – реальный путь к постижению истины.
- Основы философии
- Раздел I историко-философское введение
- Тема 1. Философия, круг ее проблем
- И роль в обществе
- 1.1. Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы
- 1.2. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание
- 1.3. Роль и значение философии, ее основные функции
- 1.4. Философия и наука
- Тема 2. Исторические типы философии
- 2.1. Философия Древнего Востока и основные особенности античной философии
- 2.2. Религиозный характер средневековой философии. Реализм и номинализм
- 2.3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
- 2.4. Классическая немецкая философия
- 2.5. Отечественная философская мысль в XI – XIX вв.: основные этапы и особенности ее развития
- 2.6. Формирование и развитие диалектико-материалистической философии
- 2.7. Зарубежная философия хх века
- Раздел II
- Тема 3. Бытие и его основные формы. Материя,
- 3.2. Формирование философского понятия материи. Современная наука о системной организации материи
- 3.3. Философия о многообразии и единстве мира
- 3.4. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи, их взаимосвязь
- 3.5. Пространство и время. Методологическая и мировоззренческая основы субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени
- Тема 4. Природа
- 4.1. Понятие природы. Природа и общество
- 4.2. Взаимодействие природы и общества. Исторически конкретный характер отношения общества к природе
- 4.3. Сущность и глобальный характер экологической проблемы
- 4.4. Пути решения экологической проблемы. Понятие ноосферы
- Тема 5. Сознание, его сущность и генезис
- 5.1. Проблема сознания и ее место в философии. Структура сознания и его функции
- 5.2. Материальные предпосылки возникновения сознания. Сознание как высшая форма отражения действительности
- 5.3. Сознание и мозг. Материальное и идеальное
- 5.4. От психики животных к сознанию человека. Происхождение сознания
- 5.5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки
- Тема 6. Диалектика и ее альтернатива. Концепция развития
- 6.1. Диалектика как наука
- 6.2. Универсальные связи бытия. Развитие, его соотношение с движением и изменением
- 6.3. Понятие о законах и категориях диалектики
- 6.4. Основные законы: диалектика количественных и качественных изменений, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания
- 6.5. Категории диалектики
- Тема 7. Познание как отражение действительности. Диалектика процесса познания
- 7.1. Познавательное отношение человека к миру. Субъект и объект познания
- 7.2. Роль и место практики в познавательном процессе
- 7.3. Соотношение чувственного и рационального в процессе познания
- 7.4. Проблема истины в философии и науке. Критерий истины
- 7.5. Познание и творчество
- Тема 8. Научное познание, его формы и методы
- 8.1. Специфика науки и научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
- 8.2. Методы и методология познания. Общенаучные методы эмпирического и теоретического познания
- 8.3. Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура
- Раздел III социальная философия
- Тема 9. Общество: основы философского
- Анализа
- 9.1. Общество как подсистема объективной реальности, его первичные элементы и теоретическая модель
- 9.2. Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу
- 9.3. Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Проблемы социального детерминизма
- Тема 10. Проблемы материалистического понимания истории
- 10.1. Основные принципы и специфические особенности
- Материалистического понимания истории
- 10.2. Материальное производство
- 10.3. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 10.4. Общественно-экономическая формация
- 10.5. Базис и надстройка
- 10.6. Социальная эволюция и революция
- Тема 11. Движущие силы и субъекты исторического процесса
- 11.1. Интересы как побудительная сила деятельности людей
- 11.2. Социальная структура общества
- 11.3. Понятие "народ". Народные массы – решающая сила общественного развития
- 11.4. Роль личности в истории. Выдающиеся личности и массы
- Тема 12. Политическая система общества
- 12.1. Политическая система общества и ее элементы
- 12.2. Государство: его происхождение и сущность
- 12.3. Правовое государство и гражданское общество
- Тема 13. Культура и цивилизация
- 13.1. Понятие культуры. Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и деятельность
- 13.2. Общество и культура. Общее и особенное в развитии культуры. Взаимосвязь традиции и новаторства
- 13.3. Человек и культура. Культура и формирование личности
- 13.4. Культура как условие существования и развития цивилизации
- Тема 14. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы
- 14.1. Духовное производство и духовная жизнь общества
- 14.2. Понятие общественного сознания и его структура
- 14.3. Общественное и индивидуальное сознание и их диалектическая взаимосвязь
- 14.4. Общественная психология и идеология. Массовое сознание
- 14.5. Формы общественного сознания
- Тема 15. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности
- 15.1. Соотношение понятий "развитие", "прогресс", "регресс"
- 15.2. Социальный прогресс и его критерии
- 15.3. Глобальные проблемы современности и основные пути их решения
- Тема 16. Личность. Свобода. Ценности
- 16.1. Проблема человека и его свободы в философии
- 16.2. Личность в различных типах общества
- Список рекомендуемой литературы
- Оглавление
- 450000, Уфа-центр, ул. К. Маркса, 12