20. Спор между рационализмом и номинализмом в средневековой философии.
В период ранней схоластики вспыхнул спор об универсалиях. Как соотносятся общее и единичное, умственное и чувственное – эти вопросы были завещаны Античностью, и которые всплыли на поверхность, когда надо было решать, как соотносятся три лица Бога и сам Бог. Реалисты придерживались платоновского учения об идеях и полагали, что универсалии существуют до вещей. Сторонники концептуализма или умеренного реализма исходили из аристотелевского учения и полагали универсалии существующими в вещах, но не вне их. Номиналисты не допускали реального существования универсалий, они существуют после вещей. Общим направлением в развитии схоластики была эволюция от реализма к номинализму, хотя защитников крайних форм номинализма и реализма во все времена было найти не просто. К ранней схоластике принадлежат Гильом из Шампо - крайний реалист, Ансельм Кентнрберийский – умеренный реалист, Пьер Абеляр - умеренный реалист, Иоанн Росцеллин - крайний номиналист. Расцвет схоластики связан с именами Альберта Великого, и Фомы Аквинского - умеренных реалистов. В это время произошло возвращение в Европу наследия Аристотеля. Представителями поздней схоластики считают номиналистов Дунса Скотта и Уильяма Оккама.
В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.
Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.
Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.
- Оглавление
- 1. Мифологическое мировоззрение и его специфика.
- 2. Социально-исторические условия возникновения философии
- 3. Состав и структура философского знания.
- 4. Методы философского познания.
- 5. Социальные функции философии.
- 6. Философия и мифология.
- 7. Философия Демокрита
- 8. Софисты и Сократ
- 9. Онтология Платона
- 10. Гносеология Платона
- 12. Онтология Аристотеля.
- 13. Гносеология и логика Аристотеля.
- 14. Социально-политические взгляды Аристотеля.
- 15. Теоцентризм средневековой философии
- 16. Духовная эволюция а. Августина
- 17. П. Абеляр о нравственности христианина.
- 18. Ф. Аквинский о гармонии веры и разума.
- 19. Ф. Аквинский- классик схоластической философии
- 20. Спор между рационализмом и номинализмом в средневековой философии.
- 21. Ф. Бэкон об истине и заблуждении.
- 22. Рационализм р. Декарта.
- 23. Гносеология Дж. Локка
- 24. Социально-политические взгляды т. Гоббса
- 25. Монадология Лейбница и атомистика Демокрита: сравнительный анализ
- 26. Пантеизм б. Спинозы.
- 27. Этика б. Спинозы: соотношение свободы и необходимости
- 28. Философия Французского Просвещения XVIII века.
- 29. Гносеология и. Канта
- 30. Этическое учение и. Канта
- 31. Логическое учение г. Гегеля.
- 32. Философия истории г. Гегеля.
- 33. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 34. Л. Фейербах как критик христианства.
- 35. Коммунистическое общество: утопия или сверхдальний прогноз.
- 36. Г. В. Плеханов о материалистическом понимании истории
- 37. Вклад в. И. Ленина в пропаганду и развитие марксистской философии
- 38. Основные идеи позитивизма
- 39. Основные идеи прагматизма
- 40. Философия а. Шопенгауэра.
- 41. Философия ф. Ницше
- 42. Феноменология Гуссерля
- 44. Проблема смысла жизни в философии а. Камю.
- 45. Э. Фромм: «иметь или быть».
- 46. Теория цивилизаций о. Шпенглера
- 47. К. Ясперс о смысле истории
- 48. А. Герцен как гносеолог и социальный мыслитель
- 49. Философские взгляды н. Г. Чернышевского
- 50. Философия истории л. Н. Толстого.
- 51. Метафизика «всеединства» в. Соловьева
- 52. Персонализм н. Бердяева
- 53. Н. Бердяев о истоках и смысле русского коммунизма.
- 54. З. Фрейд о структуре человеческой психики
- 55. Религиозная картина мира.
- 56. Натурфилософия как составная часть философского мировоззрения.
- 57.Современная научная картина мира.
- 58. Движение как атрибут материального мира и проблема воспроизведения движения в знании
- 59. Классификация форм движения материального мира и ее методологическое значение для научного познания
- 60. Общество как сверхбиологическая реальность
- 61. Гражданское общество и государство
- 62. Культура и общество
- 63. Антропосоциогенез, его этапы и факторы
- 64. Своеобразие общественной жизни как объекта познания и его отражение в философско-социологической мысли
- 65.Взаимодействие общества и природы в истории и его отражение в социально-философской мысли
- 66. Современный экологический кризис: причины его возникновения и пути выхода
- 67. Народонаселение как предпосылка и результат общественного развития; современные демографические проблемы
- 68. Социально-экономическая структура общества
- 69. Этническая структура общества. Межнациональные отношения в современном мире.
- 70. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 72. Диалектика прав и обязанностей человека
- 73.Социальный детерминизм и свобода в деятельности людей
- 74. Регламентация и саморегуляция в человеческом поведении
- 75. Жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни и различные варианты ее решения
- 76. Проблема сознания в философии
- 77. Сознание и язык
- 78. Проблема идеального.
- 81. Сознание и мозг. Психофизическая проблема
- 83. Загадочные явления человеческой психики и сознания
- 84. Духовная жизнь общества: основные подходы к изучению
- 85. Идеология и ее социальные функции
- 86. Специфика обыденного сознания
- 87. Чувственное познание и его формы. Роль чувственности в познании
- 88. Рациональное познание и его формы. Роль мышления в познании
- 89. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Полемика между сенсуализмом и рационализмом в истории философской мысли
- 90. Интуиция и ее роль в познании
- 91. Познание и понимание. Основные проблемы герменевтики
- Понимание в философии
- 93. Знание и вера: различные варианты ее решения в истории философской мысли
- 94. Проблема природы категорий в истории философии
- 95. Диалектико-материалистический метод мышления
- 96. Диалектика количества и качества в бытии и познании
- 97. Диалектика содержания и формы в бытии и познании
- 98. Диалектика возможности и действительности в бытии и познании
- 99. Диалектика причины и следствия в бытии и познании.
- 101. Диалектика единичного и общего в бытии и познании
- 103 Проблема противоречия в истории философской мысли
- 104. Диалектическая и формальная логики.
- 105. Диалектика и ее антиподы: софистика, эклектика, релятивизм, догматизм
- 106. Диалектический и метафизический методы мышления, их соотношение.
- 107.Наука как исторически определенный вид познавательной деятельности; критерии научности
- 110. Методы эмпирического познания.
- 111. Методы теоретического познания
- 112. Общенаучные методы познания
- 113. Эмпирический и теоретический уровни научного познания и их взаимосвязь
- 114. Наука и паранаука
- 115. Искусство как специализированный вид эстетического освоения мира
- 116. Художественный образ и научное понятие
- 117. Роль искусства в жизни общества и личности
- 118. Искусство и философия
- 119. Основные элементы религиозного системного комплекса Религиозное сознание