11.3. Понятие "народ". Народные массы – решающая сила общественного развития
Тот факт, что люди сами делают свою историю, не вызывает сегодня споров и сомнений. Но кому принадлежит решающая роль в истории – народным массам или отдельным выдающимся личностям?
Единодушного ответа на этот вопрос нет и поныне. В сравнительно недавнем прошлом в социологии практически безраздельно господствовали взгляды, согласно которым историю по своему произволу творят короли и государственные деятели, законодатели и полководцы. О сути этого взгляда один автор образно сказал: история творится по воле начальства.
Подобные взгляды активно пропагандируются и в наши дни, в частности, в виде теории элиты. Авторы этой теории объявляют творческой силой истории то "капитанов индустрии", то – особенно в последнее время – технократов, управляющих, крупных инженеров, ученых т.д.
Чем объяснить чрезвычайную жизнеспособность подобных взглядов? Это прежде всего связано с тем, что Г.В. Плеханов называл своеобразным оптическим обманом. Дело в том, что, как правило, крупные исторические события связываются в нашей памяти с именами определенных исторических деятелей – победа в Отечественной войне 1812 г. с именем М.И. Кутузова, объединение Германии в 60-70-х гг. XIX в. – с именем Бисмарка и т.д.
В результате, когда мы пытаемся отделить имя соответствующего деятеля от какого-то события, мысль путается, кажется, что если бы этого деятеля не было, то история пошла бы по-иному, хотя это всего лишь своеобразный оптический обман. Неужели Германия, если бы Бисмарк умер в детстве от кори, до сих пор оставалась раздробленной? Конечно нет. Нашелся бы "заместитель", который возглавил бы решение этой задачи, ибо само это решение назрело.
Но возвеличение выдающихся личностей имело и социальную подоснову. Оно отражало ведущие позиции в обществе господствующего меньшинства, занятого умственным трудом, при одновременном умалении роли масс, уделом которых был труд "черный", физический. Одновременно оно было направлено на принижение роли народа в истории при непомерном преувеличении роли лидеров господствующего меньшинства.
Научный, причем однозначный, ответ на поставленный выше вопрос дали создатели диалектико-материалистической социальной философии. Народ – вот подлинный творец истории. Такое решение прямо вытекает из основных положений материалистической социологии. Действительно, если основу, фундамент истории составляет материальное производство, то, очевидно, первую роль в истории надо отдать тем, кто осуществляет процесс производства материальных благ и движет его вперед. А это и есть простые люди, трудящиеся, то есть народ.
Но понятие "народ" все-таки требует уточнения. Оно не совпадает с понятием народонаселения, поскольку последнее включает и антинародные силы, врагов прогресса и т.д.
В то же время понятие народ конкретно-историческое. Народ, его состав в разные эпохи различен, во-первых, а во-вторых, в него включаются не только трудящиеся, но и такие силы, которые могут в тот или иной период решать задачи прогрессивного развития общества. Исходя из изложенного, можно дать следующее определение народных масс: народные массы – это, прежде всего трудящиеся массы данного общества, а также те классы и социальные группы, которые способны решать в данную эпоху в данной стране прогрессивные исторические задачи, имеют общность некоторых интересов с трудящимися.
Попытаемся ответить на следующий вопрос. Почему решающая роль в истории принадлежит народным массам?
Что касается главной сферы общественной жизни, материального производства, то главная роль народа, трудящихся здесь просматривается достаточно определенно. Правда, нередко возражают: в развитии производства, особенно в наше время, важна роль научно-технических открытий, изобретений, а это, дело талантливых людей. С этим вроде бы трудно не согласиться. Но, во-первых, условия для новых изобретений подготовлены совокупным трудом народа, а во-вторых, только при условии тиражирования и применения в достаточно широких масштабах они оставят такой заметный след в истории, как изобретение паровоза, динамо-машины или электрического мотора.
В сфере социально-политической решающая роль народных масс не бросается в глаза так ярко, как в области материального производства. Но она явно обнаруживается в переломных пунктах истории, в частности, в периоды социальных революций.
Только труд народа в материальном производстве создает надлежащую основу для творчества создателей ценностей искусства, научной и иных видов духовной деятельности. Это – во-первых. Во-вторых, народное творчество – источник образов для художников, литераторов. Пушкин отмечал, что образы Прометея до Эсхила, Дон Кихота до Сервантеса, Фауста до Гете возникли в народном творчестве. А композитор Глинка ту же мысль выразил так: "Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем".
Итак, во всех сферах общественной жизни народным массам принадлежит решающая роль. Народ – творец истории. И это не фраза. Не раз в истории стран и народов войны и стихийные бедствия, казалось, подрывали самые основы общественной жизни. Но оставался народ и он все восстанавливал. Вместе с тем роль народных масс, степень их активности на протяжении истории не остаются неизменными. В истории действует закон возрастания роли народных масс. Маркс и Энгельс так выразили его суть: "Вместе с основательностью исторического действия будет ...расти и объем массы, делом которой оно является" (К. Маркс. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т.13. – С. 6.).
Действие этого закона определяется рядом факторов: ростом численности масс, прежде всего трудящихся, возрастанием их потенций как производительной силы, ростом их организованности и, наконец, сознательности.
Дать простор идущей снизу инициативе, социальному творчеству – в этом суть активизации масс в наши дни. Закон возрастания роли народных масс должен в нашем обществе получить полный простор. Все, что препятствует его действию, необходимо устранить с дороги. Итак, народ – творец истории. Но какова же роль личности в историческом процессе?
- Основы философии
- Раздел I историко-философское введение
- Тема 1. Философия, круг ее проблем
- И роль в обществе
- 1.1. Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы
- 1.2. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание
- 1.3. Роль и значение философии, ее основные функции
- 1.4. Философия и наука
- Тема 2. Исторические типы философии
- 2.1. Философия Древнего Востока и основные особенности античной философии
- 2.2. Религиозный характер средневековой философии. Реализм и номинализм
- 2.3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
- 2.4. Классическая немецкая философия
- 2.5. Отечественная философская мысль в XI – XIX вв.: основные этапы и особенности ее развития
- 2.6. Формирование и развитие диалектико-материалистической философии
- 2.7. Зарубежная философия хх века
- Раздел II
- Тема 3. Бытие и его основные формы. Материя,
- 3.2. Формирование философского понятия материи. Современная наука о системной организации материи
- 3.3. Философия о многообразии и единстве мира
- 3.4. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи, их взаимосвязь
- 3.5. Пространство и время. Методологическая и мировоззренческая основы субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени
- Тема 4. Природа
- 4.1. Понятие природы. Природа и общество
- 4.2. Взаимодействие природы и общества. Исторически конкретный характер отношения общества к природе
- 4.3. Сущность и глобальный характер экологической проблемы
- 4.4. Пути решения экологической проблемы. Понятие ноосферы
- Тема 5. Сознание, его сущность и генезис
- 5.1. Проблема сознания и ее место в философии. Структура сознания и его функции
- 5.2. Материальные предпосылки возникновения сознания. Сознание как высшая форма отражения действительности
- 5.3. Сознание и мозг. Материальное и идеальное
- 5.4. От психики животных к сознанию человека. Происхождение сознания
- 5.5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки
- Тема 6. Диалектика и ее альтернатива. Концепция развития
- 6.1. Диалектика как наука
- 6.2. Универсальные связи бытия. Развитие, его соотношение с движением и изменением
- 6.3. Понятие о законах и категориях диалектики
- 6.4. Основные законы: диалектика количественных и качественных изменений, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания
- 6.5. Категории диалектики
- Тема 7. Познание как отражение действительности. Диалектика процесса познания
- 7.1. Познавательное отношение человека к миру. Субъект и объект познания
- 7.2. Роль и место практики в познавательном процессе
- 7.3. Соотношение чувственного и рационального в процессе познания
- 7.4. Проблема истины в философии и науке. Критерий истины
- 7.5. Познание и творчество
- Тема 8. Научное познание, его формы и методы
- 8.1. Специфика науки и научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
- 8.2. Методы и методология познания. Общенаучные методы эмпирического и теоретического познания
- 8.3. Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура
- Раздел III социальная философия
- Тема 9. Общество: основы философского
- Анализа
- 9.1. Общество как подсистема объективной реальности, его первичные элементы и теоретическая модель
- 9.2. Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу
- 9.3. Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Проблемы социального детерминизма
- Тема 10. Проблемы материалистического понимания истории
- 10.1. Основные принципы и специфические особенности
- Материалистического понимания истории
- 10.2. Материальное производство
- 10.3. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 10.4. Общественно-экономическая формация
- 10.5. Базис и надстройка
- 10.6. Социальная эволюция и революция
- Тема 11. Движущие силы и субъекты исторического процесса
- 11.1. Интересы как побудительная сила деятельности людей
- 11.2. Социальная структура общества
- 11.3. Понятие "народ". Народные массы – решающая сила общественного развития
- 11.4. Роль личности в истории. Выдающиеся личности и массы
- Тема 12. Политическая система общества
- 12.1. Политическая система общества и ее элементы
- 12.2. Государство: его происхождение и сущность
- 12.3. Правовое государство и гражданское общество
- Тема 13. Культура и цивилизация
- 13.1. Понятие культуры. Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и деятельность
- 13.2. Общество и культура. Общее и особенное в развитии культуры. Взаимосвязь традиции и новаторства
- 13.3. Человек и культура. Культура и формирование личности
- 13.4. Культура как условие существования и развития цивилизации
- Тема 14. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы
- 14.1. Духовное производство и духовная жизнь общества
- 14.2. Понятие общественного сознания и его структура
- 14.3. Общественное и индивидуальное сознание и их диалектическая взаимосвязь
- 14.4. Общественная психология и идеология. Массовое сознание
- 14.5. Формы общественного сознания
- Тема 15. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности
- 15.1. Соотношение понятий "развитие", "прогресс", "регресс"
- 15.2. Социальный прогресс и его критерии
- 15.3. Глобальные проблемы современности и основные пути их решения
- Тема 16. Личность. Свобода. Ценности
- 16.1. Проблема человека и его свободы в философии
- 16.2. Личность в различных типах общества
- Список рекомендуемой литературы
- Оглавление
- 450000, Уфа-центр, ул. К. Маркса, 12